"Использование произведений устного народного творчества в развитии речи дошкольника"

Автор: Щегловская Раиса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детсад "Лсточка"
Населённый пункт: село Кыштовка, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование произведений устного народного творчества в развитии речи дошкольника"
Дата публикации: 06.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»
Методическая разработка:

«Использование произведений устного народного

творчества в развитии речи дошкольника»


Автор: воспитатель I кв. категории Щегловская Раиса Николаевна с.Кыштовка, 2016 г. 0
В системе дошкольного образования развитие речи занимает одно из ве- дущих мест, так как речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Я работаю в сельском детском саду, где дети в основном со средним уровнем развития речи. Проработав несколько лет, я столкнулась с одной из самых сложных проблем: детский словарный запас ограничен и беден, речь эмоционально и интонаци- онно невыразительна, в речи используются простые предложения. Решая данную проблему, выяснила причину: наши дети живут в мире «говорящей» техники и постепенно учатся молчать, а речевые игры уступают свое место телевизору, игровой приставке, компьютеру, а также имеют место наследственные факторы, заболевания ребенка в первые два года жизни и влияние сферы общения. С 2008 года я работаю над темой:
«Использование произведений

устного народного творчества в развитии речи дошкольника»
. В основе моей технологии лежит идея Н. Мироновой. Ведущими идеями опыта является личностно- ориентированное обуче- ние, идея гуманизации через содержание.
Цель технологии: развитие речи детей через использование произ-

ведений устного народного творчества.

Задачи:

1.

Формирование у детей речевых умений и навыков.

2.

Развитие умения использовать средства художественной вырази-

тельности в самостоятельном высказывании.

3.

Воспитание интереса к художественному слову.
На первом этапе изучила нормативные документы, программу дошколь- ного образовательного учреждения, составила рабочую программу, схему развития речи ребенка, подобрала учебно-методический комплект Подготовила диагностические задания по развитию речи детей. Наблю- дала за «речевым поведением» ребенка, беседовала, анкетировала родителей, ознакомилась с условиями жизни в семье. Подготовила «стимульные матери- алы»: игрушки, дидактические пособия (настольно-печатные игры), репро- дукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные театры; разработала сценарии активизирующего общения, включала ребенка в естественную для него деятельность , требующую актуализации определенных речевых умений и навыков. Обследование воспринималось детьми как совместная с воспита- телем игра, развлечение, интересное общение. Анализировала результаты об- следования, подготовила информацию и индивидуальные рекомендации для родителей, подобрала оптимальное содержание обучения для каждого ребен- ка. Детей поделила на три группы по степени сложности выявленных рече- вых недостатков. В первую подгруппу вошли дети с наибольшим количе- ством речевых недостатков, во вторую – с небольшим количеством речевых недостатков, в третью – без речевых недостатков или их количество и «каче- ство» не вызывают серьезных опасений (недостатки в развитии мелкой мото- 1
рики, леворукие дети). С детьми первой подгруппы работала каждый день (утром и вечером), с детьми второй подгруппы – два-три раза в неделю, с детьми третьей подгруппы один раз в неделю.
В качестве материала для развития речи дошкольников использо-

