Конмспект урока по физике "Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний"

Автор: Кривошеева Галина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Акбулакский политехнический техникум"
Населённый пункт: Акбулак
Наименование материала: конспект
Тема: Конмспект урока по физике "Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний"
Дата публикации: 03.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум»
План занятия по дисциплине:
ФИЗИКА

Тема занятия: Механические колебания. Амплитуда, период, частота

колебаний

Цели занятия: образовательная:
- ввести понятия колебательного движения; - объяснить, что такое свободные и вынужденные колебания и условия существования колебаний; - рассмотреть величины, характеризующие механические колебания: амплитуда, период, частота;
развивающая:
-развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, знать роль колебаний в жизни человека.
Воспитательная
Продолжить формирование эстетического вкуса студентов через демонстрацию и наглядность, вызвать желание постоянно пополнять свои знания
Вид занятия:_
теоретический
Оснащение:
Ноутбук, проектор, электронный учебник, маятник на штативе
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ



Этапы занятия, вопросы занятия

Формы и

методы

обучения

Времен-

ная

регламен

-тация
1
Организационный этап:
 Проверка посещаемости  Проверка готовности студентов к занятию Установление готовности группы к уроку. 1-2 мин. 2
Актуализация опорных знаний:
Проверка домашнего задания
(слайд 3)
Дайте определение следующим разделам физики: Механика. Динамика. Кинематика. Статика. Дайте определение следующим понятиям физики: Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия Сформулируйте закон сохранения энргии
Тестирование «
Заполните не достающие элементы определения» (студенты заполняют рабочий лист приложение №1)
(слайд 4)
Результаты тестирования студенты оценивают в соответствии с предложенными критериями и результаты заносят в Фронтальная беседа, тестирование 5-7 мин.
рабочие листы
(слайд 5)
3
Мотивационный момент:
1. Обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного освоения физики Мир удивителен и многообразен. По СМИ каждый день можно слышать и наблюдать информацию о колебании курса валют, колебаний цен на акции и пр.
(слайд 6)
Наблюдали ли вы колебания в жизни? Сообщение темы занятия
(слайд 7)
2. Вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия (Цели урока: 1. Сформулировать понятие колебательного движения 2. Рассмотреть величины, характеризующие механические колебания 3. Узнать о роли колебаний в жизни человека.)
(слайд 8)
Великий итальянский ученый Галилео Галилей всю жизнь посвятил физике и астрономии, сделав ряд важнейших открытий. Уже в студенческие годы Галилей увлекся изучением колебаний. Он обнаружил, что колебания маятника не зависят от его массы, а определяются длиной подвеса. Сохранилось придание о том, как молодой студент медицинского факультета Галилео Галилей в одно из воскресений 1583 года с интересом следил за качанием лампад в церкви. По ударам пульса он определил время, необходимое для полного размаха лампад. С этого времени ему пришлось медицину оставить и сосредоточиться на физике
(слайд 9)
Беседа. Анализ деятельности 2-4 мин 4
Работа по теме занятия:

Механические колебания — частный случай

механического движения.(слайд 10)
 Механическое колебание – это движение, которое точно или приблизительно точно повторяется через равные промежутки времени, при котором тело смещается относительно положения равновесия, отклоняясь от него, то в одну, то в другую сторону. (демонстрация с применением маятника) Особенность механических колебаний – периодичность.
(слайд 11)

Виды колебаний (слайд 12)
 Свободными колебаниями называют колебания, которые совершает система под действием внутренних сил.  Систему тел
,
которая способна совершать свободные колебания, называют колебательной системой.  Свободные колебания затухающие или нет? Свободные колебания рано или поздно затухают и прекращаются, т.к. энергия уменьшается с течением времени. Обычно затухание происходит под действием сил сопротивления среды.  Условия существования свободных колебаний: - наличие состояния устойчивого равновесия; Работа с применением ИКТ Электронный учебник 20-25 мин
- наличие внутренней силы, возвращающей систему в состояние равновесия; - наличие инертности, благодаря которой она не остается в состоянии равновесия; - малое трение.
Величины, характеризующие колебательные

движения: (слайды 13, 14), (демонстрация с

применением маятника)

Амплитуда
(х m )- максимальное расстояние, на которое тело отклоняется от положения равновесия .
Период
(Т, ед. изм. с) - время одного полного колебания.
Т=t/n; Т=1/υ
;
Частота
(υ, ед. изм. с -1 или Гц) - число колебаний за единицу времени.
υ=n/t; υ=1/Т
;
Колебания вокруг нас (слайды 15 - 19)
5
Подведение итогов занятия, оценка результатов

работы (слайд 20)
Беседа 2-3 мин 7.
Домашнее задание 14.3.260-261 с.
1-2 мин 8.
Рефлексия: насколько достигнута цель и задачи

занятия? (слайд 21)
Беседа 1-2мин Преподаватель физики высшей квалификационной категории: Г.А.Кривошеева

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Рабочий лист
Ф.И. учаще_____ _________________________ № группы _________ Во время проверки домашнего задания Я отвечал __________ раз Оцениваю свою активность на _____баллов (по 5 бальной системе)
Заполните не достающие элементы определения
1. Механика - это раздел физики изучающий___________________________________ 2. Раздел механики, изучающий движение тел под действием приложенных к ним сил называется ______________ 3. Раздел механики, изучающий способы описания движений и связь между величинами, которые характеризуют эти движения, называют _____________ 4. __________________ раздел механики, предметом которого являются материальные тела, находящиеся в состоянии покоя при действии на них внешних сил 5. О ________________________ говорят тогда, когда тело меняет свое положение в пространстве под действием силы. 6. ______________ – это соотношение работы и интервала времени, за которое она обычно совершается. 7. _____________одно из основных свойств материи -- мера ее движения, а так же способность производить работу 8. _______________один из наиболее фундаментальных законов, согласно которому важнейшая физическая величина Энергия сохраняется в изолированной системе
Критерии оценивания тестирования
• 8 правильных ответов оценка «5» • 6 правильных ответа оценка «4» • 5 правильных ответа оценка «3»
Оценка_____________

Мои знания достойны оценки__________

Нужное подчеркнуть
Много понял, многому научился – Я удовлетворен своей работой на уроке – Как мало я знаю, мне надо многому научиться -