"Живи и помни"

Автор: Кокоткина Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Руднянская СОШ им. А.С. Пушкина"
Населённый пункт: р.п. Рудня
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Живи и помни"
Дата публикации: 08.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Литературно-музыкальная композиция «Живи и помни» Кокоткина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Руднянская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина» Руднянского муниципального района Волгоградской области Цель: способствовать формированию образно-чувственного восприятия событий Великой Отечественной, способности сопереживать делам, подвигам дедов и прадедов, защитивших нашу Родину. Задачи: образовательные:  способствовать развитию яркой эмоциональной интонации при чтении, пении;  сформировать навыки создания иллюстраций с помощью средств компьютерной графики. воспитательные:  приобщить к "золотому фонду" советской музыки;  воспитать уважительное отношение к общечеловеческим ценностям, к подвигу советских людей;  воспитать умение работать в коллективе. развивающие:  дать возможность совершенствования детской, подростковой эмоциональной сферы, эстетического вкуса, интереса, желания слушать и исполнять песни военных лет;  развить навыки поиска информации в Интернете. Предварительная работа: Весь класс делится на несколько творческих групп, каждая группа получает свое задание. 1 группа готовит материал по темам:  Лирические песни Великой Отечественной войны.  Артисты – фронту.  «Биография» любимой песни военных лет.
2 группа учащихся готовит иллюстративный материал, продумывает оформление зала, выставку рисунков о войне и иллюстраций. 3 группа разучивает мелодии и тексты самых популярных песен военных лет и о войне. 4 группа создает иллюстрации к песням и стихотворениям о войне на компьютере с помощью средств компьютерной графики и в конце мероприятия демонстрирует на экране по песню «День Победы», которую поют все в зале. Актуальность: В преддверии огромного праздника для нашего народа – 70- летия Победы –каждый классный руководитель задумается о том, что же в его силах возможно сделать для того, чтобы эта знаменательная дата не прошла незамеченной, чтобы у каждого ребенка в душе остался яркий незабываемый след об этом важном в истории нашей страны событии. Форма, выбранная мной, предполагает активное участие самих ребят в подготовке мероприятия. Они подбирают книги со стихами военных лет, готовят доступные для исполнения песни, продумывают музыкальное и художественное оформление, работают над выразительным чтением стихотворений. Только так, памятью своих чувств, переживаний, произойдет нужное постижение смысла слов «Великая Отечественная война». Ход мероприятия: 1 Юноша. А может, не было войны ... И людям все это приснилось: Опустошенная земля, Расстрелы и концлагеря, Хатынь и братские могилы? 1 Девушка. А может, не было войны, И у станков не спали дети, И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях, Ложась плечом на стылый ветер? (Входят еще двое ребят - юноша и девушка.) 2 Девушка .... А может, не было войны, И людям все это приснилось?.. (Звучит песня Б. Окуджавы "Сережка с Малой Бронной".) 2 Юноша. Война ... Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и природа вступает в самую прекрасную свою пору - цветения. (На затемненной сцене появляются двое молодых людей с гитарой. Они исполняют песню (1 куплет) Ю.Визбора «Помни войну!»: Помни войну! Пусть далека она и туманна. Годы идут – командиры уходят в запас. Помни войну! Это, право же, вовсе не странно – Помнить все то, что когда-то касалось всех нас. Один из ребят задумчиво повторяет последние строчки песни: «Это, право же, вовсе не странно помнить все то, что когда-то касалось всех нас!». Затем продолжает: «Мы – поколение людей, не видевших Великую Отечественную войну, но принявшие по наследству от наших дедов и отцов эстафету памяти об этом грандиозном событии, потрясшем весь мир. Каждая семья, каждый дом бережно хранят свои реликвии войны: пожелтевшие листы солдатских треугольников, боевые награды своих родственников, фотографии военных лет. Такими же реликвиями для нас являются и песни о войне и военных лет. (Звучит « Случайный вальс». Стихи Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина, старшеклассники танцуют вальс).
