"Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Обощение".

Автор: Тынчерова Наталия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 37
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Обощение".
Дата публикации: 04.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок по русскому языку в 4 классе. Автор: Тынчерова Наталия Петровна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 37 города Махачкалы. Тема: « Жить- Родине служить. Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Обобщение.» Цель: 1 обобщение знаний о падежных окончаниях существительных единственного и множественного числа. 2 развитие орфографической зоркости учащихся, речи. Формируемые УУД: п.- самостоятельное выделение формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к.- умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли; р.- постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала ;л.- нравственно-патриотическое оценивание усваиваемого материала, обеспечивающее личностный выбор на основе моральных ценностей. Описание материала: Уважаемые коллеги, предложенный мною урок предназначен для учителей начальных классов и рассчитан на учащихся 4 классов. Оборудование: учебник « Родная речь, книга 3 часть 2» ( авторы : М. В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова),мультимедийный проектор, интерактивная доска. Ход урока. 1. Разминка для ума и рук. « Я -победитель, у меня все получится».( правая рука согнута в локте и показывает V указательным и средним пальцами, а левая рука вытянута вперед и показывает большой палец. Хлопок. Меняем руки. Повторяем 5 раз). 2. Мин. чистописания. Рр Ро Рв Рл Ор От од Родина Слайд1 - Подберите синонимы к слову Родина. Запись: Родина, Отчизна ,Отечество, родной край, колыбель. - Найдите существительное, в котором букв больше, чем звуков.( Колыбель). -Выполните фонетический разбор этого слова.( 1 группа по цепочке) - Подберите антоним к слову Родина. ( Чужбина). -Выполните разбор по составу слова чужбина. -Выполните морфологический разбор слова чужбина. 3. Самоопределение к деятельности. -Сегодня наш урок посвящен Родине не случайно . 27 января – День воинской славы России. Сегодня исполняется 80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады. -Назовите нашу большую родину.( Россия) Покажите ее на карте. Слайд2
-Назовите нашу малую родину.( Дагестан) Покажите ее на карте. - Молодцы! - Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные окончания. Докажите правильность написания. Слайд3 1. Жить- Родин… служить. 2. Лучше умереть стоя, чем жить на колен…. - Определите тему сегодняшнего урока.( Правописание падежных окончаний существительных ед.ч. и мн.ч.) 4. Основная часть. -Запишите первую пословицу. Выделите окончание, обозначьте склонение, падеж и число существительного. - Давайте сделаем синтаксический разбор этой пословицы.( простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, ничем не осложнено ) -Что интересного заметили? (Подлежащее и сказуемое выражены н. ф. глагола ). -Запишите вторую пословицу. Обозначьте падеж и число существительного. - Как понимаете смысл пословиц? - Попробуйте заменить первую пословицу одним словом. ( Патриотизм) Словарь: патриотизм, патриот. Слайд4 -Запишите. Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные. -Прочитайте значение слов патриотизм и патриот. Патриотизм- привязанность к родной земле, языку, традициям. Патриот- тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов родины. - Запишите значение того слова, которое для вас является наиболее трудным. -Молодцы! - А теперь работа в группах. Слайд5 -Внимательно прочитайте задание. Обсудите выполнение задания. Определите выступающего от вашей группы. Запишите задание в тетрадь. 1группа. Слайд6 Почитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Спишите. Обозначьте падеж и число существительных, выделите окончания. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы.
2группа. Слайд7 Прочитайте высказывание В. Гюго. Спишите. Обозначьте падеж и число существительных, выделите окончания. Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца. 3группа. Слайд8 Прочитайте. Спишите. Обозначьте падеж и число выделенных существительных, выделите окончания. Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. Выступление групп. -Отлично! -Давайте еще раз вспомним и обобщим знания о падежных окончаниях существительных единственного числа в Р.п., Д.п., П.п. ( заполнение таблицы) Слайд9 1 скл. 2 скл. 3 скл. Р. п. Д. п. П. п. -и -е -е -е -и -и -и -Молодцы! Физ. минутка. Слайд10 -Творческим домашним заданием было прочитать рассказ А. Гайдара « О Военной Тайне, - О чем рассказ? ( Это военная история, рассказывающая о том, что такое война, как ее проходили Мальчиш-Кибальчиш ( он положительный герой) и Мальчиш- Плохиш). -Как вы думаете, какова идея этой истории? ( Пусть даже самый-самый малыш знает и понимает, что живет в стране с удивительным народом, с непобедимой армией и неразгаданной Военной Тайной). -А что лежало в основе Военной Тайны? ( Мужество героя). -Верно. - Давайте прочитаем стихотворение « Мужество».(« Родная речь» ч.2, с.61) Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим и от плена спасем Навеки! -Кто автор? ( А. А. Ахматова) - Какая пословица, из выше записанных, по смыслу похожа на это стихотворение? -Молодцы! Коллективная работа. Слайд12 -Выпишите словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определите падеж. Выделите окончания. -Молодцы! - Давайте еще раз вспомним и обобщим знания о падежных окончаниях существительных во множественном числе мужского и среднего рода. Заполнение таблицы. Слайд13 Д. п. Т.п. П. п. -ам ( -ям) -ами (- ями) -ах (-ях) - Отлично! - А теперь предлагаю вам творческое задание. Запишите 3-4 предложения на тему: « Родина бывает разная, но у всех она одна!». Слайд14 Чтение работ. 5. Итог. -Что повторяли на уроке? 6.Рефлексия. Слайд15 - Оцените свое состояние на уроке .
Красный кружок-Мне было плохо, неуютно. Ничего не понял. Желтый кружок- Трудно, но интересно! Зеленый кружок- Отлично! Я собой доволен! 7.Домашнее задание. Слайд16 Упр. 263, Найти информацию об авторе стихотворения « Мужество».