"Загадки электричества"

Автор: Нечаева Ольга Глебовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Слободская школа им.Г.Н.Пономарёва"
Населённый пункт: дер. Слобода, Грязовецкий район, Вологодская область
Наименование материала: Конспект занятия пропедевтического курса "Здравствуй, физика!" для 5 класса с мультимедийной поддержкой
Тема: "Загадки электричества"
Дата публикации: 02.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект занятия пропедевтического курса «Здравствуй,

физика!» для 5 класса с мультимедийной поддержкой
(ИКТ-технологии)
Нечаева Ольга Глебовна,

учитель физики

Тема занятия
:
«Загадки

электричества»

Цели занятия
: 1. Познакомить учащихся с понятием «электризация», объяснить суть данного явления 2. Рассмотреть способы электризации 3. Изучить взаимодействие заряженных тел 4. Познакомить со средствами защиты от статического электричества
Применяемые на занятии методы обучения
:  Метод проблемного обучения  Деятельностно-поисковый метод
Ход занятия:

I

. Организационный момент
(приветствие учащихся, проведение инструктажа по правилам ТБ во время занятия, указание темы, изученной накануне)
II.

Активизация мыслительной

деятельности:
А) «Атомная разминка»
 Вспомним как устроен атом (ОТВЕТЫ: в центре ядро, состоящее из положительных протонов и нейтронов, не имеющих заряда, вокруг ядра движутся отрицательные электроны)  С помощью таблицы хим. элементов Д.И. Менделеева в учебнике (стр.32-33) определите: модель атома какого химического элемента показана на доске (на доске заготовка: модель атома азота, составленная из кружков, обозначающих электроны, нейтроны и протоны)  Найдите ошибки, допущенные в этой модели (ОТВЕТЫ: 1. не достаёт одного нейтрона в ядре; 2. два лишних электрона на первой оболочке, они должны быть на второй оболочке 3. один электрон совсем лишний, должно быть 7, столько же, сколько и протонов в ядре.)  Задание: пользуясь таблицей в учебнике соберите самостоятельно на столе модель атома углерода (6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов (2 и 4))  Задание: 1-ому ряду – убрать один электрон 2-ому ряду ничего не надо менять 3-ему ряду – добавить один электрон ВОПРОС: Каким стал заряд атома по знаку? (положительным, нейтральным, отрицательным) Попробуйте сделать вывод о том , в каком случае атом имеет положительный и отрицательный заряд, и в каком случае заряда не имеет. (ОТВЕТ: 1. Если электронов больше, чем протонов, то атом заряжен отрицательно. 2. Если электронов меньше, чем протонов, то атом заряжен положительно. 3. Если электронов и протонов поровну, то атом нейтрален (не имеет заряда)) Б) Повторение темы «Силы в природе»
слайд №4 начало (ответы закрыты)
ВОПРОСЫ: 1. Какие вам известны силы, существующие в природе? (Ответы: сила тяжести, сила упругости, сила трения)
2. Когда возникают эти силы? (Ответы: С. Тяжести – вследствие притяжения к Земле; С.упругости – при деформации тел; С. Упругости – при скольжении одного тела по поверхности другого) 3. Как действие сил можно продемонстрировать с помощью следующих предметов (санки, резиновый мяч, пружина, книга)? УЧЕНИКИ ДЕМОНСТРИРУЮТ (Санки – сила трения, мяч – сила упругости, пружина – сила упругости, книга – сила тяжести)
слайд №4 продолжение

III.Актуализация знаний (мотивация)
А сейчас я проведу простой опыт: натираю пластиковую линейку сукном и подношу к бумажному человечку, который лежит на столе. Под действием натёртой линейки (или эбонитовой палочки) человечек поднимается. Как вы думаете, под действием КАКОЙ СИЛЫ человечек поднимается??? (подсказки: вспомните что происходит когда с коробки с порошком снимают полиэтиленовый пакет?, когда снимают синтетический свитер??) (ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
электрическая

сила
, дети 5 класса могут не догадаться!!!) Учитель: Почему возникает эл. сила? Почему в одних случаях она действует, а в других нет? Как взаимодействуют наэлектризованные тела? В области, связанной с понятием «электричество», ещё очень много для вас неизведанного и не разгаданного. Поэтому, наше занятие сегодня, будет называться «ЗАГАДКИ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА»
IV. Изучение нового материала:
Откроем тетради и на бланке пишем название темы сегодняшнего занятия. По ходу занятия заполняем пропуски на бланке в соответствии со схемами на слайдах 1. Первая загадка: С каким словом, которое мы сегодня уже упоминали, все указанные слова (
слайд№6)
имеют один корень (ОТВЕТ: электрон) 2.
Слайд №7
Сведения из истории (СВЯЗЬ между: древние греки – янтарь; янтарь – электрон)
ВОПРОС: Кто знает, что такое янтарь и что из него делают сейчас? (ОТВЕТ: янтарь – окаменевшая смола древнейших деревьев, из него делают украшения)
Слайд №8
ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ: настоящие изделия из янтаря (например бусы, серьги…) 3.
Слайд№9
Проведём первый эксперимент «Наблюдение электризации» А) мелкие листочки бумаги высыпаем из коробочки на лист Б) натираем линейку или ручку (из пластмассы) кусочком меха (или о волосы) В) подносим к листочкам ВОПРОС: Какая сила действует на листочки???? Сколько тел должно участвовать в электризации? (ОТВЕТЫ: электрическая сила, два тела)
Слайд №10
4.
Демонстрация
опыта с палочкой и электрометром; объяснение сути электризации: с одного тела на другое переходят электроны, где их больше заряд отрицательный, где их меньше заряд положительный способы электризации (трение, прикосновение) НАПОМИНАНИЕ: не забываем заполнять бланк занятия

