Д.Н. Мамин – Сибиряк "Приёмыш"

Автор: Иванова Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1
Населённый пункт: Воронежская обл. г.Острогожск
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению в 4кл.УМК "Школа России"
Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк "Приёмыш"
Дата публикации: 04.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Цель:
создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.
Задачи:
 Формирование навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения.  Развитие мыслительной деятельности, правильной речи, логического и творческого мышления;  Формирование художественно – эстетического восприятия учащихся;  Воспитание нравственных качеств личности, любви к природе, личного отношения к окружающей действительности и приобщение детей к самостоятельной читательской деятельности. 
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозир
о
вать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом чтения про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметныв
:
Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пла- нирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока
,
оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественн
ого
и научно-познавательного текста, выделение в нем о
с
новной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор-рассказчик», «периодиче- ская литература», привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим). 
Оборудование:
аудиоприложение к уроку, мультимедиапроект
о
р , выставка книг .


Ход

урока
I.
Орг

.

момент
Ты улыбкой, как солнышком, брызни Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь! Итак, начинаем наш урок
II.

Актуализация

знаний

.

Проверка

домашнего

задания
- Какой раздел литер. чтения мы изучали на прошлых уроках? ( Раздел «Поэтическая тетрадь»)
-Определите автора стихотворения, его названия.

Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь.
( В.Я.Брюсов «Опять сон»).


Куда ушли, в какую даль вы? Что между нами пролегло?
(М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»).
И сидим мы еле дышим Время к полночи идет.
(С.А.Есенин «Бабушкины сказки»)
Ах, этот мир и счастье быть на свете Еще не взрослый передаст ли стих?
(М.И.Цветаева «Наши царства»).
Раз, два, три, четыре, пять, Бегом тени не догнать.
(В.Я.Брюсов «Детская»).
Кто может прочитать отрывок любого из этих стихотворений наизусть?
III.

Самоопределение

к

деятельности

-

Назовите



произведение

и

автора

этих

строк

.
– Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь её одну, – повторяла Утка со слезами. – Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна… Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть… Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою ……………… Серую Шейку!
(Д.Н,Мамин –Сибиряк . «Серая Шейка»)
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться. - Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
(Д.Н,Мамин –Сибиряк.

«Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза,

короткий хвост»

-Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением
Д.Н,Мамина –Сибиряка и затронем очень важное , нужное для каждого человека качество. Об этом качестве говорится в стихотворении:
Слово это серьезное, главное, важное.


То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота

Догадались, что это? Сердец …
.
ДОБРОТА.
Что такое доброта? ( Это все хорошее, красивое, счастливое. Например мама, весна, солнце и т.д. Что же есть зло? (Нечто противоположное добру: дурное, плохое, зависть, вражда …) Итак … Тема нашего урока: Д.Н.Мамин- Сибиряк «Приемыш».
IV.

Работа

над

новым

материалом
Прежде чем читать этот рассказ послушайте несколько слов об авторе. Ребята подготовили о нём сообщения .
- Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском

поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на

счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование,

закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете

Петербургского университета, но не закончил его.

Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в

детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и

Некрасовым.

- Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было

написано более 130 рассказов и сказок.

«Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки,

которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она

умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём

проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной

книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям.

Советую всем нам её прочитать.

Учитель:

-
Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».
1. Работа с текстом.

- О чем бы вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?


а)Составление плана исследования .

-( Кто такой приемыш, кто герои, охарактеризовать их и т.д.)
-Я предлагаю вам план работы: План работы Прочитав произведение -познакомится с героями -определить, кто такой приемыш -охарактеризовать главных героев - выяснить главную мысль -высказать свое отношение
б)Словарная работа
При чтении встретятся трудные слова, попробуем объяснить их смысл.
Церемония -
торжественный обряд, порядок совершения чего-то
Доспехи -
воинское или другое тяжеловесное снаряжение
Протока -
боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма
Сайма -
рыбацкая стоянка
Заводь -
небольшой залив в реке или озере с замедленным течением
Муштровать
- обучать, подвергая суровой системе воспитания
Бобылём -
в одиночестве
Увечить -
физически расправляться, калечить
Хиреет -
болеет, чахнет
Божья тварь
- всё живое, созданное Богом Не читая произведения, скажите, какие ассоциации возникают у вас когда вы слышите слово «Приемыш»?
Приемыш-
это приемная дочь или приемный сын. А сейчас мы узнаем о каком приемыше идет речь в нашем произведении.
в).Первичное чтение текста по частям и работа над его содержанием.

VI. Физкультминутка
*Где происходят события? * Кто герои? *Кто оказался Приемышем? *Как «Приемыш» оказался в избушке у Тараса? * Выберете слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь. (жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем, очень старый) Мы дали характеристику двум героям, кому? А что можете сказать о Соболько? Является главным героем?
Прогнозирование Как вы думаете, каким будет конец этой истории? ……. *Совпадет ли ваше мнение с концом истории? -Совпало ваше мнение с авторским? -А мог ли Тарас не отпустить птицу? -Что же Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? ( дети приходят к выводу, что подружиться легко, а расставаться тяжело).
VII.Итог урока.
Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа. - А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить? - Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь? ( добрую душу и доброе сердце) - Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».
VIII.Рефлексия
Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства… Рассказ помог понять… Для меня было сложным… Мне понравилось …
IX.Домашее задание и оценки
Выразительное чтение рассказа с. 76-84, задание по тетради с75-76 Написать сказочное продолжение этой истории. -Оценки за работу получают…..