"Тренинговые игры и занятия с начинающими педагогами"

Автор: Санина Людмила Леонтьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКОУ ШР "НШДС №14"
Населённый пункт: г.Шелехов, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тренинговые игры и занятия с начинающими педагогами"
Дата публикации: 04.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тренинговые игры и занятия в работе с начинающими педагогами.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Тренинговые игры и занятия для молодых педагогов направлены на достижение разных целей. Одни способствуют гармонизации внутреннего мира начинающего педагога, ослаблению его психической напряженности, другие направлены на развитие внутренних психических сил воспитателя, расширения его профессионального самосознания, на развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества, на развитие педагогической интуиции. Данные игры предлагаю использовать для работы с начинающими педагогическими кадрами в образовательных организациях. Такие упражнения хорошо можно использовать, если к вам в учреждение пришли педагоги из других детских садов на стажировочную площадку или на просмотр педагогических мероприятий с детьми. Педагоги незнакомы между собой. Чтобы они могли получше узнать друг друга, можно использовать следующие игры. Основные задачи игр:  создать в группе педагогов атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;  развить отношения партнерства, объединив участников для решения общих задач;  раздвинуть границы креативности, снять страх перед неизвестным, перед поставленной проблемой;  развивать качества творческой личности, гибкость мышления, изобретательность, воображение;  формировать профессиональные качества, коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Игры на знакомство, приветствие, обсуждение настроения

участников, сокращение дистанции в общении.

Упражнение «Приветствие»
Ведущий приветствует всех участников, представляется и просит назвать свое имя и охарактеризовать себя одним предложением, отметив качество, которым он отличается от других. Например: «Меня зовут Елена, и
здесь я одна в красном платье» или «Я единственная, кто умеет играть на скрипке».
Упражнение «Десять секунд»
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы. Время: 5–15 минут. Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем. • Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да? • Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.) • По длине волос. • По цвету брюк и юбок. • По цвету глаз. • По настроению, которое вы сейчас испытываете. Рефлексия: Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без групп.
Упражнение «Эстафета чувств».
Цель: развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций; способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на партнере. Необходимый материал: стулья для всех участников группы. Время: 10–20 минут. Группа сидит в кругу. Задание заключается в том, чтобы передать по кругу невербально — только с помощью мимики и жестов — заданное ведущим чувство, эмоцию. Первый играющий получает от ведущего некое выражение определенной эмоции. Все остальные игроки не видят загаданной
эмоции, так как сидят с закрытыми глазами. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передает ему пантомимически свой вариант того же чувства. Так исходная информация передается по кругу с помощью различных выразительных средств. Отыгравшие участники уже не закрывают глаза, они имеют возможность наблюдать за тем, как трансформируется всякий раз исходное чувство, в каком месте происходит ситуация «испорченного телефона» из-за непонимания. Пройдя круг, эстафета приходит к ведущему.
Упражнение «Монолог по теме».
Цель: развивать умение сконцентрироваться, логично и последовательно излагать свои мысли, умение следить за временем («чувство времени»). Время: 10–20 минут. Участникам по очереди предлагается в течение 1 минуты придумать рассказ по одной из тем, предложенной тренером. Например: – что такое зависть, – как можно позаботиться о плохом настроении в семье, – похвала лени, – идеальные условия на работе, – преимущества медлительности, – что может привести к развалу группы, – что такое стресс, – что можно сделать, когда влюбился, – как преодолеть плохое настроение.
Упражнение «Сито».
Цель: тренировка в отборе необходимого материала из потока информации, умения сконцентрироваться; развитие восприятия и памяти. Время: 10–15 минут. Участники встают в круг и в течение 1 минуты называют различные профессиональные качества (положительные, отрицательные). Каждый участник, по очереди, становится в середину круга и с закрытыми глазами вслушивается в проговариваемые характеристики. Рефлексия. Какие качества услышал участник? Какие из них запомнил? Какие чувства переживал?
Упражнение «Я — профессионал»

Цель: осознание собственных профессиональных качеств, снятие психоэмоционального напряжения, сплочение группы. Время: 7–10 минут. Участникам предлагается подобрать по 5 профессиональных качеств на первую букву своего имени.
Упражнение «Книга рекордов».
Цель: способствовать развитию чувства сплоченности. Время: 15–20 минут. Ведущий. В нашей книге рекордов две части: содержательная и персональная. В содержательной части отмечаются профессиональные качества участника, а в персональной соответственно — личные, за которые каждый из присутствующих может быть записан туда. Участники образуют два круга (внутренний и внешний). Во внешнем — стоят, а во внутреннем — передвигаются. Каждый из присутствующих имеет право выбора: что говорить своему партнеру, как раскрывать его профессиональные или личные качества. По сигналу ведущего внутренний круг начинает движение. Приветствие начинается словами: «Я обязательно запишу тебя в книгу рекордов, потому что…»
Занятия с молодыми педагогами из цикла «Вхождение в профессию».

Упражнение «Маски».
Цель: развивать навыки рефлексии и метафорического мышления; развитие креативности. Необходимый материал: листы бумаги, краски, кисточки, столы на всех участников группы. Время: 1–1,5 часа. Участникам раздаются листы бумаги, и включается спокойная расслабляющая музыка. Предлагается нарисовать две маски: первая — «Я, каким меня видят люди» и вторая — «Какой я есть на самом деле». По окончании задания происходит презентация масок. Рефлексия. Ведущий уточняет: что чувствовал участник, когда рисовал маску? Хочет ли он что-либо добавить или прокомментировать то, что было сказано? Какие ощущения испытывает по окончании задания? Нравятся ли ему маски? Хочет ли он что-либо дополнить в рисунке?
Упражнение «Дискуссия».

