"Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья".

Автор: Синакаева Лариса Валерьяновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Родничок"
Населённый пункт: г. Лянтор, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья".
Дата публикации: 05.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их подготовленность к обучению в школе. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей сенсомоторного развития детей с ОВЗ. Целенаправленная и систематическая работа по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Занятия по сенсорному развитию, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, что немаловажно для детей с ОВЗ. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:  является основой для интеллектуального развития;  упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;  развивает наблюдательность;  готовит к реальной жизни;  позитивно влияет на эстетическое чувство;  является основой для развития воображения, развивает внимание;  обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;  влияет на расширение словарного запаса ребенка;  влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. В качестве особой задачи в работе с обучающимися с ОВЗ выступает необходимость развивать у них аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Существует пять сенсорных систем, с помощь которых человек познает мир:  Осязание (тактильное восприятие)  Зрительное восприятие  Восприятие формы  Восприятие величины  Слуховое восприятие К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина. Развитие слухового восприятия обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Предлагаем варианты игр и упражнений по сенсомоторному развитию
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСРИЯТИЕ

ЦВЕТ

Название

Задачи
«Волшебный паровозик» Развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия; закреплять знание цветов; умение определять закономерность, научить детей действовать, согласно, предложенного алгоритма. «Подбери по цвету» Учить различать и сравнивать картинки между собой, умение подбирать пару на основе сходного сенсорного признака. «Оденем куклу Катю» Р азвивать умение узнавать цвета, упражнять в умении рассказывать о цвете платья куклы, бантика и туфель. «Спрячь мышку» Закреплять у детей цветовой спектр, продолжать использовать в речи детей названия цветов. Учить детей умение группировать предметы по цвету. «Вагончики для паровозика» Развивать умение подбирать по цвету нужный предмет. Развивать воображение и логическое мышление. «Подбери картинку по цвету» Закреплять знание основных цветов, развивать зрительное восприятие. «Воздушные шары» Развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называть величину фигуры. «Составь пары по цвету» Развивать умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака; развивать зрительное восприятие. «Какого цвета предмет? » Развивать умение подбирать необходимый цвет для предмета. «Какие цвета использованы? » Развивать умение называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки. «Собери гирлянду» Развивать умение по памяти собирать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом. «Уточним цвет» Развивать умение различать и называть близкие цвета. «Посади бабочку на цветок» Закреплять основные цвета, называть их и подбирать предметы по образцу.
ФОРМА
« Найди предмет указанной формы» Развивать умение находить картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму. «Какая фигура лишняя?» Развивать умение определять лишнюю фигуру в ряду из четырех геометрических фигур. «Найди предмет такой же формы» Развивать умение выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки. «Из каких фигур состоит …?» Развивать умение определять по рисунку, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их. «Собери фигуру» Формировать у детей действия с фигурами, учить различать между формой и размером фигуры. Учить складывать фигуру из двух частей. «Весёлый Петушок» Развивать умение из геометрических фигур выкладывать петушка. Закрепить цвет предмета, находить недостающий предмет. «Собери ягоды в корзину» Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной формы. «Подбери окошки к вагончикам» Р азвивать умение различать геометрические фигуры; закреплять знания цветов, названий форм; закрепление умения различать контрастные по величине фигуры, используя при этом слова «большой», «маленький». «Угадай по тени» Развивать образное мышление, внимание, зрительную память, совершенствовать речь детей; формировать знания об окружающем мире. «Разрезные картинки» Формировать у детей представление о целостном образе предмета,
учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку. «Помоги Гномику» Развивать умение умение группировать по цвету предметы, формировать целенаправленное зрительное восприятие формы, учить рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры. «Чей домик? » Развивать умение детей соотносить предметы с геометрическими фигурами.
ВЕЛИЧИНА
«Самая длинная, самая короткая» Развивать умение располагать разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам. Обозначать результат сравнения словами «длинный», «короткий». «Собери пирамидку» Развивать умение ориентироваться на величину предметов, закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»). «Сложи матрешку» Развивать умение соотносить предметы по высоте, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин. «Дальше – ближе» Развивать умение по рисунку определять положение предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше. «В какую коробку? » Развивать умение распределять пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера. «Разноцветные кружки» Развивать умение располагать геометрические фигуры, начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка.
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
«Чудесный мешочек» Учить находить на ощупь предметы, различающиеся по одному признаку. «Платочек для куклы» Учить определять предметы по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани. «Найди пару» Учить находить на ощупь пары одинаковых предметов. «Узнай фигуру» Учить доставать на ощупь из мешочка предложенную фигуру. «Тактильные дощечки» Учить на ощупь определять структуру материала. «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки» Для установления тактильного контакта
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
«Узнай по голосу» Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. «Что играет?» Учить дифференцировать звуки музыкальных инструментов. «Игра «Звени колокольчик» Развивать ориентировку на звуки окружающей среды (Материал: колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки. «Беги в свой домик» Развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные). «Поймай меня» Развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные). «Угадай, кто в домике живет?» Учить дифференцировать звукоподражания. «Делай, что скажу, а не что Учить выполнять движения по слову, а не по подражанию.
покажу» «У кого хороший слух?» Развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове. «Поймай звук» Развивать фонематический слух, умение выделять из потока речи часто повторяющийся звук. «Заполни клетки» Развивать умение установить последовательность звуков в слове; осуществление звуко-буквенного анализа. «Отгадай предмет, какой опишу» Учить отгадывать предмет по словесному описанию.