"Мой замечательный нос"

Автор: Алдошина Раиса Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Дельфин"
Населённый пункт: г.Саяногорск
Наименование материала: конспект
Тема: "Мой замечательный нос"
Дата публикации: 04.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Мой замечательный нос»

Цель:
создание условий для познавательно-исследовательской деятельности в процессе развития у детей представлений о носе как важном органе.
Задачи
: создать условия для развития представлений у детей о своем организме; о функциях носа; особенности строения; форме носа; значении носа; создать условия для развития интереса к собственному здоровью; создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья; обеспечить условия для развития самостоятельности в проблемно - поисковой ситуации, способствовать развитию навыков взаимодействия работы в коллективе способствовать развитию мышления, доказательной речи; обогащению словаря; содействовать в помощи объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами
Словарь:
многозначность слова нос, курносый, орлиный, прямой, Носище, носик, носишко;
Интеграция областей:
познавательное, речевое, коммуникативное развитие.
Используемые технологии:
проективные, здоровьесберегающие (развитие дыхания, развитие слухового внимания, физминутки, релаксация), игровые, ИОС;
Приемы:
беседа- рассуждение, художественное слово (стихи, загадки, фразеологизмы), эвристический метод, наблюдения, дидактические упражнения, экспериментирование, загадки, игровой прием, заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Наглядность
: дидактические игры « Где чей нос?», «Кому какой нос?», картинки с изображением предметов, мнемотаблица, картинки с изображением сказочных героев, животных, птиц, транспорта, обуви, посуды, человека, таблицы с правилами гигиены и безопасности, схема самомассажа.
Материал:
ватман, карандаши, ножницы, клей, кисточки, флаконы с различными запахами, кукла Буратино, зеркала, кукла Неболейка, карточки с названием запаха, фишки, названия лабораторий, носовые платочки.
Предварительная работа
Чтение рассказа В.Бианки «Чей нос лучше», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», занятие «Воздух и его свойства».
Орг момент
Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Вы рады, когда гости приходят? - Давайте порадуемся вот так (хлопки под счет 1-3-1) - Расскажите о себе Ха-ха-ха, хи-хи-хи Мы ребята не плохи Любим улыбаться Шуткой обменяться Буратино хочет загадать вам загадку На лице у всех гора Двухпещерная она. Что же это за гора? 2 3 1 И зачем она нужна? (если затрудняются – на доске ОСН- поменять буквы местами – читающие дети читают)
Беседа-рассуждение
«
Зачем нам нос?»
Буратино: И зачем они только нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь да нос разобьешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали — носовой. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? Воспитатель Так, да не так. Нос наш важен не менее чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом.
-Почему? - О чем может рассказать нос? - Как и где можно узнать о нем? Представьте, что вы ученые. Ученые работают в лабораториях. У нас тоже есть лаборатории. Перед «учеными» стоит задача – узнать о носах, затем рассказать Буратино о них. В лаборатории «Почемучек» вы прочитаете о носах. В лаборатории «Сказочной» узнаете, какие бывают носы. В лаборатории «Экспериментов» вы узнаете о важности носа. И в лаборатории «Здоровья» научитесь беречь свои носы. Определяем в какую лабораторию идём. Буратино приглашаем присоединиться к ребятам.
Работа в лабораториях

1. Лаборатория «Почемучка»
Загадка о носе Есть всегда у людей Есть всегда у кораблей. (нос) а) Д/и «Где чей нос?» Цель: показать многозначность носа. (Нос корабля, животного, у птицы нос- клюв, самолета , носик чайника, нос у сапога, нос человека) у кого есть нос? У каких предметов бывают носы Кому он нужен и для чего? б) Откуда пришли такие выражения? - Носом землю рой, а найди. - Держи нос по ветру. - Носом чую: беда будет. (Все перечисленные выражения указывают на сходство с поведением животных.) в) Подумать чем пахнет человек, изображенный на картинке (кондитер, врач, плотник, пожарный, рыбак, парикмахер) - Почему так решили? - Чем пахнет лодырь? (ничем) в) Подготовить презентацию разных носов -Нос корабля, животного, у птицы нос- клюв, , носик чайника, нос у сапога, нос человека (дети сами выбирают в каком виде будут готовить презентацию – вырезать и наклеивать картинки или рисовать носы.)
