"В гостях у бабушки Веретёны"

Автор: Зверева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №125
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: "В гостях у бабушки Веретёны"
Дата публикации: 03.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Приложение № 1.1 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 125» г. Оренбург
Конспект

образовательной деятельности.

на тему: «В гостях у бабушки Веретёны»

Подготовительная группа
Подгото вила: Зверева Елена Геннадьевна воспитатель высшей квалификационной категории [Введите текст]
2 г.Оренбург
Цель:
развитие познавательного интереса к традиционному промыслу пуховязания Оренбургской области у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Воспитательные -воспитание у детей уважения и интереса к труду Оренбургских мастериц-вязальщиц; -воспитание гордости за родной край, в котором живут. -воспитание любви и уважения к близким людям, желание доставить радость своей работой. Развивающие: -развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования. -развитие познавательного интереса . -развитие мелкой моторики. Образовательные: -закрепление знания и представления детей о народном промысле Оренбургского края - Оренбургском пуховом платке, его назначении, способе изготовления. -ознакомление детей с принадлежностями для изготовления пуховых платков. -закрепление навыков рисования в нетрадиционной технике "граттаж".
Расширение и активизирование словарного запаса:
паутинка, шаль, платок, косынка
,
прялка, веретено, чески, спицы, пяльцы, пух.
Предварительная работа:
 беседа с детьми о богатстве Оренбургского края;  рассказ об Оренбургской фабрике пуховых платков;  организация выставки «Оренбургский платок»;  рассматривание иллюстраций «Оренбургский пуховый платок»; узоров вязки платка.  знакомство с русской народной подвижной игрой «Наш платочек пуховой»;  разучивание русской народной песни «Прялица» Т.Ломовой  чтение стихов оренбургских поэтов об Оренбургском крае, пуховом платке. Зверева Елена Геннадьевна 2
3  изготовление основы под «граттаж».
Создание предметно – пространственной среды для

организации и проведения образовательной деятельности
: платки и паутинки разные по размеру и цвету, гребень, прялка, чески, веретено, спицы, пяльцы, клубки с пуховой нитью с шелком и без него, начатое изделие (платок) на спицах, ноутбук, графическое изображение узора каймы и платка, палочки с заостренным концом (апельсиновые палочки), основы под «граттаж» (вырезанные квадратные формы), магнитный мольберт.
Видеоряд:
презентация «Оренбургский пуховый платок»
Место проведения
: музей - русская изба
Приёмы руководства деятельностью детей в

образовательной деятельности:
1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: Приглашение детей в русскую избу 2.Приемы активизации деятельности детей в процессе образовательной деятельности: создание предметно - пространственной среды, проблемные вопросы к детям, сравнение, проблемная ситуация с элементами беседы «Что сначала, что потом?», анализ. 3.Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность в нетрадиционной технике, создание условий для свободного выбора детьми, комментирование, совместная трудовая деятельность. 4.Приемы поддержания интереса у детей: использовании ИКТ (показ презентации), ситуация выбора, игровая ситуация, русская народная подвижная игра «Наш платочек пуховой» текстовое и музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности. 5.Приемы оценки и самооценки: поощрение, обсуждение, совместное с педагогом и детьми определение качества детской деятельности.
Виды детской деятельности в образовательной

деятельности:
Игровая Двигательная Коммуникативная Познавательно - исследовательская Музыкально – художественная Трудовая Зверева Елена Геннадьевна 3
4
Ожидаемые результаты:
развитие у воспитанников интереса к традиционному промыслу пуховязания родного края; умение детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств; расширение и активация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей:
Проявляет самостоятельность. Активно участвует в совместной деятельности. Соподчиняет мотивы Эмоционально реагирует. Проявляет волевое усилие. Аргументирование своих высказываний и действий Взаимодействует с участниками образовательной деятельности.
ПЛАН

