С. Есенин "Собаке Качалова"

Автор: Серёгина Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат
Населённый пункт: Краснодарский край, ст-ца Староминская
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: С. Есенин "Собаке Качалова"
Дата публикации: 07.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УРОК ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

РЕЧИ В 9

КЛАССЕ

Учитель:

С.Н.Серег

ина

Краснодарский край, ст-ца Староминская , ГБОУ

школа-

интернат
ТЕМА: С.Есенин « Собаке Качалова»
Цели урока.
Продолжить знакомство с лирикой С. Есенина. Учить учащихся анализировать текст. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитывать чувство сострадания и милосердия «к братьям нашим меньшим»
Оборудование.
Интерактив ная доска, презентации, записи песен на слова С. Есенина.
Опережающие задания:
изучить воспоминания о С. Есенине, подготовить сообщение о В. И. Качалове и истории создания стихотворения «Собаке Качалова».
Эпиграф к уроку: СЛАЙД
И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит. Я сердцем никогда не лгу. С. Есенин
ХОД УРОКА

1Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, учителя нашей школы, посмотреть, чему мы научились. Постарайтесь быть на
уроке активными, внимательными и прилежными. А сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь . От улыбки стало вам теплей и хорошее настроение пусть остается с вами на протяжении всего урока.
2.Актуализация темы.
1.-Творчество, какого поэта мы изучаем? -Назовите годы жизни Сергея Есенина. -Где родился и вырос Есенин? -Когда стал писать стихи? О чем поэт писал в своих стихах? ( о Родине, русской природе, родном доме)
.

Учитель:
Да, ребята, поэзия Есенина разнообразна. От чего зависит тематическое разнообразие поэзии? (от богатства внутреннего мира, от связи с народной культурой, от характера поэта…)
А

ещё от способности любить.
И действительно, мы видим, что вся поэзия пронизана л
юбовью
: к природе, к животным, к родному краю, к женщине и, конечно, к матери .
3.Проверка домашнего задания.
2.Какое домашнее задание вы подготовили? (Мы подготовили чтение наизусть стихотворения Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». 3.С какой интонацией в голосе вы будете читать это стихотворение? ((Выразительно, не торопясь, с грустью в голосе). 4Почему с грустью в голосе? (Потому что в стихотворении описывается поздняя осень. Дождь, холод, сырость.) 5.Чтение стихотворения учащимися. СЛАЙД О ПРИРОДЕ 6. УЧИТЕЛЬ: Через свою поэзию Есенин смог рассказать нам о своей безграничной любви к родному краю. А любовь к родному краю немыслима без любви к природе, без милосердия к людям, сочувствия ко всему живому. 7.Назовите главную мысль стихотворения. Что этим стихотворением хотел сказать автор? (Осень- печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.) Чему учит нас это стихотворение? ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ногами потопали, Руками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глаза крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
4. Новая тема.
1.Учитель. - Стихи Есенина очень лиричны. Они наполнены глубоким содержанием, передают тончайшие движения души; и при этом они удивительно просты, просты той подлинно художественной простотой, которая более всего способна тронуть человеческое сердце. Поэзия Есенина пронизана любовью к человеку, к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам, к птицам и зверям. Особая боль души поэта, щемящие сердце строки – о животных. Животный мир в произведениях Есенина – это часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Сам поэт любил животных с детства, жалел их, никогда не обижал. Есенину принадлежат всем известные строки о «зверье, как братьях наших меньших». Животные – это наши братья, они окружают человека на протяжении всей его жизни. Отношение человека к животным определяет меру его человечности. Нам предоставлена возможность познакомиться с его стихотворением «Собаке Качалова». 2.Чтение эпиграфа.
Эпиграф к уроку:
«И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит. Я сердцем никогда не лгу. (С. Есенин) Строки Есенина говорят о многом, а именно: об отношении Есенина к животным. Как вы думаете, при изучении нового стихотворения, какие цели поставим перед собой на уроке?
(Учащиеся называют цели урока, учитель добавляет и конкретизирует ответы учеников). Давайте прослушаем стихотворение Сергея Есенина «Собаке Качалова» в исполнении актера С.Безрукова. .3Учащиеся прослушивают стихотворение. 4Ребята, а что же послужило причиной создания этого стихотворения? Вам было дано домашнее задание подготовить сообщение о В.И.Качалове и истории создания стихотворения «Собаке Качалова» 5Ученик читает историю создания стихотворения. Именно в воспоминаниях народного артиста России Василия Ивановича Качалова есть информация об истории создания стихотворения "Собаке Качалова". Он пишет: "Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой... Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня... Я вошёл и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: "Что это за лапа, я сроду не видал такой". Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо", "когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: "Ах ты, чёрт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи". Есенин выполнил обещание. 6.А сейчас еще раз прослушаем стихотворение, а вы внимательно следите по тексту , карандашом отмечая непонятные слова. Чтение стихотворения учителем.

