"Рабочая программа детей старшего дошкольного возраста элементам художественного труда"

Автор: Коротова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/С №5"
Населённый пункт: Анжеро - Судженск Кемеровская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа детей старшего дошкольного возраста элементам художественного труда"
Дата публикации: 06.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


КРАСОТУ СОЗДАЁМ САМИ

(дизайн-студия)
Дополнительная общеразвивающая программа обучения детей старшего дошкольного возраста элементам художественного труда

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад №5»

МБДОУ «Д/с №5»

КРАСОТУ СОЗДАЁМ САМИ

(дизайн-студия)
Дополнительная общеразвивающая программа обучения детей старшего дошкольного возраста элементам художественного труда. Составители: Коротова Е.М. Грищенко Н.В. Анжеро-Судженский, ГО 2015г.
«Красоту создаём сами» - рабочая программа дизайн – студии (обучение детей старшего дошкольного возраста элементам художественного труда). Составители: Коротова Е.М., воспитатель МБДОУ «Д/С №5» - первая квалификационная категория, Грищенко Н.В., воспитатель МБДОУ «Д/ №5» - первая квалификационная категория В дополнительной общеразвивающей программе «Красоту создаём сами» представлена система обучения детей старшего дошкольного возраста элементам художественного труда и ознакомления их с основами оформительского искусства через занятия дополнительного образования (Дизайн-студия). Содержание включает в себя элементы изобразительных техник: бумага пластика; тестопластика; пуговичная мозаика; тканевая аппликация… Программа может быть полезна педагогам систем дошкольного и дополнительного образования.
Содержание Пояснительная записка………………………………….3 Учебный план……………………………………….........10 Календарно-тематический план…………………………15 Список литературы……………………………………….18 Приложение……………………………………………….20