2 Лаборатория «Сказочная»
а) Д/и «Кому какой нос?» Цель: дать представление детям, что форма носа бывает разной (У Бабы – Яги – нос орлиный. У Карлсона - картошкой, Буратино – длинный, у чебурашки – короткий –пуговкой, у клоуна – круглый, у принцессы – курносый, у карандаша - острый, и т.д.) - У кого еще курносый? У Красной шапочки, Малыша, у Мальвины - У кого картошкой - - у Бармалея, - У кого нос орлиный б) Когда так говорят? - Совать нос не в свое дело. - Водить за нос - Остаться с носом. - Нос не дорос. - Нос повесил.
- Держи выше нос. - Нос утереть. в) Замечательные носы в сказках и мифах. Нос отражает характер своего хозяина. Что отражает нос у Буратино? У Карлика Носа? Нос Буратино длинный, тонкий, отражает любопытный характер своего хозяина, который очень любил совать свой нос во все дела (А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Карлик Нос до встречи с ведьмой был нормальным мальчиком. Но, насмеявшись над носом старухи, и сам стал обладателем безобразного носа (В. Гауф. -Карлик Нос-). - Про кого из героев можно сказать - Любопытный нос, его водили за нос? (Буратино). Нос не дорос – (Малыш) Нос повесил – (Пьеро) - Что узнали о носах Они бывают разной формы: курносые, длинные короткие, орлиные картошкой, г) Подготовка презентации – (дети выбирают в каком виде готовить презентацию - вырезают из картинок и наклеивают или рисуют формы носа.)
Физминутка
Буратино улыбнулся Раз - нагнулся, два - нагнулся Руки в стороны развел Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать Нужно на носочки встать. Встали – вдох носом. Опустились – выдох ртом.
3 Лаборатория «Экспериментальная»
а) Чтение отрывка «Как найти дорожку» Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Стали они к разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А заяц ответил – «Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Потом — заячьей капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскачете этот запах слева или справа. Когда он останется позади, скачите прямо, никуда не сворачивая.» - Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки? - Почему не смогут? б) Д/и «Чей запах» цель: определение запаха и соотнесение его с предметом. - Какие запахи вам знакомы? (дети вспоминают) Запахи могут быть опасными, ядовитыми, отравляющими. Поэтому нельзя нюхать неизвестные предметы. Проверяя запахи во флаконе нужно рукой направить запах к носу, а не подносить флакон к носу. - Определить по запаху и соотнести с картинками ( лук, чеснок, роза, торт, шоколадка, хвоя, лимон, апельсин) А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос. - Почему я поставила флаконы с запахом лука, чеснока и хвои рядом? (эти запахи полезные - убивают микробы) - Запах сигарет полезен? Запах дыма, газа, сигарет вреден.
в) Опыт «Значение носа для речи» - Закрыть нос и сказать слово «нос». Что происходит со звуками. (изменяются, становятся не четкими) - Если нос заложен, сможем мы узнать запахи? - Что узнали о носе?. Нос может разговаривать - (звуки меняются, с помощью носа можно узнать разные запахи) г) Подготовить презентацию – нарисовать мнемотаблицу по стихотворению
Мой замечательный нос
(Э. Мошковская) Я ничего не знаю. И вдруг мой нос говорит. Что где-то и у кого-то Что-то сейчас подгорит! Я ничего не знаю. Это нос доложил: Кто-то купил апельсины И во-о-он туда положил! Я ничего не знаю. Я в духоте сижу. Нос говорит: "Погуляем! Очень тебя прошу». Ходишь с ним и гуляешь. Он говорит со мной. Он говорит: «А знаешь, Пахнет уже весной!»
