"Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу"

Автор: Морозова Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: конспект
Тема: "Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу"
Дата публикации: 05.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок русского языка в 1 классе

УМК «Начальная школа ХХI века

Тема урока
:
Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.

Тип урока
: урок закрепления знаний.
Цели:
закрепить и обобщить знания учащихся о написании слов с сочетаниями, выявление «ошибкоопасных» мест в словах с сочетаниями «ча-ща», «чу-щу».
Предполагаемые результаты:
Закрепить написание сочетаний ча-ща,чу-щу в словах.
Метапредметные:
-планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям. -наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать. -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. -способствовать формированию грамотного письма; -развивать речь, мышление, орфографическую зоркость; -воспитывать любовь и интерес к русскому языку, природе, чувства -коллективизма и взаимопомощи.
Предметные:
-различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения. -выявлять слова с сочетаниями «ча-ща», «чу-щу», поиск и выделение слов, отвечающих на поставленный вопрос. - уметь определять «ошибкоопасные» места в словах. - закреплять умения правильно писать сочетания ча-ща, чу-щу; - обобщить знания детей о шипящих звуках; - совершенствовать умение.
Личностные
1)Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу. 2)Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом. Формы работы – фронтальная, индивидуальная, в парах. Оборудование для учащихся: карточки-задания, разрезные предложения, листы с заданиями. Оборудование для учителя: компьютер+ проектор, интерактивная доска. Учебник «Русский язык» С.В. Иванов – 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»

План урока:

I.

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Поприветствуем друг друга, улыбнемся и настроимся на хорошую работу.

II.

Актуализация знаний.
а) Повторение.
Урок начнем мы с повторенья.

Ведь, повторенье – мать ученья!

Ответьте на вопрос, друзья,

Из чего речь состоит моя?
б) Чистописание. - Ребята! Мы начнем наш урок с минутки чистописания. -Что мы будем писать, попробуйте догадаться. Отгадайте по первой букве из отгадки.
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
(часы)
Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает
. (щука) ща -Как правильно называются эти буквы? -А как произносятся звуки? Как вы думаете, в каком из этих домиков живут эти звуки? (красный, синий, зелёный). Почему? Если вы забыли, то где можно найти подсказку? Давайте подготовим пальчики к красивому письму. Повторяйте за мной.
Наши пальцы сжались тесно,

Что такое, интересно,

В руки мы бинокль возьмем,

А потом их развернем.

Раз,два,три,четыре,пять-

Будем с радостью писать.
(написание ч Ч щ Щ). - Посмотрите на эти буквы.(а,у,я,ю) Назовите их. С какими буквами дружат ч и щ. Почему? -
Напишите на следующей строчке сочетания букв, которые можно составить.

(ча,ща,чу,щу)

III. Первичное усвоение знаний.

- Кто уже догадался, какая тема нашего урока? Чем на уроке мы будем заниматься?
-Для чего нам надо знать правила написания этих сочетаний?(правильно писать слова) -Я предлагаю поупражняться в составлении слов. Можно подставлять слоги перед сочетаниями или после. (задание на слайде) -У вас на листочках написано следующее задание.
Составьте звуковую модель слова.
Слова разные, поэтому заглядывать к соседу и сверятся с ним не стоит.( проверка у доски) Самооценка.Кто выполнил задание правильно. Закрасит кружок на полях красным, у кого одна ошибка синим, если ошибок больше, то зеленым. -А сейчас поработаем в парах. Соединить звуковую модель со словом (в учебнике).
Проверяем. Оцените себя.
IV.Гимнастика для глаз. Физминутка.

V.Закрепление знаний.
Работа в группах. Составить из слов предложения. Проверяем на экране. Запишите каждый свое предложение. Подчеркните сочетания ча-ща.чу-щу. Давайте проверим правильно ли вы сидите.
Руки? – на месте.

Ноги? – на месте.

Локти?- у края.

Спина?-прямая.
Подчеркиваем на доске. - Назовите слова с этими орфограммами, которые отвечают на вопрос кто? Что? Какой, какая, какие? Что делает? Можно сделать вывод: эти орфограммы встречаются в разных словах ( в разных частях речи)
За работу в группах оцените себя.
Посмотрите на экран, давайте назовем, что здесь изображено. Что вы можете сказать о них. Есть ли лишние. Почему и на какое правило? Какое новое для вас слово? Чум – жилище кочевых народов. Запомните картинки. Сейчас одна из картинок исчезнет, а вы с красной строки (задание 3) запишите это слово.
Чайник, щука, роща, чайка, чум
.
Оцените себя.
Незнайка тоже писал по диктовку. А правильно или нет, он не знает. Давайте поможем Незнайке и проверим его работу. (текст на листочках) Проверяем и исправляем на доске.
Давайте повторим наши правила.

В сочетаниях ЧА- ЩА

Пишите букву только
-
А
.
В сочетаниях ЧУ- ЩУ

Пишут только букву- У.


VI.

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.
Раскрасить серединку цветка(красный-все получилось, желтый- были неточности , зеленый- нужна помощь). Переверните ваши цветочки, если вставить буквы, то вы прочитаете пожелания для вас. Я хочу, чтоб вам сопутствовали
счастье, удача
и были в вашей жизни
чудеса.

VII.

Д.З. написать на каждом лепестке по 2 слова с каждым сочетанием.
Доп.задания.Учебник с.69 упр.5 Прочитать скороговорки. Списать 1 вариант – 1скороговорку, 2- вторую.