вала произведения устного народного творчества: потешки, считалочки,

загадки, скороговорки, пословицы, сказки.
Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени. Читала малышам потешки, неоднократно повторяла один и тот же текст: Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке. Мишке толстопятому. Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. Затем предлагала детям ответить на вопросы: 1.Где сидит белка и продает орешки? 2.Кому она продает орешки? 3.Как в народе называют мишку? Почему? 4.Как в народе называют зайку? Почему? 5.Куда кладет белка купленные животными и птицами орехи? 6.Кто из перечисленных героев имеет лапочку? 7.Кто из перечисленных героев имеет зобок? Вопросы направлены на развитие поэтического слуха младшего дошкольни- ка, умение находить в небольшом тексте художественно-выразительные сред- ства. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, но и делает процесс восприятия художественной литературы осмысленным. После дети искали на картинке любого понравившегося героя потешки: ли- сичку, воробья, синичку, мишку, зайчика и просила рассказать о нем с помо- щью наводящих вопросов. Совместно с детьми формировали связную речь, используя образные средства и выражения. Для работы с детьми отбирала потешки, которые с одной стороны раз- вивают речь, а с другой – могут быть использованы в режимных моментах, Умывая малышей, напевала: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток, 2
Чтоб кусался зубок. Собирая детей на прогулку: Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Еще маленьких ребят! Во время завтрака: Умницы, детки, Ешьте кашку сладеньку – Вкусную да душистую, Мягкую, пушистую. Причесывая их, приговаривала: Расти, коса, до пояса- Не вырони ни волоса. Дети повторяли потешки вместе со мной, расширяя словарный запас. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат, поэтому использовала задания, содержащие пословицы, по- говорки и скороговорки на занятиях, развлечениях и в режимных моментах. Выставляла картинку, хором произносили скороговорку очень медленно, хо- рошо проговаривая слова, потом – в более быстром темпе, затем произносили индивидуально: шла Поля по полю, рядом кони топали. Задавала вопросы де- тям, меняя интонацию: «Шла Поля по полю?» Дети отвечали: «Шла Поля по полю». Рисовали то, о чем говорилось в скороговорке: У осы не усы, не уси- щи, а усики. После того как дети нарисовали предметы, просила их проком- ментировать свой рисунок. Чтобы вовлечь дошкольников в речевую ситуа- цию, предлагала им наводящие вопросы: «Что ты нарисовал? Как один пред- мет отличается от другого? Каким ты изобразил данный предмет?» Подбирала пословицы, которые могли быть обыграны (проговарива- ние в разном темпе с разным интонационным подтекстом: радостно, востор- женно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно); проговаривание, со- провождаемое определенными загаданными действиями , (например, хлопка- ми, взмахами руки, танцевальными движениями) поспешишь – людей насме- шишь; кончил дело – гуляй смело; у страха глаза велики; тот герой, кто за Ро- дину горой. Работа с пословицей прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, развивает и обогащает речь. Знакомила детей с разными считалочками, показывала, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности: Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. 3
Пиф! ПаФ! Не попал! Серый зайчик убежал! После того как дети запомнили считалочку, предлагала им ответить на вопросы: 1.Куда пошел зайчик? 2.Кого он встретил? 3.Что случилось с зайчиком во время прогулки? 4.Какого цвета шерстка у него? Вопросы к хорошо знакомому тексту позволяли детям иначе взглянуть на художественное произведение, задуматься над особенностями рассужде- ния в нем, объяснить свое понимание того или иного предмета, явления, что способствовало развитию не только речи, но и мышления. Детям предлагала загадки с реальными признаками угадываемого предмета, его внешнего вида: Припрятала орешки И сушит сыроежки- Зимой в ее дупле, Что хочешь на столе. Учила детей разгадывать загадки: выделяли и перечисляли предметы и действия загаданного объекта, затем собирали их воедино и пересказывали загадку так, чтобы «разбросанные» в ней элементы сложились в единую кар- тину- «портрет» отгадки. (Прячет орешки, сушит грибы, делает запасы на зиму, живет в дупле – белка). Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращала его вни- мание на то, что если отгадка приводится без доказательства, возможен дру- гой ответ. Например, «красная девица сидит в темнице, коса на улицу».Дети, как правило, быстро находили ответ на вопрос «Что это?», а вот в доказатель- ствах затруднялись. На вопрос «Почему?» обычно отвечали: «Потому что красная». «Клубника тоже красная – значит, это тоже правильный ответ?» - вносила сомнение в умы детей и обращала их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Когда дети поняли, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», тогда задавала вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже рас- тет в земле и тоже красный?» Обращала внимание детей и на то, что в темни- це сидит именно «она», поэтому предметы мужского рода (лук, редис, чес- нок) сразу отпадают. Ребенок должен усвоить: даже незначительные на пер- вый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем об- ращала внимание на то, что «она» растет на грядке. «Может быть, автор за- гадки имел в виду свеклу? Ведь она тоже вроде красная?» Дети рассуждали. Предлагала им свою версию: свекла на самом деле не красная, а темно-бурая. Объясняла, что словосочетание «красная девица» имеет еще и другое значе- ние: автор имел в виду прежде всего не цвет, а ее красоту. Те же самые наво- дящие вопросы использовала, если ребенок не знал отгадки. Так он учился думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждение. 4
Подбирала загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, животных, пред- метах быта, продуктах питания. Использовала народные речевые игры, так как игры помогают практи- ческому овладению формой и значением слов, словосочетаний и более круп- ных словесных конструкций. Настраивала детей на игру с помощью зачина: Приглашаю детвору На веселую игру! А кого не примем, За уши поднимем, Уши будут красные, До того прекрасные! При общении с одним ребенком использовала пальчиковую игру «Банька»: складывала руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы, ре- бенок проводил пальцами между моими ладонями, приговаривая: «Пустите в баньку», на что отвечала: « Водички нет, мыльца нет, не топлено, жару нет», затем сжимала ладонями палец ребенка и удерживала его, приговаривая: «Жарко! Жарко! Жарко!» Организовывала детей перед занятием с помощью игры-молчанки: Первенчики, бубенчики, Летели голубенчики По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок – молчок! Проговаривание текста при игре способствовало развитию речевого цен- тра. Продолжала знакомить детей с русскими народными сказками. Художе- ственный текст подбирала в соответствии с программой и возрастными и ин- дивидуальными особенностями дошкольника. Предпочтение отдавала рус- ским народным сказкам о животных с многократными повторениями сюжет- ных ходов: «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята». Для полноценного восприятия сказки проводила предварительную рабо- ту: зачины, повторы, песенки запоминали заранее. Например, хитрая, льсти- вая речь лисы, обращенная к петушку, хорошо запоминается в процессе игры «Лиса и петушок»: петушок сидит в «домике» (за стулом), отверстие в спин- ке стула – окно, под ним – лиса. Дети зовут: «Петушок, петушок, золотой гре- бешок». «Выгляни в окошко, дам тебе горошку», - продолжает Лиса. Пету- шок выглядывает и лиса уносит его в темный лес. Эта игра способствовала воспитанию интонационной выразительности речи у детей. Весной во время прогулки строили с детьми на участке две избушки: ледяную и лубяную (из брусков). В одну поселили лису, в другую зайчишку. 5
