"Роль основной школы в формировании универсальных учебных действий в свете внедрения ФГОС"

Автор: Кузнецова Аксана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: город Железноводск - п. Иноземцево, Ставропольский кр.
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль основной школы в формировании универсальных учебных действий в свете внедрения ФГОС"
Дата публикации: 12.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Роль основной школы в формировании универсальных учебных

действий в свете внедрения ФГОС
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь не отставать от новообразований в обществе, культуре, истории, науке. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Современному учителю необходимо переосмыслить цели и ценности начального образования, сформулированные в новом Стандарте для начальной школы. Инициативность, активная жизненная позиция, самостоятельность, энтузиазм – главные качества современного педагога. В чем теперь заключается роль основной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Учить себя – вот та задача, успешное решение которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Работая учителем русского языка и литературы в течение девятнадцати лет, прихожу к выводу, что формулирование УУД позволяет современному педагогу выбирать оптимальные средства и методы работы. Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Предмет «Русский язык» занимает ведущее место в системе образования, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Итак, стремление современного педагога к оптимизации процесса обучения – главное условие образования. Овладение новыми знаниями и умениями поможет педагогу реализовать основополагающие принципы ФГОС.