"Эффективные приемы по овладению чтением детьми с особыми образовательными потребностями"

Автор: Шалахина Евгения Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50"
Населённый пункт: Республика Хакасия, г. Абаза
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективные приемы по овладению чтением детьми с особыми образовательными потребностями"
Дата публикации: 04.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Эффективные приемы по овладению чтением детьми

с особыми образовательными потребностями
Шалахина Евгения Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50», Республика Хакасия, г. Абаза Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В. А. Сухомлинский Одной из главных задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое. Необходимость овладения детьми навыком оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Формирование навыка чтения занимает довольно длительный период: 1) овладение звуко–буквенными обозначениями; 2) слоговое чтение; 3) становление синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение. Учащиеся с особыми образовательными потребностями испытывают значительные трудности в овладении навыком чтения. У большинства школьников становление синтетических приемов чтения занимает длительный период времени. На протяжении всего периода обучении в начальной школе их чтение характеризуется большим количеством ошибок, низким уровнем понимания и выразительности. Причины этих нарушений устной речи кроются в несформированности фонематической системы, недоразвитии ряда речевых и неречевых функций вследствие отклонения процесса формирования высших психических функций: слухового, пространственного восприятия; зрительной, слухоречевой памяти; фонематического восприятия; произвольного внимания; мелкой моторики, зрительно-моторной координации; самоконтроля. Отмеченные факторы побуждают искать методы и приемы, облегчающие процесс формирования и совершенствования навыка чтения у указанной категории детей. Приведу пример системы работы по формированию навыка чтения следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения. Приведенная система тренировочных упражнений должна проводиться как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 7-10 минут урока и включающий в себя пять последовательно выполняемых упражнений. I. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса 1. «Задуй свечу». 2. «Обрызгать белье водой». 3. Использование скороговорок. Например: Как на горке, на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка …(и т. д. до полного выдоха). 4. «Звукоподражание». 5. «Работа с таблицей». На вдохе прочитать 15 согласных НБСМНПХЧМКБПРВС ШЖНБВДЗТГПЦГХЗН 1
II. Чтение блоков Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. 1 блок: Слитное прочтение двух рядом стоящих букв. аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею еу ад аж ай ам ап ар ах ей ел ем 2 блок: Чтение трехбуквенных сочетаний и слов. При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание. Например: га-ага, ба-бай, са-сам. Фразы для чтения: Морж мерз, но полз. 3 блок: Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова. 4 блок: Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова. влип враз врач вред втуз все Фразы для чтения: Класс встал у парт. 5 блок: Чтение наиболее трудных односложных слов. вверх взмах взмыл взнос вклад 6 блок: Чтение двусложных слов. 7 блок: Чтение слов с твердыми и мягкими согласными. Сели - съели, Семка - съемка, приезд - съезд, прием - объем, взял – изъял. 8 блок: Чтение слов и словосочетаний до трех слогов. 9 блок: Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей. эссенция обыкновенная падчерица III. Отработка дикции Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально четкого, быстрого. Эффективно начинать работу с одной строки скороговорки и на каждом уроке добавлять новую. От топота копыт пыль по полю летит. IV. Развитие оперативной памяти Развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Прочитав несколько слов сложного предложения, дети забывают начало. Возникает необходимость работать над оперативной памятью. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко. Вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения - чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8–9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Предложения Количес тво букв Время показа 2
Набор 1. 1. 2. 3. 4. 5. Тает снег. Идет дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. 8 9 10 11 12 4 4 5 5 5 Набор 2. 1. 2. 3. 4. 5. Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень Дни стали короче. 12 13 13 14 14 6 6 6 7 7 Набор 3. 1. 2. 3. 4. 5. Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. 15 16 16 16 16 8 8 8 8 8 Набор 4 1. 2. 3. 4. 5. Дятел долбит дерево. Я хочу посадить цветы. Иней украсил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. 17 18 18 19 19 8 7 7 7 7 Набор 5. 1. 2. 3. 4. 5. Солнышко светит и греет. Федя решил задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев стоит на Днепре. 20 21 21 21 22 6 Набор 6. 1. 2. 3. 4. 5. Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стерли пыль с доски. Колхозники работают на поле. На огород забрались цыплята. 23 23 24 24 24 5 Набор 7. 1. 2. 3. 4. 5. Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело теплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. 25 25 25 26 26 4 Набор 8. 1. 2. 3. 4. 5. Идет дождик. Мы любим нашу Абазу. Бабушка печет пирог. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. 10 16 17 20 21 5 7 8 10 10 Набор 9. 1. 2. 3. 4. 5. Вода в море соленая на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. 22 22 23 23 23 7 Набор 10. 1. 2. 3. 4. 5. Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звезды сияют на башнях Кремля. 24 24 24 25 25 5 Набор 11. 1. 2. 3. 4. 5. Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. 25 25 25 26 26 4 Набор 12. 1. 2. 3. 4. 5. Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевает рожь и пшеница. На стройку привезли рамы и двери. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. 26 26 27 27 28 4 3