Цель: развитие профессиональных умений ведения дискуссии; умений обсуждать вопросы в группе с уважением к партнеру. Необходимый материал: предметы одежды для переодевания, свободное пространство аудитории. Время: 35–40 минут.
Ведущий.
Теперь, когда вы уже знакомы друг с другом, и пришло время испытать вас как команду. Группа участников тренинга делится на две подгруппы, которые объединяются для обсуждения и представления одной из проблем: Например: — Раздельное воспитание: «за» и «против». — Как всегда выглядеть стильно. Форма предъявления — творческая (ТВ-шоу, пресс-конференция). Время на подготовку — 10–15 минут. Длительность выступления 7 минут. Требования к выступлению: выбрать ведущего, завязать обсуждение с другой командой, раскрыть тему. По ходу дискуссии члены команды регулируют ее с помощью записок.
Упражнение «Остров счастья».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения. Необходимый материал: листы бумаги, краски, кисточки, столы на всех участников группы. Время: 1,5–2 часа. Ведущий предлагает участникам выразить себя без слов. Умение рисовать не имеет значения. Ведущий. Вы хорошо поработали, теперь можно немного отдохнуть и помечтать. Вам подвластны линия и цвет. Дайте своей руке делать то, к чему ее подталкивает звучание музыки. Единственное, к чему вы стремитесь, — быть собой. Выразить себя можете только вы, никто больше этого не сделает. Рефлексия. Удалось ли вам передать задуманный образ? Легко ли было выполнять задание? Какие чувства испытываете? Сразу ли вы приступили к выполнению задания, или потребовалось дополнительное время для «вхождения» в работу?
Упражнение «Идет урок».
Цель: побуждать участников тренинга активно проявить в групповой работе качества творческой личности: гибкость мышления, изобретательность, воображение; развивать логику мышления и действия в игровой ситуации; раздвигать границы креативности, снять страх перед поставленной проблемой.
Время: 30–40 минут. Один из участников выходит за дверь, остальные договариваются, чью манеру поведения и общения они будут воспроизводить. По возвращении участник отгадывает по специфическим характеристикам, имитирующим действия изображаемого участника группы, кто проводит «урок».
Упражнение «Притча»
Цель: развитие профессиональных качеств (коммуникативных умений, творческого воображения, умения работать в команде); формирование уверенности в своих силах; умения применять знания в новых ситуациях. Время: 40—50 минут. Участникам зачитывается некая история (текст см. ниже) и предлагается список профессионально значимых качеств: • способность принимать решения; • уверенность в себе; • юмор и такт; • установки и стереотипы; • конформизм; • эмпатия. В течение 20 минут группе предлагается придумать собственную историю, раскрывающую одно или несколько указанных качеств личности.
… И сломанный стебель тюльпана
Осенью, когда уже было готово вино из винограда нового урожая, в одном из пригородов Мадрида в небольшом замке собрались виноделы, продавцы, журналисты, чтобы провести дегустацию вина и услышать заключение специалистов по поводу качества и букета каждого из представленных сортов. Мероприятие это проводилось каждый год и имело большое значение для всех, кто так или иначе был связан с виноделием, потому что все сказанное профессионалами о тех или иных винах тиражировалось журналистами, а также печаталось в специальных буклетах, каталогах и картах вин. Дегустация шла своим чередом: все ее участники пробовали определенный сорт вина, специалисты-эксперты перечисляли его вкусовые и обонятельные характеристики, составляющие в совокупности то, что называют «букетом», а журналисты и рекламисты строчили в своих блокнотах, стремясь как можно подробнее зафиксировать эти ассоциации профессионалов виноделия. Когда дегустация уже близилась к завершению, участникам предложили бокалы с вином очередного сорта и старейшина сообщества дегустаторов, преклонных лет старик, вдохнув аромат вина, совершив круговые движения бокалом, оценив цвет напитка и пригубив его, начал говорить о своих
ощущениях: «Глубокий, завораживающий рубиновый цвет с легким фиолетовым оттенком, терпкий, слегка вяжущий вкус. Легкий привкус малины, запах земляники и прелых листьев, аромат можжевельника и сломанный стебель тюльпана». Слушатели с благоговением внимали голосу мэтра, стараясь пропустить через себя все услышанное и пережить те же ощущения, одновременно фиксируя каждое слово в своих блокнотах и записных книжках. Когда дегустация закончилась, к мэтру подошел один из журналистов и спросил его: «Скажите, мэтр, может, я чего-то не понимаю: я чувствовал практически все, о чем вы говорили, за исключением сломанного стебля тюльпана. Откуда появилась эта ассоциация и что она обозначает?» Мэтр улыбнулся и ответил: «Не для печати. Посмотрите в окно. Видите цветочную клумбу? Сегодня утром, прогуливаясь, я обнаружил, что кто-то сломал на клумбе растущий тюльпан. А сейчас, случайно взглянув в окно, я вдруг вспомнил об этом. Но, согласитесь, образ очень оригинальный…» Мораль: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», — написала в свое время знаменитая поэтесса. Перефразируя ее слова, можно сказать: «Когда б мы знали, из каких немыслимых ситуаций самым немыслимым зачастую образом создаются мифы, которые потом служат людям маяком, образцом для подражания и объяснением происходящего!». Рефлексия (подобную рефлексию можно провести после каждого занятия). • Какие трудности возникали в процессе выполнения заданий? Почему? С чем они связаны? • Что запомнилось (понравилось) больше всего? • Что вынесли для себя из этих упражнений? (Ответы по желанию участников) Используемая литература: 1. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг/в 4-х книгах.М.: Новая школа, 1994. 2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа,1995.