"Использование уровневых знаний на уроке математики"

Автор: Паклина Ирина Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование уровневых знаний на уроке математики"
Дата публикации: 03.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование уровневых знаний

на уроке математики
Паклина И.А. учитель начальных классов г.Ноябрьск, МОУ СОШ №3 В процессе работы многие учителя сталкиваются с вопросами организации продуктивной работы учащихся при отработке определенного навыка или при самостоятельной работе. Задумалась над этим вопросом и я. У меня в классе обучаются дети очень разные по характеру, темпераменту, способностям, по интеллектуальному развитию. Поэтому работают они все в разном темпе. При коллективной, групповой работе или работе в парах медлительным ученикам работать проще. Однако при самостоятельной работе или при отработке навыка, что часто требуется в учебном процессе, эти дети испытывают затруднение и неловкость: пока такой ребенок еще только осмысливает задание или, вникнув в его суть, приступает к выполнению, многие другие дети уже сообщают о завершении своей работы. Поэтому и получается так, что ученика, который по какой-то причине работает медленно или имеет слабо отработанный навык, учитель постоянно торопит или ученик сам начинает торопиться, услышав, что другие дети уже справились с заданием, и думать о качестве выполняемой работы ему просто некогда. В то же время дети, которые закончили работу быстрее других, в лучшем случае получают от учителя дополнительное задание, чаще всего не связанное с предыдущим, в худшем - просто будут ждать остальных детей, мешая им работать. Чтобы устранить эту проблему, я разработала такие задания, которые позволяют каждому ученику работать: в своем темпе, дают полную нагрузку; его умственной деятельности и тесно связаны с тем материалом, которым нужно отработать или усвоение которого требуется проверить. В сборник помещены 250 задач. Задачи, числовые выражения уравнения для 1-4-го классов соответствуют основным разделам математики, изучаемым в школе первой ступени, и могут использоваться в рамках любой образовательной программы как традиционной, так и развивающих. Задания первого уровня сложности это стандартные задания. Второй третий уровни различаются степень: сложности, количеством выполняемых операций, заданий логического характера, пропедевтических заданий, но при этом все три уровня тесно связаны между собой. Работа должна вестись в строго последовательности по данному алгоритму: Знаешь, как решать - решай. Решил - приступай к выполнению задания следующего уровня. Таким образом, все ученики обязательно выполняют задание первого уровня, что способствует усвоение программного материала и позволяет учителю осуществить надлежащий контроль. Задания второго и третьего уровня выполняются детьми по мере возможностей. Эти задания направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика, способствуют его продвижению вперед и снимают проблему занятости детей на данном этапе урока. Как я организую самостоятельную работу на уроке? На каждой парте лежит сборник заданий. На доске записан приведенный выше алгоритм. У каждого ученика на парте лежит сигнальный кубик. Три его грани выкрашены в красный, синий, желтый цвета. На оставшихся трех записаны цифры 1, 2, 3. Класс
не делится на группы.
Все дети находятся в одинаковых условиях. Даю задание: решить задачу. Дети читают условие. Если ученик понял, как решить задачу, он ставит кубик зеленой гранью к учителю, что означает: «Я могу решить сам». Кубик, повернутый к учителю красной гранью, говорит: «Я затрудняюсь». Таким образом, я получаю информацию о деятельности всего класса. Обычно испытывают трудности 2-4 человека в классе. Я приглашаю этих детей за отдельный стол или к доске, где приготовлены разные предметы, схемы, таблицы, которые могут помочь в решении задачи, и работаю с ними. При этом ограничиваюсь минимальными пояснениями и не
вмешиваюсь в самостоятельную работу ученика. Даю каждому возможность самому преодолевать трудности, связанные с решением рассматриваемой задачи. Одновременно, слежу за остальными детьми. Сигналы желтого цвета говорят об окончании работы. Использование сигнальных кубиков позволяет мне видеть в каждый момент работы всех учащихся, оказать незамедлительную помощь нуждающимся в ней. Задания второго и третьего уровней помогают выявлять учеников, способных к выполнению более трудных заданий, развивать их умственные способности, отрабатывать навыки решения задач, счета, а также занимать их в то время, когда мне приходится помогать другим детям. Проверка такой работы проводится тоже в определенной последовательности. Сначала проверяю задания первого уровня, которые должны выполнить все. В этот момент дети ставят кубик так, чтобы он был повернут к учителю гранью с цифрой 1, что говорит о выполнении ими задания первого уровня. Решение обсуждается и проверяется. Далее всем классом читаем задание второго уровня, и на партах появляются сигналы с цифрой 2 - их, конечно же, меньше. Дети, выполнившие это задание, поясняют свои решения, а в их обсуждении принимает участие весь класс. Аналогично проверяется выполнение задания третьего уровня. Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задание только первого уровня. У детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала: формируются навыки решения задач и их письменного оформления, вычислительные навыки, развивается мышление, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе. Все больше убеждаюсь, что такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность. При такой работе с каждым годом в классе увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней. Отметки выставляются за выполнение заданий первого уровня обязательно, а за выполнение е заданий второго и третьего уровней - по усмотрению учителя. 1 -й уровень 2-й уровень 3-й уровень Задачи Огородник собрал 2 ящика помидоров по 9 кг в каждом и 8 таких же ящиков огурцов. Сколько килограммов овощей собрал огородник? Все овощи он засолил в бочках по 18 кг в каждой. Сколько бочек с овощами получилось? За первые три месяца семья съела овощи из трех бочек. Какие овощи это могут быть, если в бочке овощи одного вида? Выражения 98-75 45-23 54-21 67-34 76-11 34-13 47-23 56-32 29-1778-34 49-14-23 68-11-35 45+ □>98 79- □=27-13 Сравни: 68-33....68-15-14