"Технология тьюторства"

Автор: Чумакова Ирина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ х.Бурковский
Населённый пункт: х.Бурковский
Наименование материала: статья
Тема: "Технология тьюторства"
Дата публикации: 05.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Чумакова Ирина Александровна, учитель физики и математики, МОУ СОШ х. Бурковский.
Технология тьюторства в ученической деятельности.
Если говорить о происхождении слова Тьютор (англ. tutor), то в переводе на русский язык оно означает “домашний учитель, репетитор, наставник, опекун“. Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а чуть позже в XIII веке – в Кембриджском Университетах, с целью противопоставления обучения студента узконаправленному процессу по определённому предмету возможности видеть и использовать весь его потенциал. Также, для формирования индивидуальных образовательных программ, оказывающих консультации в ответ на образовательные конкретные запросы учащихся. Тьютор в школе, это педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеклассной работой обучающихся, помогает школьникам осваивать способы нахождения новых знаний , может работать с интересом каждого ученика , являться его индивидуальным научным руководителем, или воспитателем. По своему роду деятельности т ьютор выполняет совершенно самостоятельные функции в учебном процессе. Тьюторское сопровождение, принципиально отличается своей особой спецификой и своими задачами от психологического, или педагогического сопровождения. Суть его заключается в организации работы по принципу индивидуализации действий ученика по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим. Основными составляющими тьюторства являются: -
поддержка,
как диспетчер самостоятельности при выборе предмета для изучения прогнозирует индивидуальный учебный план, при составлении программы образования её проектирует, при определении, в какой последовательности, в какие сроки и какими средствами будет реализована образовательная программа, конструирует индивидуальный образовательный маршрут; -
сопровождение,
как научный руководитель в реализации индивидуальной образовательной программы , в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе. Как тренер для «олимпийской» подготовки, а в работе с отстающими учениками – репетитор. Причём, не только со слабоуспевающими школьниками, но и способными, но пропустившими уроки по всевозможным уважительным причинам; -
фасилитация,
(англ. facilitate – помогать, облегчение)
,
как агроном поля развития необходим для формирования мотивации, опоры и перспектив в сопровождении по пути культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сегодня педагог должен не только учить, но понимать и чувствовать, как ребенок учится, и, даже, предполагать, какие знания и умения, приобретаемые учениками на уроках и в ходе внеурочной деятельности, могут быть полезными и реально
использоваться в будущем. В связи с этим в современном образовании необходима новая профессия – тьютор, с конкретно поставленными целями: - анализа познавательных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений обучающихся; - продумывания способов мотивации и вариантов фиксации достижений; - разработки направлений проектной деятельности; - профессиональной организации групповой работы для прояснения и достижения поставленных целей; - организации образовательных событий; - применения специальных тьюторских технологий и других. В отличие от различных школьных должностей: завуча, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, или мотивированного родителя, тьютор - это призвание и он старается использовать практически любую ситуацию в качестве образовательного ресурса, «проводит» обучающегося через разные способы работы, обращает внимание на успехи и неудачи. Для достижения цели ставит следующие задачи: - помочь школьникам получить от учебы максимальную отдачу; - следить за ходом учебы ученика; - давать обратную связь по заданиям; - консультировать и поддерживать отстающих; - заинтересовывать в обучении на протяжении курса изучения предмета; - предоставить при необходимости возможность связи посредством личного контакта, телефона, электронной почты и компьютерных конференций. В результате всей работы становится очевидна успешность обучающихся, которая проявляется как: 1) Готовность к решению проблем 2) Готовность к самообразованию 3) Готовность к использованию информационных ресурсов 4) Готовность к социальному взаимодействию 5) Коммуникативная компетентность. Для будущих выпускников педагог-тьютор в своей работе обязательно вносит дополнительные задачи, а именно: - оказывает помощь в решении проблем самоопределения; - предоставляет информацию для разработки и дальнейшей корректировки ИУП; - обеспечивает поддержку учащихся; - организует рефлексию; - анализирует результаты принятых им решений; - обучает методам планирования карьеры; - помогает сделать выбор направления после школы Тьюторство также, может быть реализовано с помощью проектной технологии, технологии работы с «портфолио», технологии консультирования, тренинговой технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующей методики и информационных технологий. В заключении замечу, что тьюторская деятельность является сложной и интегрированной, она строится по принципу взаимодополняемости психологической,
педагогической и информационной составляющих. Значит, тьюторская помощь может совмещаться с другими видами образовательной деятельности. И главное: тьюторами не рождаются, тьюторами - становятся!