4 лаборатория «Здоровье»
а) Детей встречает кукла Неболейка. Вместе с ней дети рассматривают картинку носа в разрезе. Рассказ куклы Неболейки о строении носа. Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого по крыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце, Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, (показать ри сунок — нос в разрезе.) Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью — слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом про браться в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в лег кие он попадает уже теплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем: А- ап-чхи! И нос очищается. б)Рассказ куклы Неболейки о насморке Насморк Чаще всего простуда начинается с насморка. Нос первым всту пает в бой с микробами. Прежде всего, он начинает вырабаты вать как можно больше слизи, С ее помощью нос пытается задержать нашествие микробов, не дать им проникнуть в горло и к легким. Когда слизи становится очень много, нос пытается осво бодиться от нее. Как? А вот так: А-ап- чхи! Но при чихании необ ходимо прикрывать нос платком, иначе своими микробами мы можем заразить всех, кто находится рядом. Как бороться с насморком
Вспомните: что делает ваша мама, когда у вас начинается насморк? Во-первых, нужно потеплее одеться. И главное, чтобы ноги оказались в тепле. При чем здесь ноги? А вот при чем. Еще древние греки заметили связь между состоянием ног и на - сморка. Промочил ноги — схватил насморк. Поэтому возьмите тазик с горячей (но такой, чтобы не обжечься) водой, можно добавить сухой горчицы, опустите в него ноги и посидите, прогрейтесь. Затем вытрите сухо-насухо ноги и поскорее на девайте теплые шерстяные носки. Не забудьте про горячее питье. Подойдет чай с медом, малиной, другими лекарствен ными травами. Можно попить теплое молоко. Главное, по больше тепла! Профилактика насморка Еще древние греки говорили: «Держи голову а холоде, желудок е голоде, А НОГИ В ТЕПЛЕ». Старайтесь, чтобы ноги всегда были теплые и сухие. Промочили ноги — немедленно домой, переобуваться. Опытные туристы и путешественники всегда носят с собой запасные носки и обувь. И никогда не тронутся в путь, пока не высушат отсыревшую пару у костра... Можно нос закалить. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой (на стакан воды комнатной температуры полчайной ложки соли). Можно закапывать в нос настойку из чеснока (мелко нарезанный зубчик чеснока заливается стаканом воды и настаивается 1-2 часа. Правили гигиены и безопасности Нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы. при насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь е себя. Это может привести к заболеванию среднего уха. Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи, Подготовить презентацию – нос – обогреватель, холодильник, пылесос, орошатель и правила гигиены в виде запрещающих знаков.
Итог работы «ученых»

«Почемучки»
(рис1) 1. - носы бывают у самолета, парохода, у животных, у птиц - клюв, у чайника – носик, у обуви,- у человека. 2. нос самолету нужен, чтобы лететь, пароходу, рассекать волну, животным – находить по запаху пищу, птице – клевать пищу, чайнику – наливать кипяток, обуви – для пальцев ноги, человеку – определять запах.
«Сказочная»
(рис 2) 1. Носы бывают разной формы – курносые, прямые, длинные, горбатые, картошкой. 2. Про любопытных говорят – сует нос не в свое дело. Про малышей – нос не дорос. Про грустных – нос повесил.
«Экспериментальная»
(рис3) 1. Нос может разговаривать - первым сообщит о приятных и опасных запахах – дым и газ и др. 2. Нос нужен, чтобы произносить звуки.
«Здоровье»
(рис.4) 1. Нос нужно беречь потому что в нем есть перегородка, и если её сломать, искривить – будет плохо дышать и заболеешь
2. Закаляться 3. Ухаживать за носом 4. Выполнять правила
Итог занятия
(рис.5) Вот мы и рассказали гостям и Буратино о замечательном носе. А теперь наш нос поможет нам найти сюрприз. Во флаконах различные запахи, нам нужно определить запах и найти путь к сюрпризу. Определить запах – подойти к столу с соответствующей надписью. (4 стола с флаконами) (дети определили запах лука – читаем надпись на одном из столов «лук». Подходим, определяем запах во флаконах – выяснили что здесь запах хвои. Ищем надпись на другом столе «хвоя». Подходим, нюхаем, выяснили, что здесь запах лимона. Ищем надпись «лимон», подходим к столу. Определить следующий запах (у всех запах мяты) (если не знают – методом исключения – это запах шоколада – нет, это запах апельсина– нет. Это запах лечебной травы – Мяты ) Сюрприз – чай с мятой. Знаем запах, попробуем на вкус. - Это трава, лечебная. - Какие еще лечебные травы знаете? - Где можно узнать о них? - Об этом мы поговорим на следующем занятии. Кукла Неболейка дарит носовые платочки. Результат занятия оформляем в уголке экспериментов.