План-программа "Радуга творчества" по дополнительному образованию

Автор: Слепых Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ №8
Населённый пункт: г.Павловск Воронежской области
Наименование материала: Авторская программа
Тема: План-программа "Радуга творчества" по дополнительному образованию
Дата публикации: 04.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

План-программа «Радуга творчества» по дополнительному образованию для дошкольников.
Воспитатель: Слепых Людмила Анатольевна
Пояснительная записка Творчество — особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение. (С. Моэм) В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Программа «Радуга творчества» разработана для занятий с дошкольниками. Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Актуальность: творческая (изобразительная) деятельность играет важную роль в развитии ребенка-дошкольника, так как необходимость получения продукта (рисунка, лепки, поделки и т. п.) связана с развитием у детей «чувства инициативы», творчества, а также таких важных познавательных процессов, как восприятие и наглядное мышление. Продукт детской деятельности отражает эмоциональное, личное отношение ребенка к миру и его представление об окружающей действительности.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Цель: развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Данная программа позволяет решить ряд дидактических и развивающих задач: Развивающие: • Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд. • Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся. • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения. • Развитие мелкой моторики рук и глазомера. • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Обучающие: • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. • Обучение различным приемам работы с бумагой. • Применение полученных знаний для создания композиций. • Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала. • Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности дошкольников. Воспитательные: • Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. • Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. • Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми. • Расширение коммуникативных способностей детей.
• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Формы и методы обучения В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.) ; наглядный (показ видео, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) ; практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) • репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем) • исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся) Содержание программы: проведение творческого кружка "Радуга творчества" для дошкольников. Кружок предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня с января по май 2015 года. Продолжительность занятия в средней группе – 15-20 минут. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами и т. д.) и включают в себя следующие виды деятельности: изложение учебного материала и практическая деятельность детей. Проект включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия) ; использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, фольга, калька, текстиль (ткани, нитки, дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох, краски (гуашь, акварель, кисти разной формы и толщины, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий. На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
К концу обучения учащиеся должны знать: • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин… ; • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея… ; • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами и приспособлениями. К концу обучения учащиеся должны уметь: • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления) ; • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея. Комплексно-тематическое планирование Январь "Снеговик" (аппликация, на готовое изображение на бумаге наклеивается вата, прилепляется пластилин) "Снежинка" (техника складывания и вырезания из бумаги снежинок) "Встреча друзей" (аппликация, на готовые изображения тарелок для друзей наклеиваются пшено, семечки, крупа и т. п.) Февраль "Мебель для кукол" (из различных коробочек и ткани с помощью клея изготавливаем мебель) "Кораблик" (фигурка ко Дню защитника Отечества из теста или пластилина, оригами) "Кусочек моря" (с помощью клея, крупы, макарон и цветной бумаги на листе бумаге изображаем морское дно, рыб, водоросли.) Март "Цветок для мамы" (поделки из веточек, проволоки, гофрированной бумаги, ткани и ниток) "Солнышко" (с помощью жёлтого пластилина и желтых ниток на бумаге изображаем солнышко)
"Весенний букет" (аппликация из цветной бумаги, ткани, ниток и т. п.) "Платок для бабушки" (рисование, наносим на бумажный платок узоры при помощи вырезанных из картошки печатей разной формы и гуаши) Апрель "Перелётные птицы" (аппликация из ваты и цветной бумаги, коллективная работа) "Чудо-дерево" (поделки из веточек, пластилина, пуговиц, бусинок и фольги) "Лягушка" (оригами) "Пчёлки" (коллективная аппликация из цветной бумаги, полиэтилена) Май "Открытка для ветеранов" (рисование) "Бабочка" (лепка из теста «мукосолька») "Божья коровка" (на готовое изображение наклеиваем манку и раскрашиваем) "Выставка работ" (оформление выставки всех работ воспитанников) Литература: • А. Бахметьев, Т. Кизяков “Очумелые ручки” • Н. С. Ворончихин “Сделай сам из бумаги” • С. И. Гудилина “Чудеса своими руками” • М. А. Гусакова “Аппликация” • Н. Докучаева “Сказки из даров природы” • Н. М. Конышева “Чудесная мастерская” • Н. М. Конышева “Наш рукотворный мир” • Н. М. Конышева “Умелые руки” • Н. М. Конышева “Секреты мастеров”, • О. С. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров” • М. И. Нагибина “Природные дары для поделок и игры • Е. А. Ульевой "Творческие задания Умный мышонок". • Сайт Страна Мастеров