Дети убедились, как непрочна ледяная избушка. На занятии спрашивала, что случилось с ледяной избушкой, которую мы построили для лисы? Где сейчас живет лиса? И предлагала послушать сказку о том, как зайчик пустил лису в свою избушку. Рассказав сказку «Теремок», задавала детям такие вопросы: 1.Где стоял теремок? 2.Кто из зверей поселился в теремке? 3.Почему мышка названа норушкой? Лягушка –квакушкой, зайчик - побегай- чиком, волчок – серым бочком? 4.Как в народе называли медведя? 6.Почему он не смог залезть в теремок? 7.Что произошло с теремком, когда на него уселся медведь? 8.Как звери решили жить дальше? 9.Как вы думаете, почему они так решили? Учила детей давать полные и подробные ответы, тактично исправ- ляла неверно употребленный падеж при согласовании, форму слова, просила говорить четко, не искажая слова. При неверном ответе самому ребенку дава- ла возможность увидеть ошибку при ответе. Для этого предлагала ему еще раз пересказать отрывок из текста или просила другого ребенка рассказать данный отрывок, или сама еще раз рассказывала текст. Учила детей внима- тельно слушать друг друга, не перекрикивать и не перебивать. Во время заня- тия атмосфера была непринужденной, доброжелательной. Разыгрывала маленькие спектакли на столе. Проводила дидактиче- ские и подвижные игры по сюжетам сказки или с героями сказки. Например, «Шкатулка со сказками». Из шкатулки ребенок вытаскивал кружок зеленого цвета, спрашивала его: «Кто это?» или «Что это?», если ребенок затруднялся, ему предлагала рассказать сказку о кузнечике или зеленом листочке. После того, как первый ребенок сказал два – три предложения, следующий вытаски- вал другой кружок, говорил, кто это или что это, и продолжал сказку. Затем кружок вытаскивал следующий ребенок. Следила, чтобы каждый раз получа- лась законченная история, и чтобы ребенок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты сюжетов. Вместе с детьми «путешествовали» в сказку. Приносила в группу письмо, в котором кукла Маша просила помочь ей узнать героев разных ска- зок: художник нарисовал сказочных героев, но не написал, кто они, а сама Маша не может. В конверте лежали иллюстрации к сказкам (сюжетные кар- тинки). Кто узнает название сказки, пусть шепнет Машеньке. За правильный ответ Машенька давала фишку. Победителем становился тот , кто набирал больше фишек. Предлагала детям поиграть в «добавлялки». Дети, у которых картинки из соответствующей сказки, показывали их всей группе. Например, ок-ок-ок – стоит в поле … (теремок), ок-ок-ок – покатился … (колобок), су-су-су –пету- шок прогнал …( лису), цо-цо-цо – снесла курочка …(яйцо). 6
Детям давала конверты с иллюстрациями к сказке (один конверт на двоих) и просила разложить картинки в порядке, соответствующем разверты- ванию сюжета. В этом случае ценила совместный труд, умение договориться. Проводила подвижную игру «Волк и семеро козлят»: волк сидит в центре круга, а козлята вокруг идут в хороводе и весело поют: Семеро, семеро, семеро козлят Весело, весело, весело стоят. Весело всезнайке, весело бодайке, Весело топтушке, весело болтушке, Весело дразнилке, весело мазилке. И, конечно, очень весело кричалке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться, Прыгать и бодаться! Волк от песен и шума просыпается и бежит ловить козлят. Испугав- шись, они разбегаются в разные стороны и прячутся. В младшей группе проводила игры с ролью. Дети с удовольствием перевоплощались в собак, кошек и других животных, на занятиях разыгры- вали небольшие сценки по произведениям устного народного творчества. Участвуя в театрализованных играх, дети развивали речь через героев сказок. Формируя интерес к играм – драматизациям, много читала и расска- зывала детям произведения устного народного творчества. Формирование речи осуществляла и на занятиях по аппликации, рисо- ванию, конструированию. Единство содержания задач , форм и методов рабо- ты побуждало детей общаться, обогащать словарный запас. Выполняя аппли- кацию «Петух с красивым хвостом», дети отгадали загадку про петушка: На заборе сидит, громко – громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», а в конце спели рус- скую народную припевку: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Шелкова бородка, Масляна головка. Что ты рано встаешь, Голосисто поешь. Деткам спать не даешь? Лепили из пластилина героев сказок и обыгрывали сказочных персона- жей, рисовали сюжеты по мотивам сказок, конструировали из бумаги и карто- на игрушки-самоделки для сказки, строили из конструктора «Русскую избу».Включала литературный материал на занятиях по математике, напри- мер, закрепляя умение детей классифицировать множества по двум свойствам (размер и форма), загадывала загадку: Нет углов у меня, и похож на блюдце я, на тарелку, на кольцо, кто же я такой, друзья? (круг). 7