3
Пояснительная записка
.....Истоки способности и дарований Детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда, тем ярче творческая стихия детского разума.... В.А. Сухомлинский Ребенок с самых малых лет тянется к прекрасному. Его привлекают яркие игрушки, напевный голос мамы, звуки и краски природы. Художественно- эстетическое воспитание и развитие неотъемлемая часть образовательного процесса. Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное переживание. В системе занятий в детском саду ребенок получает первоначальные представления о различных видах и жанрах искусства, приобретает первичные навыки художественно эстетической деятельности. Этого достаточно для стандартного (нормативного) развития ребенка. Но в каждой группе детей находятся те, что испытывают более сильный устойчивый интерес к объектам художественного творчества и изобразительной деятельности. Такие дети могут подолгу лепить, рисовать, играть на музыкальных инструментах, драматизировать сказки, петь, танцевать... Особый интерес испытывают дети имеющие продуктивно-прикладной характер. И если в младшем дошкольном возрасте детей интересует в большей степени процесс, то к старшему дошкольному возрасту для них
4 становиться важной ценностно-смысловая сущность деятельности, от которой зависит проявление волевых усилий, старательности. Формирование навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но подготавливает ребёнка к рисованию. А в дальнейшем к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления и речи. Учитывая эти факторы на итоговом совещании при заведующей было принято решение организовать дизайн - студию для детей старшего дошкольного возраста, проявляющих интерес и способности в сфере изобразительной деятельности.
Назначение дизайн – студии
- обучение детей нетрадиционным способам изобразительной деятельности и художественного - ручного труда, обогатить опыт социальной полезности субъективной деятельности детей. Каждая из работ выполненная в ходе дополнительных занятий, используется для оформления студийного интерьера группы, помещений детского сада, дома, подарков близким и значимым людям. Из многообразия нетрадиционных изобразительных техник, нами были избраны наиболее яркие и доступные для исполнения ребенком дошкольником.
5 Программное содержание включает в себя 10 основных блоков: 1. чудеса из бросового материала 2. пуговичная мозаика 3. тестопластика 4. лоскутное чудо 5. бумагапластика 6. пластилинография 7. коктейльные соломинки 8. нитки 9. флористика 10.оригами Каждый из циклов предусматривает от 4 до 7 занятий. Системность обучения: от простого к сложному. Основой взаимодействия взрослого и ребенка являются партнерские отношения, в которых обеспечивается эффективность и яркость работы. За счет долевого участия в исполнении совместной композиции детей и педагога (самые сложные элементы исполняются взрослым, которые затем соединяются с элементами, выполненными детьми), главное что бы ребенок почувствовал свою сопричастность и увидел эффект партнерского продукта.
Цель программы:
приобщение детей и оформительской культуре, средствами изобразительного творчества, предоставление детям возможности реализовать художественно - творческий потенциал и обрести опыт созидания социально-значимых продуктов, пробуждение эстетические чувства от восприятия образцов изобразительного искусства и продуктов собственного труда.
6
Основные задачи
, которые решаются в ходе организации занятий дизайн – студии «Красоту создаем сами»:
Первый год обучения
Блок: « Бросовый материал» 1. Совершенствовать умения конструировать поделки из бросового материала разного назначения. 2. Развивать фантазию, творчество, изобретательность. 3. Формировать навыки коллективной работы, умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом. 4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, оценивать свои работы. Блок: « Пуговичная мозаика» 1. Вызвать интерес к рукотворному миру, к многообразию пуговичной мозаики. 2 Учить детей изготавливать поделки из пуговиц, выкладывать орнамент, выразительный сюжет. 3 Развивать фантазию, творчество при изготовлении композиции из пуговиц, мелкую моторику рук и аккуратность. 4 Воспитывать умение работать в паре, Блок: « Ткань» 1 Познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами, показать красоту изделий из ткани. 2 Учить детей изготавливать разнообразные композиции из ткани, пользоваться приемами вырезания предметов из ткани по шаблону или по контуру. 3 Развивать эстетический вкус, аккуратность.
7 4 Воспитывать самостоятельность в построении композиции из ткани. Блок: «Тестопластика» 1 Познакомить с основными этапами работы из соленого теста. 2 Совершенствовать умения изготавливать поделки, сувениры из соленого теста, объединять различные предметы в композицию, подбирать различные детали, для украшения работы. 3 Формировать умения работать сообща, доводить начатое дело до конца. Блок: «Бумагапластика» 1 Познакомить с разными видами бумаги, с ее свойствами. 2 Совершенствовать умения делать объемные поделки из бумаги, придавать разнообразные формы, объединять изготовленные предметы в композиции. 3 Учить работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, давать оценку своему труду. 4 Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук. 5 Воспитывать интерес к ручному труду, аккуратность.
Второй год обучения
Блок: «Пластилинография» 1. Познакомить с новым способом изображения пластилинографией. Подвести детей к созданию выразительных образов посредством объема и цвета. 2. Развивать у детей интерес к изобразительно-художественной деятельности, мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином.
8 3. Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином при выполнения работ. Блок: «Флористика» 1. Познакомить детей с новой технологией « Волшебная флористика», показать красоту композиций из засушенных листьев. Учить передавать с помощью цвета и формы задуманную тему, обучать композиционному размещению на листе бумаги. 2. Развивать умения формировать несложные композиции из листьев, разрезать листья напополам, на полоски. 3. Воспитывать эстетический вкус, фантазию, творчество. Блок: «Нитки» 1.Познакомить с разновидностями ниток, их свойствами. Учить детей выполнять композицию с помощью ниток. 2. Развивать у детей эстетическое восприятие, желание передавать красоту в своем творчестве, мелкую моторику рук. 3. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции и внесения дополнений в рисунок по теме работы. 4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться, доводить начатое дело до конца. Блок: «Коктейльные соломинки» 1. Познакомить детей с новой технологией « Коктейльная соломинка» 2. Учить детей выполнять композицию с помощью соломинок. 3. Совершенствовать умения изготавливать поделки, сувениры из коктейльных соломинок, подбирать различные детали для украшения. 4. Развивать мелкую моторику, интерес к полученному результату.
9 Блок: «Оригами» 1.Познакомить с новой технологией Оригами, с разновидностью бумаги. 2. Развивать умения складывать лист бумаги, в разных направлениях сооружая конструкцию. 3. Учить поиску цветовых решений, работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей. 4. Воспитывать интерес к ручному труду, доводить начатое дело до конца.
Критериями оценки эффективности деятельности студии
являются: 1. устойчивый интерес детей к художественно изобразительной деятельности и нетрадиционным исполнительскими техникам. 2. степень овладения изобразительными приемами, выразительность созданных образов. 3. насыщенность дидактической среды группы продуктами детского творчества, их практическая и художественно - эстетическая ценность. Система отслеживания эффективности включает в себя эмоциональную оценку процесса деятельности и эстетическую оценку продукта и оценка его практической полезности творческого труда по итогам каждого занятия. После внесения продукта в группу оценивается его привлекательность и ценность с позиции детей не участвующих в работе студии. Один раз в квартал организуются выставки для родителей, по итогам которой заполняется книга отзывов. С целью выяснения степени устойчивости интересов детей в студийной деятельности, в середине и конце учебного года организуется тестирование с использованием проблемных ситуаций. Информация о полученных оценочных суждений деятельных проявлений продуктивных результатов заносится в тетрадь мониторинга.
10
Учебный план