образовательной деятельности
1.Вводная часть 5 мин Приглашение детей в гости к Бабушке Веретене Рассматривание, сравнение пуховых платков Чтение стихотворения «Мне платок подарили пуховый» 2.Основная часть 22 мин Просмотр компьютерной презентации Проблемная ситуация с элементами беседы «Что сначала, что потом» Совместная трудовая деятельность «Ческа пуха вручную» Русская народная подвижная игра «Наш платочек пуховой» Проблемные вопросы к детям Совместная трудовая деятельность «Сматывание нити в клубок» Зверева Елена Геннадьевна 4
5 Исполнение песни «Прялица» Проблемные вопросы к детям Совместная трудовая деятельность «Растягивание платка на пяльцах» Чтение поговорок о труде Нетрадиционная техника рисования «граттаж» 3.Заключитьная часть 3 мин Оценка и анализ продуктов деятельности детей Чаепитие
Длительность образовательной деятельности
30 мин
Ход образовательной деятельности
Части образовательной деятельности Содержание образовательной деятельности Направления развития Вводная часть Приглашение детей в гости к Бабушке Веретене /Звучит тихая, спокойная музыка. В русской избе сидит бабушка Веретёна и вяжет платок/. Входят дети: Бабушка Веретёна: Здравствуйте ребята, проходите. Рада видеть вас. Меня зовут бабушка Веретёна. Дети: Здравствуйте, бабушка Веретена. А что вы делаете? Бабушка Веретёна: Я пуховый платок вяжу. А вы знаете какое время года сейчас? Дети: Зима. Социально – коммуникат ивное развитие Зверева Елена Геннадьевна 5
6 Рассматривани е, сравнение пуховых платков Бабушка Веретена: Правильно. Вот я и вяжу платок мягкий, теплый, для того, что бы он грел меня, вас и других людей. С давних времен вязание пуховых платков было любимым занятием женщин в Оренбургском крае. Посмотрите, ребята, какие платки я уже связала (показывает готовые изделия). Это изделие называется – платок. Вот это – шаль. Это – ажурные паутинки. А это – косынка, для моей маленькой внучки Полинушки. Вот эти платочки – крошки для ее кукол. Рассмотрите ребятишки их (дети рассматривают). Ребята, давайте сравним платок, шаль и паутинку. Чем они похожи? Дети: Формой – это квадрат; теплые и мягкие на ощупь; у платка, шали и паутинки есть кайма с узором и зубчиками. Бабушка Веретена: Молодцы. Чем же отличаются? Дети: Шаль и платок толстые, а паутинка тонкая, проходит через кольцо. У платка серединка без рисунка, у шали серединка с рисунком , а у паутинки – ажурный узор. Бабушка Веретена: Хорошо разглядели отличия. А вы знаете, чем славиться наш богатый Оренбургский край? Дети: Знаем. Газом, хлебом, солью. Бабушка Веретена: Правильно. А какой сувенир дарят гостям на память о хлебосольном городе Оренбурге, о городе искусных мастериц -вязальщиц? Познаватель ное развитие Речевое развитие Зверева Елена Геннадьевна 6
7 Чтение стихотворения Дети: Платок или паутинку. Бабушка Веретена: Да, ребята Только в Оренбурге вяжут шали Теплые и мягкие, как пух, Чтобы плечи женщин согревали, Чтоб огонь в их сердцах не потух. Бабушка Веретена: Пуховые изделия оренбургских мастериц известны не только в России, но и во всем мире! Может быть у вас у кого-нибудь есть оренбургкий платок? (ребенок читает стихотворение Выскубовой Ларисы Викторовны) Мне платок подарили пуховый, Оренбургский пуховый платок. Он согреет, как теплое слово, Даст мне силы, как влаги глоток. Этот пух, оренбургские козы Нарастили в степях среди гор, Где гуляют ветра и морозы, Чтоб сплела мастерица узор. Чтоб тончайшую нить отбелила, Расчесала искусной рукой, Людям сердце свое подарила, И тепло, и уют, и покой……. Бабушка Веретена: Ребята, а вы хотите узнать, как появляется пуховый платок? Основная часть Просмотр компьютерной Бабушка Веретена: Чтобы получился такой теплый платок, нужно много потрудиться.
Показ презентации

«Оренбургский пуховый платок»
Познаватель Зверева Елена Геннадьевна 7
8 презентации Проблемная ситуация с элементами беседы Бабушка Веретена комментирует презентацию Пуховый платок начинается с козы. Вот она красавица. Только в нашей области живут козы, пух которых нежный и теплый, так как зимы у нас морозные , такой теплый пух защищает животное от холода. В феврале с козы чистят пух гребнем (показывает гребень). Затем выбирают растительный мусор, стирают, просушивают пух, прочесывают гребнем, и пух становиться похож на облачко. Затем прядут, скручивают волокно шелковой нитью и сматывают в клубочек. Из этих тонких пуховых ниточек вяжут платки, паутинки. Затем стирают и растягивают на пяльцах. Вот сколько труда нужно вложить в один платок.
Проблемная ситуация с элементами беседы