Решение всех речевых задач осуществляла посредством разных

форм организации детей : образовательных ситуаций ( реально-практи-

ческих и игровых ), занятий , ситуаций общения.
Образовательные ситуации планировала и организовывала в любое вре- мя в режиме дня: утром, вечером или во время прогулки. Детям, которые все- гда первыми приходили в детский сад , предлагала индивидуальные занятия и упражнения ,учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходя- щих позднее подключала к уже работающим детям ( если речевые недостатки детей совпадали ). Индивидуальная работа постепенно переходила в группо- вую, когда собирались все дети, переходила к фронтальным мероприятиям. Во второй половине дня работу организовывала в обратном порядке: от фронтальной к групповой и затем индивидуальной. Организовывала несколько образовательных ситуаций с одним дидакти- ческим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал ) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера, повторяла одну и ту же образовательную ситуацию с разными под- группами детей. Организовывала реально-практические образовательные си- туации ( рассматривание картины, предмета, чтение сказки, разучивание по- тешек, пословиц, считалок , скороговорок ) и игровые ( рассказывание сказки , разыгрывание небольших сценок с куклами, комплекс упражнений «речь и движение», подвижные игры ). Подобные образовательные ситуации учили детей задавать вопросы, пересказывать услышанное содержание. Занятие по развитию речи проводилось один раз в неделю (длительно- стью 15-20 минут). В течение недели начитывался материал по знакомству детей с фольклором. Заучивание потешек, пословиц, скороговорок проводи- лось вне занятий. Ориентируясь на особенности поставленных задач, содержания заня- тия и возможности детей выбирала виды занятий : наблюдение, рассматрива- ние картин ( наглядные методы ) ; упражнения, элементарные опыты (практи- ческие методы ) ; рассказывание, чтение, беседы (словесные методы). При построении занятий следовала логике речевой деятельности. Заня- тие начинала с мотивации, накопления и актуализации знаний и впечатлений: отгадывание загадки , рассматривание предмета, картинки, рассказывание произведения, разыгрывание маленького спектакля на столе. Затем обучала детей речевой форме, помогала найти слова и грамматические формы, кото- рые позволяют передать свои мысли по поводу освоенного содержания, ис- пользовала разные приемы работы : образец высказывания, план рассказа, схема, вопросы, пример литературных образцов речи, прием «Помоги» - дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки. Заканчивала занятие упражнениями в освоенной речевой форме: дет- ские высказывания, рассказы, формулировки ответов на вопросы, чтение по- тешек, самостоятельные выводы, рассуждения, объяснения. При этом осуще- 8
ствляла диагностику результатов занятия, намечала задачи дальнейшей инди- видуальной работы с детьми. Проектировала ситуации общения или использовала возникающие спонтанно формы общения для решения речевых задач, не нарушая деятель- ности детей: « Из какой сказки вещь », « Магазин волшебных вещей», «чтение» книг. Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению коммуникативной компетентности и субъектной позиции ребенка в речевой деятельности. Изучала и формировала мотивацию детей. Начинала занятие с мотива- ции речевой активности, используя приемы, обращенные к эмоциональной сфере : сюрпризные моменты, общение с игровым персонажем, демонстра- ция новой игрушки, образные загадки. На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации ориентировалась на познавательные мотивы, вызывая интерес : рассматривание предмета, картинки , чтение произведения , рассказ воспитателя, обследовательская деятельность, использовала игровую мотива- цию : сделать домик для зайчика , мотив общественной пользы : сделать что- то для близких людей , малышей , животных. На этапе завершения занятия каждого ребенка выводила из деятельно- сти с положительным личным опытом : одним создавала ситуацию заинтере- сованности в успехе, других поддерживала при затруднениях, подсказывала, поощряла. Ситуация успеха позволила ребенку почувствовать себя уверен- ным в себе. В своей практике использовала организационные формы: фронтальную ( работала со всеми детьми по единым вопросам для всех : ка- ким словом характеризуется в сказке репка? Почему один дед не смог выта- щить репку из земли? Как нарисовал репку художник? Кого позвал дед на по- мощь? Кто помог вытащить репку из земли? Кого позвала на помощь кошка? Как относятся друг к другу кошка и мышка в сказке? Как относятся друг к другу кошка и мышка в жизни (на самом деле)? Ответы детей были индиви- дуальные и хоровые) ; индивидуальную ( описание по картинке героя сказки, пересказ сказки, задания типа « расскажи, что было дальше », отгадывание загадок, произношение скороговорок , игра-инсценировка с игрушками , дет- ские высказывания , самостоятельные выводы , рассуждения ) ; групповую: ( маленький спектакль на столе, разложи картинки по порядку, игра-драматизация по сказке). Видела каждого ребенка, поддерживала его активность. Методы обучения выбирала в зависимости от дидактических целей за- нятия, от содержания самого материала : объяснительно-иллюстративный (прием рассказа, показа ) ; репродуктивный ( заучивание потешек, скорогово- рок, пословиц, считалок), использовала прием рассказа, прием беседы, прием привлечения внимания – модуляцию голоса; 9
репродуктивно-творческий (задания типа «Расскажи, что было дальше», «Подскажи словечко», «Рифмуй строчки»), применяла приемы привлечения и удержания внимания.
Диагностика результативности моей технологии позволила сделать

следующие выводы:

1.

речь детей стала насыщеннее и богаче;

2.

словарь пополнился различными грамматическими категориями;

3.

дети научились строить сложные предложения;

4.

дошкольники используют в речи средства художественной вырази-

тельности;

5.

дети достигли среднестатических показателей.
Данная методика позволяет развивать речь детей, увлечь произведения- ми устного народного творчества, развивать талант. Диагностика результативности позволила представить технологию как успешную в условиях обычного детского сада. Своим опытом делилась с коллегами, выступала на педсовете в детском саду, на районном методическом объединении, давала открытое занятие. 10