(первый год обучения)
№ Содержание тематических блоков Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Диагностика интересов и способностей Поделки из бросового материала Пуговичная мозаика Тестопластика Тканевая аппликация Бумагопластика Папье-маше с росписью Выставка Изготовление подарков на основе освоенных техник. 1 6 5 5 3 7 6 2 2 Всего занятий 37
11
Календарно-тематический план

(первый год обучения)
№ п/п Тема Техника Практическое назначение
Сентябрь
1 Диагностика интересов и способностей. 2 «Солнышко добрых дел» Бросовый материал Модель «Наши добрые дела» 3 «Аленький цветочек» Бросовый материал Рамка для фото иммениника 4 «Чебурашка» Бросовый материал Контейнер для инструментов ручного труда 5 Массажный коврик Бросовый материал Оборудование для спортивного уголка
Октябрь
1 Игольница «Цветик - семицветик» Бросовый материал Оборудование для уголка ручного труда 2 Подвеска для игрушек Бросовый материал Подарок для малышей 3 Шкатулка для бабушки Пуговицы Подарок для бабушки 4 Салфетка Пуговицы Украшение стола
Ноябрь
1 Кокошник Пуговицы Атрибуты для уголка ряженья 2 Подставка для карандашей Пуговицы Подарок малышам
12 3 Сердечко для мамы Аппликация из ткани Подарок маме Декабрь
1
Изготовление моделей хлебобулочных изделий Тестопластика Атрибуты для сюжетно-ролевой игры 2 Сувениры - магниты Тестопластика Новогодние подарки 3 Подсвечники Тестопластика Украшения на ёлку 4 Новогодние игрушки Тестопластика Украшения на ёлку 5 Панно-коллаж «Новогодняя сказка» Тестопластика Украшения группы
Январь
1 «Апельсины на ветке» Аппликация из ткани Украшение интерьера
2
«Рождественская звезда» Аппликация из ткани Украшения группы 3 «Аквариум» Аппликация из ткани Оформление природного уголка
Февраль
1 Веселые человечки Бумагопластика Украшение интерьера группы 2 «Зимняя сказка» -настенное панно Бумагопластика Украшение лестницы 3 Рамка для папы Папье-маше Подарок для папы 4 Шкатулка для украшений Папье-маше Атрибуты для игрового уголка
Март
1 Весенний букет Папье-маше Подарок маме
13 2,3 Натюрморт с фруктами Бумагопластика Украшение игрового уголка 4 Ваза для цветов Папье-маше Украшение группы 5 Цветы Бумагопластика Украшение группы
Апрель
1 «Чудеса космоса» (коллаж) Папье-маше Оформление группы ко дню космонавтики 2 «Любимая сказка» (панно) Папье-маше Оформление уголка театрализованной деятельности 3 «Пасхальные яйца» Папье-маше Игровые атрибуты к празднику пасхи 4 «Золотые купола» (коллаж) Папье-маше Украшение группы
Май
1 «Портрет выпускникам»(коллаж) Тестопластика Оформление праздника «Выпуск в школу 2 Подарки сотрудником Все освоенные ранние техники на выбор Памятные подарки 3 Подарки детскому саду 4 Выставка с презентацией «Дизайн-студии» Выставка
14
Учебный план

(второй год обучения)
№ Содержание тематических блоков Количество занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Поделки из бросового материала Пластилинография Флористика Оригами Коктейльные соломинки Тестопластика Нитки Изготовление подарков на основе освоенных технологий Выставка

4 4 5 7 4 5 5 2 1 Всего занятий

37
15
Календарно – тематический план

(второй год обучения)

