Методическая разработка "Поморье"

Автор: Цильо Любовь Леонидовна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МБДОУ № 85 "Малиновка"
Населённый пункт: Архангельская область, г. Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: Методическая разработка "Поморье"
Дата публикации: 06.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка «Поморье».
Цильо Любовь Леонидовна, заместитель заведующего по ВМР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85 «Малиновка» комбинированного вида», г.Северодвинск Архангельской области.
Название:
методическое пособие «Поморье».
Разработчик:
творческая группа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №85 «Малиновка» комбинированного вида», г. Северодвинск Архангельской области. Руководитель проекта: Цильо Любовь Леонидовна, заместитель заведующего по ВМР;
Образовательные программы:
1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е .Веракса. 2.Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 85 «Малиновка».
Адресность:
для детей от 5 до 7 лет, педагогов и родителей.
Актуальность
ФГОС актуализирует проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в формировании целевых ориентиров, обеспечение становления основ социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям поморской культуры и достояниям истории Российского государства, гуманного к природе. Подчеркивается необходимость вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Недостаточное программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса: отсутствует современный интерактивный познавательный материал для дошкольников, необходимость методических разработок, которые бы помогли воспитателям осуществлять подбор инновационных методов и приемов по знакомству детей с родным краем. По итогам анкетирования педагогов и родителей видно, что у взрослых имеются отдельные, эпизодические знания о родном крае, испытывали затруднения в передаче знаний детям. Таким образом, проведенное исследование подвело педагогов к необходимости внесения корректировки в образовательную программу сформированную участниками образовательного процесса, дополнив содержание обучения и воспитания детей практически значимыми знаниями и умениями по знакомству детей старшего дошкольного возраста с родным краем , культурой и бытом Поморья. Педагогами нашего дошкольного учреждения ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Исходя из выше выявленных проблем, была организована работа творческой группы педагогов.
Цель:
воспитание патриотизма и чувства гордости к Поморскому краю у всех участников образовательного процесса

Задачи
(основные)
:
- вызвать и стимулировать интерес к истории и культуре Русского Севера – «Поморья». - сформировать знания о местоположении, природе, творчестве великих земляков, культурно-историческом наследии Поморья; - закрепить эмоционально-положительное отношение к культуре и традициям поморского быта; - развивать познавательную активность и творческие способности у старших дошкольников в процессе знакомства с историей родного края; - воспитывать чувство причастности к истории Русского севера, его народу
;
- с пособствовать формированию личности, которая в будущем могла бы ставить своей целью процветание и развитие своей малой родины.
Форма реализации:
занятия, совместная деятельность детей и взрослых, использование через интернет ресурсы для дистанционных занятий.
Комплектация:
Методический материал состоит из 4 блоков: 1). Природа Архангельской области. Блок представлен по темам: -знакомство с красной книгой Архангельской области, - северный олень. - белый медведь, а так же речевой материал по теме «Животные севера». 2). История, культура и традиции Поморья. Блок представлен по темам: - Архангельская область, - знакомство с северной русской избой, - русское чудо – печь, - быт и уклад Поморской семьи, - Поморские праздники (Покров, Колядки, Русская березка, северные посиделки), - Познавательные встречи в мини-музее «Поморье». 3). Промыслы Поморья. Блок представлен по темам: - знакомство с каргопольской игрушкой, -знакомство с косторезным мастерством, - знакомство с мезенской росписью. 4). Великие земляки. Блок представлен по темам: - великий земляк – М.В. Ломоносов, - путешествие по сказкам С.Г. Писахова
Содержание методической разработки
: - мультимедийные презентации для детей и родителей, - сопровождающие конспекты и дополнительная информация для педагога, - заключительные мероприятия.
Краткое описание:
В презентациях содержится фотоматериал, помогающий дошкольникам воспринимать информацию о природе, культуре, традициях, промыслах и родного края. Длительность мультимедийного сопровождения соответствует требованиям СанПин 2.4.1.30-49-13 от 15.05.2013г. №26. Конспекты составлены в соответствии требований ФГОС ДО. Содержание включает в себя разнообразные виды детской деятельности. Носит мотивированный характер. Предполагает использование предметно-развивающей среды группы с учётом полифункциональности, вариативности, гибкого зонирования и интегративности. Представленный материал можно варьировать, дифференцировать и дополнять в зависимости от формы проведения. С целью отслеживания результативности целевых
ориентиров у детей по итогам использования данного пособия предлагаются варианты заключительных мероприятий. Обращаем внимание, что обучающие образовательные ситуации делятся по этапам, в которых предусмотрено взаимопроникновение образовательных областей, психологический настрой, вводно-организационный и мотивационный аспект, практическая деятельность дошкольников по освоению и применению полученных знаний, рефлексия и перспектива к новой познавательной деятельности. Важно, что для педагогов и родителей имеется информационно – методическое сопровождение – это сам конспект и справочный материал. Считаем, что представленная методическая разработка позволит участникам образовательных отношений: — осуществлять принцип развивающего образования; — сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; — соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); — обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; — строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; — основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; — предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении культурно-досуговых мероприятий в условиях микросоциума группы; — предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Содержание работы преломляется через патриотическое воспитание дошкольников и отражается в следующих интересных мероприятиях: интерактивные мини-музеи, совместные, праздники и творческие гостиные, которые знакомят детей и взрослых с Поморской культурой и бытом. Организация работы по музейной педагогике позволяет детям получать необходимую познавательную информацию в общении, формирует умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. Позволяет посредством исследовательской деятельности на практике применять и совершенствовать свои знания. В детском саду сложились свои традиции: «Встречи с интересными людьми», «Память о былом», активное участие в общественнозначимых мероприятиях города, области, страны. Реализация совместных проектов с социальными институтами: библиотека, городские и школьные музеи. Это способствует закладыванию патриотических чувств, знаний об истории и культуре Поморья и воспитанию активной жизненной позиции. Таким образом, считаем, что знакомство и применение методической разработки «Поморье» положительно повлияет на качество образования и воспитания дошкольников в ДОО, улучшит условия для формирования актуальных для детей и взрослых знаний о родном крае, позволить осуществить личностно-ориентированный подход и построить образовательную деятельность в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО.