"Звук и буква Р"

Автор: Стерихова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: город Железногорск, Курская область
Наименование материала: конспект урока обучения грамоте
Тема: "Звук и буква Р"
Дата публикации: 08.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок обучения грамоте

1 класс

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: мультимедиа-урок

Урок № 1 по теме «Звук [р], буквы Р,р

»
Учитель: Стерихова И. Н. МОУ «СОШ № 7» город Железногорск Курской области

Цели урока
: 1) познакомить обучающихся с новым звуком и буквой; отработать четкость произношения звука, формировать умение находить его в разных позициях; формировать зрительный образ буквы; формировать навыки чтения слогов с новой буквой; 2) развивать фонематический слух (определение позиции звука); память (заучивание чистоговорки, стихотворения), артикуляционный аппарат , логическое мышление (отгадывание загадок, игра «Кто лишний?»; внимание (упражнение «Найди букву в рисунке»); воображение (задание «На что похожа буква?»); 3) воспитывать интерес к предмету чтение, желание научиться читать; воспитывать аккуратность при выполнении работы в тетради.
Оборудование:
учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, презентация на диске, карандаши, карточки «Слоги» у каждого обучающегося.
Слайд №1 –
тема урока.
Слайд №2 –
изображение тигра.
Слайд №3 –
изображение дятла.
Слайд №4 –
изображение кошки.
Слайд №5 –
изображение вороненка, вороны.
Слайд №6 –
изображение гор.
Слайд №7 –
изображение животных, падающих камней, грозы.
Слайд №8
– изображение сороки.
Слайд №9
– изображение гор.
Слайд № 10
– закрытые ворота
Слайд № 11
– животные (рысь, крокодил, корова, тигр, жираф.
Слайд № 12
– открытые ворота.
Слайд № 13
– фруктовый сад.
Слайд № 14
– фрукты (груши, виноград, абрикосы).
Слайд № 15
– роза.
Слайд № 16
– образец букв Рр.
Слайд №17 – «
На что похожа буква?»
Слайд № 18 – «
На что похожа буква?»
Слайд № 19
– «На что похожа буква?»
Слайд № 20
– «Найди букву
Р
в рисунке»
Слайд № 21
– Слоги.
Слайд № 22
– «Спасибо за работу!»
Ход урока

I.

Организационный момент.
Прозвенел сейчас звонок, Он сказал: «Начнём урок».
II. Актуализация опорных знаний с целью

повторения пройденного и подведения к восприятию

новых знаний.

1.Дыхательная гимнастика.
Упр. «Задуй свечу».
2. Артикуляционная гимнастика.

3. Чистоговорка
. Ворона проворонила воронёнка.
4. Чтение блока слогов и слов.
Карточка, учебник.
5. Психогимнастика.
Раз, два, три повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит (Cлайд №2).
Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Cлайд №3). (Тр-р-р-р, тр-р-р-р). Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур- р-р) (Cлайд №4). Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском (кар- р-р-р, кар-р-р-р) (Слайд №5). Мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р).
III. Сообщение темы урока.
Вы догадались, какой звук мы будем изучать? -Послушайте присказку. В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук [
р]
(Cлайд№6). Произнесите этот звук.
IV. Изучение звука.

1.Отработка правильного произношения.
Губы полураскрыты, зубы - разомкнуты, широкий кончик языка упирается в нёбо возле зубов. Кончик языка дрожит. -Какой это звук (гласный или согласный)? (Согласный). Почему?
2.Произношение изолированного звука.
-Вокруг звука рычали звери (Слайд №7). Как они рычали? Падали камни (Слайд №7). Произнесите этот звук отрывисто. Грохотал гром (Слайд №7). Произносится звук
[р]
с усилением и ослаблением голоса. Это были звуки, с которыми нельзя было подружиться. Стало ему грустно. Пролетала мимо сорока (Слайд №8) и говорит: «Что ты грустишь, иди в школу, там все звуки и буквы живут в волшебном замке, и дети научились их произносить». Обрадовался звук
[р]
этому известию и отправился в дорогу. А сейчас мы будем помогать звуку [
р]
.
3. Произношение звука в слогах.
Горы (Слайд №9). Звуку [
р]
нужно помочь перебраться через горы. Отправьте ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук
[о].
Какой слог получился? [
Ро]
. Аналогичное задание дается со звуками
[у], [а].
Получилось волшебное заклинание –
ро – ру - ра,
расступись гора! Повторите его. Дети повторяют и изображают, как раздвигается гора.
4. Произношение звука в словах, определение