Месяц

Неделя

Тема

Техника

Практическое

назначение

Сентябрь
1 «Сохраним красоту лета» Бросовый материал Украшение группы 2 «Мотыльки» Бросовый материал Украшение интерьера зимнего сада 3 «Забавные Пчёлки» Бросовый материал Украшение в природный уголок 4 «Ушастик» Бросовый материал Подарок малышам
Октябрь
1 «Цветы для Бабушки» Пластилинография Подарок для бабушки к «Дню пожилого человека» 2 «Чудо-плоды» Пластилинография Украшение интерьера группы 3 «Кактус в горшочке» Пластилинография Оформление природного уголка 4 «Сказочные герои» Плистилинография Подарок детям средней группы
Ноябрь
1 «Рыбки» Флористика Украшение природного уголка 2 «Лес» (панно- коллаж) Флористика Украшение интерьера группы 3 «Зайчонок» Флористика Подарок для малышей 4 «Ваза с цветами» Флористика Подарок для мамы 5 «Портрет Девочки (мальчика)» Флористика Подарок для друга
Декабрь
1 - 2 «Снеговик» Оригами Подарок для
16 малышей 3- 4 «Ёлочка» Оригами Украшение интерьера группы к новогодним праздникам
Январь
2 «Рождественс- кая звезда» Оригами Игровой атрибут к Рождеству 3 «Пилотка» Оригами Атрибуты к сюжетно-роле- вой игре «Мы военные» 4 «Теремок» Оригами Театр в подарок для малышей
Февраль
1 «Обложка для Дневника- наблюдений» Коктейльные соломки Оформление для уголков Эксперименталь ной деятельности 2 «Столовые Салфетки» Коктейльные соломки Украшения для стола 3 «Фоторамка для папы» Коктейльные соломки Подарок папе 4 «Весёлая сумочка» Коктейльные соломинки Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья»
Март
1 «Сердечко для Мамы» Тестопластика Подарок для мамы 2 «Лукошко с Фруктами» Тестопластика Украшения интерьера 3-4 «Кукольный театр» Тестопластика Изготовление Кукол для Театрализованной деятельности
Апрель
1 «Изготовле- ние Кондитерских изделий» тестопластика Атрибуты к сюжетно-ролевой игре 2 «Чудеса Космоса» Нитки Оформление Группы к дню
17 космонавтики 3 «обложка для Книги» Нитки Оформление Книжек-малышек 4 «пасхальное яйцо» Нитки Подарок для семьи 5 «Комнатные цветы» (панно) Нитки Украшение Интерьера зимнего сада
май
1 «Вечный Огонь» Нитки Оформление интерьера Мини-музея «Победой кончилась война» 2-3 «До свиданья Детский сад» Выбор техники и содержания работы по замыслу ребёнка Памятные подарки 4 «Выставка с презентацией «Дизайн- студия»
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воробьёва, О.Я. Декоративно прикладное творчество: Традиционные народные куклы : Керамика [Текст] / О.Я. Воробьёва – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 140с. 2. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б.Г. Гагарин - М.: ТЦ Сфера, 1998. – 30с. 3. Гуляева, З.В. Самоделки [Текст] / З.В. Гуляева – М.: ТЦ Сфера, №23 – 9с. 4. Гофманн, П. Поделки из соломинок [Текст] / П. Гофманн – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 32с. 5. Давыдова, Г.Н. Поделки из бросового материала [Текст] / Г.Н. Давыдова – М.: ТЦ Сфера ,2006. – 32. 6. Давыдова ,Г.Н. Лепим из солёного теста [Текст] / Г.Н. Давыдова – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 32с. 7. Давыдова, Г.Н. Пластилинография [Текст] / Г.Н. Давыдова – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80с. 8. Дорогова, Е.Ю. Секреты оригами для дошкольников [Текст] / Е.Ю. Дорогова – М.: Тц Сфера, 2007. – 24с. 9. Дрезнина, М.Г. Каждый ребёнок художник [Текст] / М.Г. Дрездина – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 200с. 10.Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Т.С. Комарова – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 176с. 11.Мосин, И.Г. Рисование [Текст] / И.Г. Мосин – М.:ТЦ Сфера 2000. – 117с. 12.Пищикова, Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике [Текст] / Н.Г. Пищикова – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 48с. 13.Перевертень, Г.И. Волшебная флористика [Текст] / Г.И. Перевертень – М.: ТЦ Сфера, 2007. -14с.
19 14.Рябко, Н.Б. Бумажная пластика [ Текст] / Н.Б. Рябко – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64с. 15.Соломенникова, О.А. Радость творчества [Текст] / О.А. Соломенникова – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 168с. 16.Тойбнер, А. Фигурки и игрушки из бумаги и яиц [Текст] / А. Тойбнер – М.: ТЦ Сфера , 2009. – 33с.
20
ПРИЛОЖЕНИЕ