Набор 13. 1. 2. 3. 4. 5. Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Травы скашивают во время их цветения. Дедушка Филипп пасет коров. 28 29 30 31 23 4 Набор 14. 1. 2. 3. 4. 5. Поднялась за рекой большая серая туча. В далекой тайге живут охотники – эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчики отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. 32 33 33 33 34 4 Набор 15. 1. 2. 3. 4. 5. Зацветет, зазеленеет наш веселый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные широкие степи Хакасии. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Павел и Вика любят читать волшебные сказки. 34 35 35 36 36 4 Набор 16. 1. 2. 3. 4. 5. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в яблоневом саду ранней весной. На берегу моря раскинулся спортивный лагерь. 36 36 37 37 38 5 Набор 17. 1. 2. 3. 4. 5. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Мы посадили во дворе елочки, клены, липы и березы. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. 38 39 39 40 41 5 6 6 6 7 Набор 18. 1. 2. 3. 4. 5. На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. По лесной заросшей тропе идет группа туристов. Мальчик подошел к окну и увидел строящийся дом. 42 43 44 45 46 7 7 8 8 8 Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха». Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:  Запишите предложения в обратном порядке;  Запишите только второе и пятое предложения;  Запишите предложения с третьего по шестое. Наряду с такими заданиями можно использовать предложения, где есть рифма или похожие, часто встречающиеся звуки. II класс 1. Носит Сеня сено в сени. 2. Зяблики не мерзнут зимой. 3. Отец тянет сети. 4. У Алеши новые калоши. 5. Сережа рад, что сел в первый ряд. 6. Арина грибы мариновала. 7. Марина малину перебирала. 8. У Зины в корзине бузина. 9. Спать на сене будет Сеня. 10. Десятый поросенок был полосатый. 11. Воду лейкой Лиля льет. 12. Золото добывают из земли. 13. Звезды зимой яркие. 14. Сима поймала усатого сома. 15. Лес рубят – щепки летят. 16. Ива рано инеем покрылась. 17. Люся любит пироги с луком. 4
18. Коси, коса, пока роса. 19. Булавка упала под лавку. 20. Без капусты щи не густы. III класс 1. Дал Макар Роману карамельку. 2. Сено Сене Костя косит. 3. В сени сено Сеня носит. 4. Украсила Екатерина квартиру картиной. 5. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. 6. Шила Саша шапку скоро, шов строчила шелком споро. 7. Запорошило дорожки, разукрасило окошки. 8. Порядок время бережет. 9. Женя живет на пятом этаже. 10. Дворник посадил собаку на цепь. 11. Жаба уничтожает комаров. 12. Жил я посреди двора, где играет детвора. 13. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход. 14. Я добрался до кормушки, искрошил в нее горбушку. 15. Белки сидели на ели и семечки от шишки ели. 16. Как по небу с севера плыла лебедь серая. 17. На дворе переполох: с неба сыплется горох. 18. Там, где строят новый дом, ходит воин со щитом. 19. В руке у Танечки зима в стаканчике. 20. В тетради Кондрат начертил квадрат. Кроме того, предложения составлены таким образом, что перекликаются с темой урока. Например, Предложения Правило Количество букв 1 . 2 . 3 . 4 . В чаще чижи В пруду ужи. Щавель кислый. Широкое поле. Сочетания ча, ща, жи, ши 9 9 12 11 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . Ребята за работой. Они делают лодочку. Ставят мачту и парус. Кораблик уже готов. Это первая радость. Правописание словарных слов 15 16 17 16 16 1 . 2 . 3 . Женя очень любит читать книжки. Она прочитала стихи, поэмы Пушкина. Басни Крылова и рассказы Толстого. Слушает сказки бабушки Анастасии. Женя сама придумывает рассказы. Прописная буква в именах собственных. 26 29 29 29 27 5
4 . 5 . V. Интонационная разминка 1. Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления. 2. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или же их сочетание). 3. Ставить логическое ударение в предложении. Данные задания являются как бы подготовительными к основному процессу обучения осознанного чтения, либо его сопровождающими. Как известно, технику чтения составляют 4 компонента: осознанность, беглость, выразительность, правильность. Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, в какой степени это возможно для детей с особыми образовательными потребностями. Список литературы: 1. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС. 2005. 2. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. – М.: ВАКО. 2007. 3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - М.: Союз. 2002. 4. Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: ВАКО. 2006. 5. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. – Волгоград: Учитель. 2007. 6