позиции.
Расступилась гора, а за ней огромные ворота. (Слайд №10) Чтобы открылись ворота надо отгадать загадки и определить место звука [
р]
в отгадках. Меньше тигра, больше кошки На суку она обычно, притаившись, ждет добычу. Не робей, но берегись В том лесу, где бродит… (рысь). (Слайд №11) Тихо к берегу подплыл Притаившись, он застыл. Кто бы в пасть не угодил, В миг проглотит … (крокодил). (Слайд №11) Голодная – мычит, сытая – жуёт,
Всем ребятам молоко дает. (Корова). (Слайд №11) Огромная кошка - Вся шуба в полосках. (Тигр). (Слайд №11) Долговязый и пятнистый С веток рву легко я листья. А обычную траву Я с большим трудом сорву (Жираф) (Слайд №11) Дети отгадывают загадки, определяют позицию звука [
р]
в словах, делят слова на слоги. - Какое из этих животных здесь «лишнее»? Ура! Ворота открылись и звук [
р]
пошёл дальше. (Слайд №12)
V. Физминутка.
Упражнения по предупреждению близорукости.
6. Произношение предложения, выделяя звук [ р] в

словах.
За воротами был фруктовый сад. (Слайд №13). Какие фруктовые деревья растут в саду? - Какими фруктами угостит звук [
р]
грушевое дерево? (грушами) (Слайд №14). - Какими фруктами угостит звук [
р]
виноградная лоза? (виноградом) (Слайд №14). - Какими фруктами угостит звук [
р]
абрикосовое дерево? (абрикосами) (Слайд №14). Дети дают ответы полными предложениями. Поблагодарил звук [
р]
фруктовые деревья, а куда дальше идти не знает. В саду есть цветок, который ему поможет. Это роза (Слайд №15). - Ребята, а как пахнет приятно роза!
VI. Дыхательная гимнастика.
Вдыхаем воздух носом, выдыхаем – через рот. - Ребята, а как роза может помочь звуку [
р]
? (Роза дает ему свой розовый лепесток, который показывает направление к нам в школу). А мы, ребята, покажем звуку
[р]
какой буквой он обозначается и в каком замке живет?
VII. Изучение буквы Рр.
Формирование зрительного образа буквы.
1.
Анализ буквы (Слайд №16). (Сходство, различия, из каких элементов состоит).
2.
На что похожа буква? (Слайд №17, 18,19).
3.
Найди букву в рисунках. (Слайд №20).
4.
Моделирование буквы.
5
.Ощупывание буквы из магнитной азбуки.
6
.Нахождение и обведение (зачёркивание) буквы в ряду других букв, в тексте.
7.
Разучивание стихотворения. Написание буквы в воздухе. Букву
р
писать не сложно, Справа к палке осторожно Подрисуем мы кружок, И получится флажок.
VIII. Пальчиковая гимнастика.

8
.Раскрашивание, штриховка, обведение контура буквы карандашом, написание буквы по опорным точкам.
9
.Печатание буквы
р
.

IX. Чтение слогов и слов
(Слайд №21).
ар ор ур

ра ро ру

Работа с учебником.
Стр. 48 Чтение слогов и слов.
X. Рефлексия урока.
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (Слайд № 22). Чтение слова «У – РА». Кому или чему мы можем адресовать это слово? Спасибо за работу.