21
Физкультминутки

Физкультурная пауза
Мы стоим на огороде Потягивания-руки в стороны. Удивляемся природе. Вот салат, а здесь укроп. Правой рукой коснуться левой ступни, Там морковь у нас растёт. А потом левой рукой коснуться правой Поработаем с тобой, ступни. Сорнякам объявим бой- С корнем будем выдирать Да пониже приседать. Приседания. Всё полили мы из лейки И садимся на скамейки.
Мои пальчики
Вот все пальчики мои, Их как хочешь, поверни- Повороты кистей рук И вот так, и вот так Не обидятся ни как. Хлопок перед собой, по столу. Раз, два, три, четыре ,пять, Не сидится нам опять. Постучали, повертели Встряхивающее движение кистями рук И работать захотели. Постучать пальцами друг о друга. Дали ручкам отдохнуть, А теперь обратно в путь.
Сбор фруктов
Мы идём во фруктовый сад. Ходьба на месте Вдыхаем яблок аромат. Дыхательные упражнения. Хотим сорвать яблоки с дерева. Подняться на носки Может быть, допрыгнем до них? Потянуть руки вверх Нужно поставить лестницу. Имитируют сбор яблок. Срываем яблоки и кладём в корзинку. Яблоки сорвали, теперь отдыхаем. Садятся на стулья.
Цветочная зарядка
Говорит цветку цветок: Дети поднимают и опускают руки. «Подними-ка свой листок. Выйди на дорожку Дети шагают на месте Да притопни ножкой.


22 Да головкой покачай- Вращение головой Утром солнышко встречай. Стебель наклони слегка- Наклоны Вот зарядка для цветка. А теперь росой умойся, Встряхивание головой Отряхни и успокойся. Наконец готовы все Дети садятся. День встречай во всей красе.
Разминка для пальчиков
Наши алые цветки Раскрываются пальчики, кисти Распускают лепестки. Рук поворачиваются влево-вправо. Ветерок чуть дышит, Потихоньку пошевелить пальчиками Лепестки колышет. Наши алые цветки Сомкнуть пальцы вместе (в бутон). Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Кисти рук опустить вниз. Головой качают. Круговые движения кистями рук.
Колокольчики
В прятки пальчики играют Сжимать, разжимать пальцы рук. И головки убирают, Открывать и закрывать глаза Словно синие цветки, Распускают лепестки. Сводить и разводить пальцы «веером» Наверху качаются. Наклоны кистей вправо-влево. Низко наклоняются. Колокольчик голубой Круговые движения кистями Поклонился нам с тобой. Наклоны кистей вниз-вверх. Колокольчики цветы. Повороты кистями вправо-влево, Очень вежливы, а вы? Ладони к верху. Мы зарядку начинаем, Наши руки разминаем, Разминаем спину, плечи, Чтоб сидеть нам было легче. Дружно прыгаем, прыг-скок! Кто достанет потолок? А теперь ходьба на месте. Громко топаем все вместе. За столы мы снова сели,
23 Принимаемся за дело. Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою! Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. Девочки и мальчики кулачки сжимаем – Вот так, вот так. Ладошки раскрывают – Вот так, вот так. На ладошки мы подуем Наши пальчики разбудим Наши пальчики проснулись И друг другу улыбнулись.
Рыбки
Пять маленьких рыбок Выполняем волнообразные движения Играли в реке, Лежало большое Бревно на песке. Руки прижать друг к другу ,переворачиваем И рыбка сказала: их сбоку на бок Нырять здесь легко. Ладони сомкнуть, выполняем ныряющие Вторая сказала: движения Ведь здесь глубоко, качаем сомкнутыми ладонями А третья сказала: Мне хочется спать. Рыбка спит Четвёртая стала Чуть-замерзать, Быстро качаем ладонями (дрожь) А пятая: крикнула: Здесь крокодил! Запястья соединены: ладони раскрываются Плывите скорей, Чтобы не проглотил. Рыбки уплывают (волнообразные движения)
Физкультминутка
Мы зарядку начинаем,
24 Наши руки разминаем, Вверх рука и вниз рука, Потянули их слегка. Быстро поменяли руки, Нам сегодня не доскуки.
Разминка для рук
Руки требуют заботы, Ведь у них полно работы: Трудно целый день писать, И лепить и рисовать. Потянулись вверх, потом Руки шире разведём. Вот и всё. Конец зарядке. Сели вновь за стол ребятки.