"Каждый ученик - успешен"

Автор: Коваль Галина Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 60
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Каждый ученик - успешен"
Дата публикации: 07.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Коваль Г. В. – учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 60 г. Владивостока»
КАЖДЫЙ УЧЕНИК – УСПЕШЕН!!!

Продолжаем серию статей в помощь родителям.
Для того чтобы ребенок успешно учился в школе, необходимо помочь ему развить интеллектуальные способности. Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Надо показать ему, что есть существенные признаки, без которых предмет не может быть подведен под конкретное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ

ОПЕРАЦИЙ

Учите ребенка:
 Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.  Описывать различные свойства окружающих его предметов.  Узнавать предметы по заданным признакам.  Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.  Находить противоположные по значению понятия.  Определять родо-видовые отношения между предметами и понятиями. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение – все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие
мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д. Исследования Центра содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Юрги показывают, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшаться в несколько раз.
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения,

отвлечения, выделения существенных признаков

Упражнение:

«Соотношение понятий»
Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки — от голой зимой до осыпанной ягодами (плодами) осенью.
Расположите перед ребенком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу. Если для ребенка это задание является трудным, начните с более легкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру. Или еще вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке — от самого большого до самого маленького. По аналогии придумайте еще упражнения, которые развивают у ребенка умение соотносить понятия, образовывать аналогии. «Найди лишнюю картинку» Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая — лишняя. Примеры заданий:
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?» Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы). Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.
Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое- либо понятие. 1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…). 2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…). 3) Назови слова, обозначающие зверей. 4) Назови слова, обозначающие домашних животных. 5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт. 6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт. 7) Назови слова, обозначающие водный транспорт. 8) Назови слова, обозначающие овощи. 9) Назови слова, обозначающие фрукты.
Игры, развивающие мышление, сообразительность

Игра

«Как это

можно использовать»
Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты:рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.
Игра

«Говори наоборот»
А) Выучите с ребенком стихотворение: Скажу я слово
«высоко»
, А ты ответишь — (
«низко»
), Скажу я слово
«далеко»
, А ты ответишь — (
«близко»
), Скажу тебе я слово
«трус»
, Ответишь ты — (
«храбрец»
), Теперь
«начало»
я скажу, Ну, отвечай — (
«
конец»). Б) Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой — маленький». Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный быстрый — медленный красивый — безобразный пустой — полный худой — толстый умный — глупый трудолюбивый — ленивый тяжелый — легкий трусливый — храбрый белый — черный твердый — мягкий шершавый — гладкий и т. д. Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Игра

«Бывает

— не

бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч ловить не нужно. Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации можно предлагать разные: Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Кошка хочет есть. Человек вьет гнездо. Почтальон принес письмо. Зайчик пошел в школу. Яблоко соленое. Бегемот залез на дерево. Шапочка резиновая. Дом пошел гулять. Туфли стеклянные. На березе выросли шишки. Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле варится чашка. Кошка гуляет по крыше. Собака гуляет по крыше. Лодка плывет по небу. Девочка рисует домик. Домик рисует девочку. Ночью светит солнце. Зимой идет снег. Зимой гремит гром.
Рыба поет песни. Корова жует траву. Мальчик виляет хвостом. Хвост бежит за собакой. Кошка бежит за мышкой. Петух играет на скрипке. Ветер качает деревья. Деревья водят хоровод. Писатели пишут книги. Строитель строит дом. Водитель ведет троллейбус.
Игра

«
Угадай» Загадываете ребенку загадки. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. Ответ:
филин, сова
Ты возьми особый глаз, Быстро взглянет он на вас, И появится на свет Самый точный ваш портрет. Ответ:
фотоаппарат
Хвостком виляет, Зубаста, а не лает. Ответ:
щука
В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. Ответ:
холодильник
В брюхе баня,В носу — решето,На голове — пуговица, Одна рука,Да и та на спине. Ответ:
чайник
Один пьет, Другой льет, Третий растёт. Ответ:
дождь, земля, растение
.