Слайд №11
Какая весёлая собака появилась, чтобы это значило? (пришло время физкультминутки) 5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (электронная - по ссылке «Смайлик») (встаём, руки на поясе, включаются в работу глаза (моргать, следить за объектом) и голова (повороты)) Закончили, садимся, продолжаем работать. 6.
Слайд №12
информативный А) стеклянная палочка, потёртая о шёлк ( или бумагу) имеет знак «+» (шёлк –«-») Б) эбонитовая палочка, потёртая о мех ( или шерсть) имеет знак «-» (мех – «+») Определять заряжено тело или нет, мы будем с помощью прибора, который называется ЭЛЕКТРОСКОП (ЭЛЕКТРОМЕТР) демонстрация действия самих приборов и просмотр анимации (ЭОР по ссылке) 7.
Слайд №13
Давайте поможем Аладдину (решение задачи, текст задачи не только на слайде, но и перед глазами у ребят на столах) (ОТВЕТ: Аладдин должен потереть стеклянную часть лампы шёлковым халатом, чтобы зарядить её положительно, тогда добрый джин выполнит три его желания) 8.
Слайд№14
Проведём ещё один эксперимент: Потереть мехом 2 полиэтеленовые плёнки и поднести натёртыми сторонами друг к другу.(Одна подвешена на штативе, вторую подносим) Что вы наблюдаете?? (ОТВЕТ:отталкивание) А что было бы, если зарядить плёнки по- разному? Какие будут предположения?
Чтобы утвердиться в ответе посмотрим видеосюжет «Взаимодействие заряженных тел» (использование телевизора и видеоплеера) Какой вывод можно сделать по результатам вашего эксперимента и увиденного сюжета? (ОТВЕТ: Одноимённо заряженные тела – отталкиваются. Разноимённо заряженные тела – притягиваются)
СЛАЙД№15
(если времени достаточно, можно посмотреть видеосюжет «Электризация» по ссылке
слайд №16 )

V. Первичный контроль знаний (СЛАЙД №16)
Определить заряд тел. Ответы показывать с помощью кружочков «+» и «-» из наборов.
VI. Связь с жизнью (практическая направленность) (СЛАЙДЫ 17-19)
А) Электризация в быту Б) Средства защиты от статического электричества В) Электричество в природе («Гроза») ссылка на слайде №19
VII.Рефлексия (СЛАЙД№20)
1. Полезны ли полученные на занятии знания? 2. Где они могут пригодиться? 3. Изобразите своё отношение к занятию на белых кружочках (в виде смайлика) и, уходя, оставьте его на магнитной доске. Возможные варианты показаны на слайде: 1.
Если вам было интересно и захотелось вернуться в кабинет физики. 2. Если вам было всё равно. 3. Если вам на занятии было скучно.
VIII. Организованное окончание занятия (порядок на рабочих местах)

Приложение 1

Тест по теме «Электризация тел»

1
.Сколько тел учувствует в электризации? А.1. Б.2. В.3
2
.Каким образом можно передать заряд от одного тела к другому? А.Соприкосновением тел. Б.Трением. В.Нет ни одного верного ответа
3
.Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака? А.Притягиваются. Б.Отталкиваются. В. Никак не взаимодействуют
4.
Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака? А.Притягиваются. Б.Отталкиваются. В. Никак не взаимодействуют
5
.Какой заряд называют положительным? А.Заряд, полученный на эбонитовой палочке потертой о шерсть. Б. Заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк.
6
.Какой заряд называют отрицательным? А.Заряд , полученной на эбонитовой палочке потертой о шерсть. Б. Заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк.
Приложение 2

Помогите Аладдину
Аладдин поглубже запахнул полы своего единственного шелкового халата, обмотался своим единственным шерстяным шарфом и опустился в холодное подземелье, где нашел странную лампу: одна её часть была стеклянной, а другая - сделана из янтаря. На лампе были написаны странные символы: лампа (+) добрый джин три желания лампа (-) злой джин Что должен сделать Аладдин?

Приложение 3

Бланк занятия

Тема занятия
:______________________________________________________ Слово «электричество» произошло от слова «____________________» На древнегреческом языке это слово означало «__________________»
Электризация тел:

Способы электризации:

Два рода зарядов:
1)_____ Получается при натирании палочки из _____________ шёлком. 2)_____ Получается при натирании палочки из ______________ мехом.
Взаимодействие зарядов:
Одноимённо заряженные тела _____________________ (Например, _____ и _____ или _____ и _____) Разноимённо заряженные тела _____________________ (Например, _____и ____или _____ и _____)
Предотвращают появление статического электричества в бытовых

условиях:
_______________________; _________________________; _______________________; __________________________ .