1-й ведущий: Песня военных лет…. Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного её окончания. Стихи и песни вели в бой. Они и стали оружием, разящим врага. Они помогали народу выстоять и победить. Прошли годы. Страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели. Они и сегодня в строю. 2 ведущий: И у каждой своя история, своя судьба. Самой первой из таких песен стала песня А.Александрова. Она родилась в самом начале войны, в конце июня 1941 года. Авторами её были поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач и композитор Александр Васильевич Александров. Вот как описывает Константин Федин первое исполнение этой песни в своём романе «Костер»: Представьте себе 3-ий день войны. Белорусский вокзал. Толкучка. Слезы. Слова прощания. Поезда отправляются прямо на фронт. Главный герой романа Пастухов случайно оказывается в толпе! Занавес открывается. Звучит фонограмма 1-го куплета песни «Священная война» Б. Александрова. Высвечивается прожектором плакат И. Тоидзе "«Родина-мать зовет!» Затем музыка приглушается. Шум вокзала. Выделяются голоса: - Что же, он тебе каждый батальон провожать будет? - А вот увидишь — повторит! Ребята говорят, что он уже четвертый раз пропел. Споет и пятый! 1 Юноша: «Как ни настойчиво напирали на Пастухова, продвигая его вперед, он к конце концов остановился будто перед стеной. С трудом поднявшись на цыпочки, Пастухов заметил маленького человека, стоявшего, вероятно, на стуле: он виден был по пояс - в белом кителе, без фуражки. Вскинув, он остановил над головой казавшиеся коротенькими руки. Это был дирижер Александров, известный всей армии не меньше ее маршалов.
Короткие руки содрогнулись, упали. Хор запел (звучит фонограмма). С первых тактов песни Пастухов признал ее новой, никогда не слышанной. Да и не стали бы армейцы так бушевать, требуя повторения песни, коли она была бы давно знакома. Не стали бы ее так слушать. А слушали они жадно, словно припали к роднику иссохшими губами. Слова песни чаще убегали от Пастухова, чем схватывались им. Напев вел его с тою же властью, что и всех людей, которых он видел. Но не в напеве и не в гармонии голосов чудилась ему сила музыки, Она кровью сердца билась в ритме. (Звучит последний куплет песни). Хор кончил петь. Его крепкая скобка была сломана. Певцов разбирали по рукам, и слушатели не спрашивали, кто попадет к ним в объятья — тенор или бас. Где- то над головами мелькнул белый китель, и коротенькие руки взмахнули в воздухе, но взмах их уже лишен был общего послушания: дирижера качали. Пастухов не помнил, как очутился снова на платформе. Проталкивался навстречу, обгоняя товарищей, приземистый командир. Он полнотел, грузноват для бега, а знай мельтешит сапожками, да еще обернулся, крикнул кому-то к слову: -Песня есть — все есть!.. - Воистину, - подумал Пастухов, — все есть...» Ведущий 2: Песня «Священная война» стала военным гимном, боевым знаменем, гордо реявшим над полями величайшей из войн. В тот день она звучала на Белорусском вокзале несколько раз, провожая состав за составом на фронт. « Достаточно было, – рассказывает гвардии - майор А. Давыдов,- в тяжёлой обстановке вспомнить такую песню, как « Вставай страна огромная», как я и мои товарищи ещё раз вспоминали, что не только мы ведём бой, а вся страна ведёт бой за свободу и независимость нашего народа…» (Звучит песня «Священная война». Слова Лебедева-Кумача В.И., муз. Александрова А.В.)
