"Зависимость детей на первой ступени обучения современными компьютерными технологиями"

Автор: Садыкова Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска "Лицей №145"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Зависимость детей на первой ступени обучения современными компьютерными технологиями"
Дата публикации: 03.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Компьютерная зависимость детей младшего школьного

возраста и пути решения этой проблемы совместно с

родителями
В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания, компьютерная зависимость. Подробно остановимся на компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста, которая охватила и обучающихся нашего учебного заведения. Каким образом мы совместно с родителями организовали работу по ограничению детей в компьютерные игры. Сложившаяся ситуация требует экстренного поиска эффективных методов и средств по предупреждению игровой компьютерной зависимости, которые основаны на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку. Особую роль в способности и возможностях младшего подростка противостоять игровой компьютерной зависимости играют психологические особенности его личности, внутренние механизмы реагирования, взаимодействии, адаптации к жизненным обстоятельствам. На общешкольном родительском собрании среди родителей, обучающихся начальной школы, была проведена анкета о том, как родители относятся к тому, что дети играют в компьютерные игры. После обработки анкет было видно, что в семьях младших школьников с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости родители довольны тем, что их дети
часто играют в компьютерные игры. При этом в таких семьях родители часто покупают своим детям различные новинки, а иногда сами играют вместе с детьми в компьютерные игры. Таким образом, семьи, в которых родители балуют своих детей, часто покупая им компьютерные игры, риск возникновения игровой компьютерной зависимости значителен. Родители специально покупают игры, чтобы ребенок больше времени находился дома, а не за его пределами, им так спокойнее. Проблема игровой компьютерной зависимости не рассматривается родителями как проблема. Многие родители не знакомы с правилами техники безопасности и стандартами работы с компьютером для детей младшего школьного возраста. У ряда родителей не сформирована культура общения с современной компьютерной техникой. Многие родители убеждены, что компьютерные игры выполняют развивающую функцию и выступают в качестве средства повышения потенциалов ребенка. Часто родители сами ориентируют своих детей на компьютерные игры: покупают им различные новинки, обещают детям, что, сделав уроки, они смогут играть столько, сколько захотят и т.д. Родители верят, что компьютерные программы могут научить ребенка определенным моделям поведения, развить определенные навыки и умения. Многие родители считают, что благодаря компьютеру дети быстрее обучаются. Поэтому свою работу по компьютерной зависимости мы начали именно с родителями. В школе были организованы круглые столы, дискуссии, на которых родители делились своими мыслями о том, сколько времени в день дети проводят за компьютером, какие игры предпочитают. На такие собрания были приглашены психологи, которые рассказывали родителям о вреде компьютерной зависимости. Так же была разработана программа по борьбе с компьютерной зависимостью.

Программа разработана с учетом требований:
Закона «Об образовании»; Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
Цель программы:
формирование целостной системы профилактики интернет – зависимости у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
 формирование здорового жизненного стиля;  формирование стратегий поведения и личностного ресурса.  формирование знаний в области безопасности детей, использующих Интернет,  СМИ, различные виды телекоммуникаций;  изучение технологий и средств защиты информации;  формирование навыков по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом;  организация просветительской работы с родителями и общественностью. Программа реализуется на основе использования различных форм работы и предусматривает возможность построения индивидуальных траекторий обучения. Для реализации данной программы используются личностно- деятельностные и проектно-исследовательские методы. Реализация программы предусматривает проведение лекций, практических занятий, семинаров, круглых столов, деловых игр, дискуссий, консультаций, выпуск газет, памяток. Мы стараемся привлекать детей и родителей совместно участвовать в телекоммуникационных проектах. Потому что семья - это широкий
временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.