7.Словарная работа.
8.Чтение текста учащимися.
9.Анализ стихотворения
. Учитель. Когда читаешь это стихотворение, поражаешься, насколько удивительно поэт умел разговаривать со зверьем. -Как именно он разговаривал? (По дружески, на равных, как с человеком). 10.-О чем, по мнению поэта, можно говорить с Джимом?( о своей любви, о радости и грусти, даже об отношении к жизни).
/НАЙТИ ОТРЫВОК В ТЕКСТЕ И ПРОЧИТАТЬ
/. -Как вы думаете, в каком настроении поэт беседует с собакой.
НА ДОСКЕ СЛОВА
: РАДОСТНОЕ, ГРУСТНОЕ, ЗАДУМЧИВОЕ, МРАЧНОЕ, ПОДАВЛЕННОЕ. ПОЧЕМУ ВЫ ТАК СЧИТАЕТЕ?
Выбрать нужное слово доказать свой ответ

словами из текста.
11.Что Есенину нравится в этой собаке? (Все: лапы, шерсть, морда, характер)
/ПРОЧИТАТЬ ОБ ЭТОМ В ТЕКСТЕ/.
12.Ребята, а какое чувство испытывал Джим к Есенину?(Доверие, радость, любовь). 13.-А в чем это проявлялось? (Позволял себя обнимать, преданно смотрел в глаза, повизгивал и лизал лицо и руки Есенину) 14.-А когда собаки лижут человеку лицо? (Когда испытывают такую щенячью хорошую радость). 15.-А у вас, ребята, есть дома собаки? Как зовут вашу собаку?
РАССКАЖИТЕ КАКОЙ-НИБУДЬ СЛУЧАЙ - РАДОСТНЫЙ,

ГРУСТНЫЙ ИЛИ ПЕЧАЛЬНЫЙ- О СВОЕЙ СОБАКЕ ИЛИ

СОБАКЕ ЗНАКОМЫХ.


Ученик рассказывает печальную историю о соседской собаке. Умер

хозяин собаки. Она скучала по хозяину, жалобно скулила, ничего не

ела из того, что приносили соседи, и все ждала своего хозяина. И

вскоре собаки не стало, она умерла от тоски.

/ Ребята высказывают свое мнение и делают вывод, что собака- друг

человека и ее нужно любить, оберегать и никогда не обижать. И

собака вам будет надежным и верным другом.
16.СЛАЙД «Памятник «Собака Качалова» Ребята, перед собой вы видите скульптуру собаки Джима из стихотворения С.Есенина. Посмотрите, ребята, как точно, метко, с большой теплотой создан этот образ. Обратите внимание на позу собаки. Прекрасный доберман стоит на задних лапах, другая протянута вперед, голова собаки поднята вверх. Созданный скульптором образ заставляет нас думать о том, что Джим от имени всех собак просит нас, людей, о добром к ним обращении: « Люди! Берегите нас, любите, не обижайте! А мы вам верно будем служить, охранять.»
ИТОГ
- Как поэт относится к «братьям нашим меньшим»? -Чему учит это стихотворение? -Какие чувства оно вызывает у вас?
ВЫВОД
Стихи Есенина о животных воспитывают доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам называл «нежностью».Есенин умел видеть большое в малом и пробуждал в душах даже самых черствых людей добро и тепло, отзывчивость и сострадание.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК .
Рефлексия
- Ребята, у вас на столах лежат чистые листочки, ответьте, пожалуйста, на данные вопросы. 1. Доволен ли ты уроком? 2. Было ли тебе на уроке интересно? 3. Что больше всего понравилось на уроке? 4. Что ты узнал нового? 5. Что больше всего тебя взволновало на уроке?