"Роль основной школы в формировании универсальных учебных действий в свете внедрения ФГОС"
Автор: Кузнецова Аксана Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: город Железноводск - п. Иноземцево, Ставропольский кр.
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль основной школы в формировании универсальных учебных действий в свете внедрения ФГОС"
Роль основной школы в формировании универсальных учебных
действий в свете внедрения ФГОС
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь не отставать от
новообразований в обществе, культуре, истории, науке. Главное же изменение
в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов
развития. Современному учителю необходимо переосмыслить цели и
ценности начального образования, сформулированные в новом Стандарте для
начальной школы. Инициативность, активная жизненная позиция,
самостоятельность, энтузиазм – главные качества современного педагога.
В чем теперь заключается роль основной школы? Вместо простой
передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной
целью школьного образования становится развитие способности ученика
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование
умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем»
образовательного процесса. Учить себя – вот та задача, успешное решение
которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную
деятельность школьников. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши
замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет
желания учиться».
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший
багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и
познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение
учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных
стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего
среднего образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение
обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий
является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» –
саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные
учебные действия» – это совокупность действий обучающегося,
обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса.
Работая учителем русского языка и литературы в течение девятнадцати
лет, прихожу к выводу, что формулирование УУД позволяет современному
педагогу выбирать оптимальные средства и методы работы.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование
личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических
действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и
усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв
обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения
(например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем
составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Предмет «Русский язык» занимает ведущее место в системе
образования, поскольку успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения школьника по другим школьным
предметам.
Итак, стремление современного педагога к оптимизации процесса
обучения – главное условие образования. Овладение новыми знаниями и
умениями поможет педагогу реализовать основополагающие принципы
ФГОС.