Ведущий 1: Да, песня была и знаменем, и оружием, «душевным боеприпасом» во время войны. Читаю командировочное предписание, выданное в блокадном городе артисту агитбригады Леониду Арту: «С получением сего предлагаю Вам отправиться в распоряжение военкома 73- го артполка для написания полковой песни. Срок командировки 2 дня, с 5 октября по 6 октября 1942 года. Основание: заявка комиссара части». Два дня — и песня должна быть. И песня часто создавалась назначенный срок. Ведущий 2: Так по заказу брянских партизан на музыкальной основе двух знаменитых песен «Ревела буря, дождь шумел» и «Шумел, гудел пожар московский» Сигизмунд Кац и Анатолий Сафронов в 1942 г. написали песню «Шумел сурово брянский лес». Партизаны писали в штаб фронта чётко и деловито: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать его у врага, а песни как трофей не возьмешь. Пришлите нам песню». И песня была написана и доставлена самолетом партизанам (звучит отрывок песни). Ведущий 1: Да, однажды услышанная и полюбившаяся песня не расставалась с бойцом ни в землянке, ни в окопе, согревая его сердце. В армии даже ходила такая пословица: «В ночи песня — свет, в жару — тень, в мороз — телогрейка». (Далее инсценируется отрывок из главы «Гармонь» (А. Твардовский «Василий Теркин») со слов: «Только взял боец трехрядку, /Сразу видно – гармонист…» и до конца главы. 2 Юноша: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыку вдвойне. ………………………….. Пой, наш певучий братишка,
Наш неразлучный баян! Нынче у нас передышка, Завтра вернемся к боям. (В «живом» музыкальном сопровождении гармони или баяна звучат мелодии любимых песен военных лет: «Моя любимая», муз. М. Блантера, сл. Е. Долматовского, «В лесу прифронтовом», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Соловьи», муз. В. Соловьева-Седова, сл. А. Фатьянова и др.) Ведущий 2: Но музыка эпохи войны состояла далеко не только из боевых песен. Появилась проникновенная песенная лирика. Она согревала сердца и давала возможность хотя бы мысленно соприкоснуться с тем, что было для каждого самым дорогим, заветным. ( Исполнение заранее разученных или распечатанных на программках текстов песен: «В землянке», муз. Листова, сл. А. Суркова, «Темная ночь», муз. Н.Богословского, сл. В. Агатова, «Катюшу», муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского.) Ведущий 1: Трудными военными дорогами, в серой солдатской шинели и моряцком бушлате, в костюме летчика и белоснежном халате медсестры дошагала песня до самого Берлина. Итогом и осмыслением того, что совершил наш народ за долгие тяжкие годы войны, стала песня «Дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина. Секрет успеха этой песни очень точно объяснил Маршал Советского Союза Г. К. Жуков:_«Это бессмертная песня. — А почему? Потому что в ней отразилась большая душа народа». ( Исполнители вместе со зрительным залом поют эту песню). Ведущий 2: Вполне можно согласиться со словами великого композитора 20-го века Д. Шостаковича, который сказал: «Слушая сегодня лучшие произведения военных лет, мы с радостью убеждаемся, что их образы, пафос, страсть по- прежнему волнуют нас».
Ведущий 1: Потрясение, которое пережил народ, отлилось в бронзу; эта бронза – высокая стихотворная мощь, музыка и живопись, полные пафоса и боли, ненависти и грусти. День Победы всегда будет одним из светлых и могучих праздников нашей страны. Ведущий 2: И мы с вами должны следовать словам Виктора Петровича Астафьева: «Живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое – рядом с народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ли твое, неразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя». (В конце мероприятия звучит песня Д. Тухманова на стихи поэта В. Харитонова_«День Победы»). Список литературы: 1. Алиев Ю. В. Советская массовая песня в военно-патриотическом воспитании учащихся. // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя. М., 1975. 2. Викторов В. И., Садовский М. Р. Звонкие судьбы: Советская песня в школе. Книга для учителя. М., 1980. 3. Долматовский Е. А. Песни наших дней (мелодии и тексты) М., 1983. 4. Друзья-однополчане. Рассказы о песнях, рожденных войной. Мелодии и тексты. Автор-составитель А. Луковнинов. М., 1985. 5. Журналы «Музыка в школе» за 1984 - 1985 гг. Раздел «Сила музыки». 6. Произведения о Великой Отечественной войне на уроках и во внеклассном чтении учащихся. Сборник методических статей для учителей, слушателей курсов. Самара, 1995. – 123с.