"Интегрированное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как один из наиболее важных этапов их социализации".

Автор: Петрова Елена Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 2 "Звездочка"
Населённый пункт: РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН Г. БЕЛЕБЕЙ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Интегрированное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как один из наиболее важных этапов их социализации".
Дата публикации: 07.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интегрированное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями

здоровья, как один из наиболее важных этапов их социализации.
Начиная с 90-х г.г. в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Существует несколько основных факторов, влияющих на существенные изменения в сфере специального образования. К этим факторам можно отнести: - изменение отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья; - новые подходы в решении вопросов их интеграции и социализации в целом; - увеличение количества детей, которые нуждаются в специальном воспитании и обучении; - появление новых типов образовательных учреждений, благодаря которым возможно оказание полноценной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; - создание учреждений, осуществляющих интегрированное воспитание и обучение; - внедрение современной практики гуманистического подхода. Специальное воспитание и обучение призвано формировать необходимые базовые навыки у детей с (ОВЗ) в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено в условиях взрослой жизни; на их основе будет формироваться независимый образ жизни. Современный модус специального образования отражает его гуманизацию, при которой человеческий вектор становится главным. Выстраивается образование, ориентирующееся на потребности и возможности каждого ребёнка, направленное на раскрытие познавательных возможностей, обеспечение богатого и разностороннего опыта социализации личности, приобретение трудовых и профессиональных знаний и умений. По данным английских специалистов, число детей, которых возможно успешно интегрировать, составляет около 2% от всей детской популяции. Интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на современном этапе. Получает развитие интегрированное воспитание и обучение, включение детей с (ОВЗ) в систему общего образования. Интеграция сближает две образовательные системы: общую и специальную, приближает создание единого образовательного пространства и обеспечивает реализацию равного права на полноценное воспитание и образование всех детей независимо от состояния и здоровья. Одним из путей налаживания качественно нового взаимодействия между специальным и массовым образованием является создание и развитие принципиально новых образовательных учреждений – учреждений комбинированного типа, включающих в себя
дошкольные группы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями в развитии. Именно в таких учреждениях, как детский сад (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально-техническим обеспечением) могут быть созданы наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого ребёнка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе реализации различных видов интеграции (полная, частичная, временная). При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической. Социальная интеграция – адаптация ребёнка с ОВЗ к той социальной среде, в которую он интегрируется. Педагогическая интеграция – создание условий для усвоения ребёнком с ОВЗ общеобразовательных программ целиком или частично. Наиболее остро на современном этапе дискутируется вопрос об интегрированном воспитании и обучении детей с нарушением слуха. Сколько лет существует специальное воспитание и обучении, столько же лет часть не слышащих детей воспитывается и обучается вместе со слышащими. Почти все глухие дети имеют остатки слуха. Рано начатая и правильно организованная слуховая тренировка – основа обучения, направленная на максимальное развитие слуховой функции. Результативная методика воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, разработанная учёными Института коррекционной педагогики при РАО Леонгард Э.И. и Пелымской Т.В., позволяет реабилитировать их до уровня слышащих, но при одном, самом важном условии, если начать лечение и обучение на ранних этапах развития ребёнка. Она включает в себя, в первую очередь, социальную абилитацию и реабилитацию, развитие и восстановление способности к общению, что должно превратить этих детей в полноценных и полноправных членов общества. Основными в работе по созданию интегрированного пространства в учреждении стали частичная и временная виды интеграции: - это систематическое участие детей с нарушениями слуха в некоторых занятиях с детьми общеобразовательных групп (конструирование, изодеятельность, познавательные занятия, ознакомление с окружающим, хореография); - совместное проведение экскурсий, походов, целевых наблюдений, прогулок; - организация праздников, развлечений, досугов, равноправными участниками которых становятся дети общеобразовательных и спецгрупп. Совместное обучение и проведение воспитательных мероприятий даёт многое, как здоровым детям, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к недостаткам детей с ОВЗ , чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с проблемами здоровья совместное воспитание и обучение ведёт к формированию положительного отношения к
своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития. Роль координатора в процессе формирования положительного взаимодействия и сотрудничества между здоровыми детьми и детьми с проблемами принадлежит педагогу, а успешность проведения данного процесса напрямую зависит от его профессионализма. Коррекция отношений участников процесса интеграции (как детей, так и педагогов) – одно из основных условий социально-педагогической интеграции детей с ОВЗ. Положительное отношение, понимание и принятие педагогами и здоровыми людьми ребёнка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В результате такого построения системы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательный социум, удаётся достичь главную цель – подготовить ребёнка к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе, будущей самостоятельной жизни, социализации. Базовым правовым документом для реализации программы интегрированного воспитания и образования должен стать Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Реализация интегрированного воспитания и обучения требует согласованных и безотлагательных действий со стороны министерств образования, здравоохранения и социальной защиты. Особая роль принадлежит объединениям родителей, они имеют право участвовать в принятии решений, касающихся всех аспектов деятельности по интегрированному образованию детей с ОВЗ. Проведение взвешенной политики в области образования, обеспечивающей дальнейшее развитие системы специального воспитания и обучения, поддержку интегрированного подхода, позволит утвердить последний как эффективный путь коррекционной помощи детям с ОВЗ, как один из очень важных шагов к социальной адаптации, социальной реабилитации и социализации в целом ребёнка с отклонениями в развитии. Литература: 1.Шипицина Л. М., Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья /Методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2004, №2, с 509. 2. Шматко Н. Д., Дети с отклонениями в развитии /методическое пособие; -М., «Аквариум ЛТД», 2001, -С 3-11 3. Носкова Л. П., Дошкольное воспитание аномальных детей, -М., просвещение. 1993. 4. Забрамная С. Д.. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе; -М., Педагогика, 1990.