"Искусство педализации как проявление звукотворческой воли"

Автор: Комиссарова Лариса Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Искусство педализации как проявление звукотворческой воли"
Дата публикации: 04.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Комисарова Лариса Анатольевна, педагог дополнительного образования по классу фортепиано, МАУДО «Центр детского творчества» г.Нижневартовск
Искусство педализации как проявление

звукотворческой воли
Педаль – лунный свет, льющийся на пейзаж!
Ферруччо Бузони
Вопросы педализации неотъемлемая часть фортепианной методики. Умение педализировать – это один из компонентов художественного мышления музыканта-исполнителя, в котором проявляется творческое воображение и яркость образных представлений, глубина понимания музыки и чувство стиля, богатство звуковой палитры и, наконец, артистичность. В связи с этим обучение педализации абсолютно неотделимо от звучания музыки, ее живого исполнения. На наш взгляд, обучение педализации – неотъемлемая часть всего педагогического процесса. Ведь любая работа над педализацией – это работа для слуха, возможность развития музыкально-эмоциональных творческих процессов. Благодаря этому умению обучающиеся учатся не только слушать, различать оттенки звучания; у них воспитывается вкус к педальным оттенкам, к изменениям красок звука, формируется способность подчинять педаль (и ногу) требованиям слуха. Формы и приемы употребления педализации в процессе исполнения музыкального произведения бесконечно многообразны. Но мы попытаемся выделить несколько общих принципов ее применения, акцентируя внимание на соотношении педализации со стилем, фактурой, регистром, темпом и динамикой. Именно эти сочетания способствуют овладению культурой педализации. 1
Конечно же, мастерство педализации возможно только при понимании и тотальном эмоциональном погружении в каждое конкретное произведение, навыку приспособления к особенностям музыкального инструмента и акустики. Все это – яркие признаки действительно творческой индивидуальности исполнителя. Бесспорно, понимание того, что педаль является одним из необходимых средств выразительности, должно сформироваться у обучающихся еще на первом году занятий. Ребенок должен понять, что лирическое музыкальное произведение предполагает более продолжительную, тягучую педализацию, чем ритмичный марш. Как же сформировать в процессе обучения игре на фортепиано это умение? Рассмотрим несколько примеров. 1. При работе над педализацией необходимо легко и ненавязчиво демонстрировать движения, стараясь вызвать ощущение единения ноги и педали, но в первую очередь опираться на собственный слух. Например, вот здесь требуется legato, а здесь staccato и нога должна молниеносно реагировать на требование слуха. Только систематическое «вслушивание» поможет обучающемуся чувствовать необходимость педального звучания в тот или иной момент произведения. 2. Научить правильной педализации возможно только постоянно развивая хороший музыкальны вкус у обучающихся. Ведь чем больше юный исполнитель слышит гармонически совершенной музыки, тем лучше развивается в нем необходимое умение. 3. Не менее важно еще в начале обучения игре на фортепиано выработать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приемом использования педализации, развивать у обучающихся инициативу в поисках звуковых оттенков с помощью педали. В педагогической практике часто встречаются различные системы характеризующих процесс работы педали инструмента. Мы остановимся на 2
классификации педалей, которую предлагает А.П. Щапов. Он выделяет 7 основных форм использования педали фортепиано.
1. Короткая связующая

педаль


соединят звучания, не связуемые пальцами. Её применяют для достижения плавности повторных звуков. Главное правило – не нажимать педальную лапку до дна: она должна быть опущена чуть ниже демпферного уровня.
2. Мелодическая педаль –
используется для окраски и подчеркивания некоторых звуков мелодии. Чаще всего ее применяют при исполнении полифонических пьес.
3.

Гармоническая педаль –
подчеркивает колорит как отдельных гармоний, так и целого ряда аккордов. Часто её сочетают со связующей, но в таком случает необходимо уметь окрашивать ряд аккордов, не связывая их.
4. Вуалирующая педаль -
делает звучание быстрых узоров более слитным и текучим. Для этого с большей или меньшей частотой берется короткая педаль, захватывающая в определенном месте узора некоторый ряд звуков (лапка нажимается неглубоко).
5. Фоновая педаль -
создает звучащий фон из звуков, не удерживаемых пальцами. Фундаментом этого фона является полноценно звучащий басовый звук, однако совсем нередко звучащий фон образуется только из звуков среднего регистра. Педальный фон часто составляется не только из аккордовых, но также и не аккордовых звуков, что требует, очевидно, особо тщательного контроля слуха.
6. Полупедаль –
имеет несколько различных приемов: а) полунажатие педали, имеющее место в различных видах короткой педали: связующей, короткой мелодической, короткой гармонической, вуалирующей, вибрирующей. Все эти приемы не допускают глубокого нажима лапки педали, так как ее быстрое обратное движение из глубокого нижнего положения неизбежно приводит к шуму; б) быстрая подмена педали, при которой демпферы успевают заглушить или хотя бы ослабить звучание струн среднего регистра, но не успевают 3
заглушить бас; широко известным примером является кода (на тоническом органном пункте).
7. Левая педаль –
применяется для изменения тембра. Обычно левая педаль применяется лишь как более или менее длительно действующий «регистр». Между тем ее можно давать и коротко, как одной из средств тонкой выразительности. Музыкальный педагог, композитор, пианист Антон Рубинштейн говорил: «Педаль – это душа фортепиано». Нельзя не согласиться с этим высказыванием. Применение педали играет огромную роль при фортепианном исполнении. Только тогда, когда педаль оказывает реальное художественное воздействие, является краской – ее применение считается оправданным. Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что искусство педализации является индивидуальным проявлением за фортепиано звукотворческой воли. Художественная педаль – это нечто неподдающееся объяснению, волшебное и таинственное, формируемое звукотворческой волей в процессе творческого акта исполнения. Педаль играет важную роль. Во-первых, педаль придает звуку музыкального инструмента полноту, плавность, красоту и способность резонировать. Во-вторых, она делает возможным связывание, которое без нее поддается осуществлению с большим трудом. В-третьих, именно благодаря ей мы можем совершать arpeggiando в момент исполнения той или иной музыкальной фразы, естественно, если она того требует. Для совершенствования навыка педализации мы предлагаем ряд следующих практических советов: 1. Развивать навык педализации необходимо в комплексе других исполнительских музыкальных умений – слуховых, координационных, динамических, артикуляционных. 2. Обучающиеся должны знать, что педаль – душа фортепиано, и применять ее необходимо с умом. 4
3. Обучение педализации следует начинать с упражнений, в которых обучающийся четко ощутит зависимость поднимания ноги с лапки педали от взятия звука пальцами. При этом должно быть максимально привлечено слуховое внимание ребенка. Закрепить этот навык можно на несложных произведениях. 4. Обучающийся должен понимать, что способы применения педали зависят от разного стиля, характера произведений. Мастерство педализации нужно воспитывать, как и мастерство игры руками.
Список литературы
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.,1989. 2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.,1979. 3. Гольденвейзер А. Об исполнительстве. М.,1965. 4. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. Л.,1985. 5. Мартинсен А.Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966. 6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 2007. 7. Светозарова – Крими Н. Педализация в процессе обучения. М., 2010. 8. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М.,1968. 5