«Что сначала, что потом»?
(Показывая чистый пух), как вы думаете, что я держу в руках? Дети: Пух. Бабушка Веретёна: Какого он цвета? Дети: Серого, но бывает и белый. Бабушка Веретена: Правильно, он бывает белого и серого цвета. (Показывает чески) Бабушка Веретена: Как вы думаете, что это за предмет? Дети: Это чески, для того, чтобы чесать пух». Бабушка Веретёна: Свой пух я уже перебрала, постирала, теперь можно прочесать (показывает). Кто хочет попробовать? А для чего, ребята, нужно ное развитие Социально – коммуникат ивное развитие Речевое развитие Социально Зверева Елена Геннадьевна 8
9 Совместная трудовая деятельность Проблемные вопросы к детям Русская народная подвижная игра прочесать пух? Дети: Что бы он был ровным, чтобы легче было прясть (бабушка Веретёна помогает). Бабушка Веретёна: Молодцы. Вот мы прочесали пух, что теперь можно делать? Дети: Прясть на прялке. Бабушка Веретёна: Правильно (подходит к прялке). Раньше такие прялки были в каждой русской избе, и начинали на ней прясть с детства. Она была самым почитаемым предметом в доме. Вот я его и прикрепила и начинаю прясть (прядет кудель, нить показывает детям, дети рассматривают), а готовую нить буду мотать на веретено. Пуховая ниточка готова. Устали? На Руси платки не только носили, с ними еще играли. Я вам предлагаю поиграть с платком в русскую народную игру «Наш платочек пуховой» (Участники игры образуют большой круг , Дети идут по кругу со словами: Наш платочек пуховой, Поиграть хотим с тобой. Ты беги платок по кругу, Выбирай скорее друга! Покружись, попляши И платочек покажи! В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от – коммуникат ивное развитие Познаватель ное развитие Физическое развитие Зверева Елена Геннадьевна 9
10 Проблемные вопросы к детям Совместная трудовая деятельность Исполнение песни водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит). Бабушка Веретёна: Вот и получилась у нас тонкая нить, а мы можем мотать ее в клубочки, как вы думаете? Дети: чтобы пуховая нить не рвалась, нужно к ней добавить тонкую шелковую нить. Дети помогают сматывать клубок Все готово. Теперь можно продолжить вязать платок. Чем я буду вязать? Дети: Спицами. Бабушка Веретёна: Правильно. Но мои спицы не простые, волшебные. Они помогают мне быстро связать платок (показывает уже начатое изделие). Платок у нас будет с узором на кайме. Какие узоры вывязывали мастерицы? Дети: Традиционные оренбургские узоры: "пшенка", "горох", "соты", "рыбки", "ягодка", "косорядки", "глухотинка", "мышиный след", "кошачья лапка". Бабушка Веретена: Раньше девицы-красавицы собирались на посиделки, где они пряли, вязали, вели беседы, пели песни. Давайте и мы с вами споем песню «Прялица» ( Т.Ломовой), а мальчики нам сыграют на балалайках. (девочки поют песню, бабушка Веретена вяжет, дети поют и наблюдают за работой). Бабушка Веретена: Ну вот, платок готов. (достает из корзины готовый платок). Что же делать дальше? Социально- коммуникат ивное развитие Познаватель ное развитие Художестве нно – эстетическо е развитие Зверева Елена Геннадьевна 10
11 Проблемные вопросы к детям Совместная трудовая деятельность Чтение пословиц и поговорок о труде Нетрадиционн ая техника рисования Дети: Нужно растянуть на пяльцах, придать форму платку. Бабушка Веретёна: Да, вот мы и сейчас растянем платок на пяльцах. Посмотрите, как я это делаю (дети помогают). Понравился ли вам платок? Дети: Очень красивый. Бабушка Веретена: Дивный платок у нас получился, сколько труда мы вложили в него! Простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любит. Ребята, вы знаете пословицы или поговорки о труде? Дети: Рабочие руки не знают скуки; Дело мастера боится; У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; Делу время - потехе час; Бабушка Веретена: А сейчас я хочу вам предложить нарисовать каждому свой платок, в подарок для дорогой мамы или бабушки. Рисовать мы будем специальными тоненькими палочками в технике «граттаж». Будьте осторожны при работе. Середина платка выделена квадратом, вы располагаете любой понравившийся вам узор, или придумайте свой. Постарайтесь сохранить ритм элементов. (Самостоятельная работа детей выполнится апельсиновыми палочками, можно -шариковой ручкой, зубочисткой. Элементы узоров на платках схематично расположены на магнитном Социально- коммуникат ивное развитие Речевое развитие Художестве нно – эстетическо е развитие Зверева Елена Геннадьевна 11
12 мольберте) Заключительна я часть Оценка и анализ продуктов деятельности детей Чаепитие Бабушка Веретена: Посмотрите ребята, какие красивые платки у вас получились! Ваши мамы и бабушки будут довольны! Ваня, какой узор использовал в своей работе? Соня, у тебя получился платок или паутинка?. Что сегодня нового вы узнали об оренбургском платке? Понравилось ли вам у меня в гостях? Бабушка Веретёна: А теперь, ребята, я приглашаю вас на чай с баранками и конфетами (дети рассаживаются за столы и пьют чай). Приходите ко мне еще в гости! До свидания! (Дети прощаются и уходят) Речевое развитие Зверева Елена Геннадьевна 12
13 Бабушка Веретена Зверева Елена Геннадьевна 13
14 Ческа пуха вручную Растягивание платка на пяльцах Зверева Елена Геннадьевна 14
15 Рассматривание пухового платка Зверева Елена Геннадьевна 15
16 Нетрадиционная техника рисования «граттаж» Зверева Елена Геннадьевна 16