"Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"

Автор: Федоренко Светлана Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБДОУ "Супоневская средняя общеобразовательная школа №2" Брянского района
Населённый пункт: Брянская область, с. Супонево
Наименование материала: Программа
Тема: "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"
Дата публикации: 08.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа

работы с одаренными детьми

«Путь к успеху»
Автор: учитель русского языка и литературы Федоренко Светлана Вячеславовна Сроки реализации программы 2014-2017 гг.

Пояснительная записка

Наименование

программы

«Одаренные дети»
Заказчик МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа №2» Брянского района Составитель Учитель русского языка и литературы Федоренко С.В. Цель Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. Задачи - совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки; - отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; - создание условий для укрепления здоровья одарённых детей; - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Сроки реализации 2013 – 2016 г. Ответственны й за организацию реализации Программы Учитель русского языка и литературы Федоренко С.В. Ожидаемые конечные результаты - Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности. - Повышение ответственности учителей при организации работы с одаренными детьми. - Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми. - Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми. - Создание атмосферы заинтересованности и добро- желательного отношения к одаренным детям. - Повышение качественных показателей успеваемости учащихся. - Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Нормативные документы  Конвенция ООН о правах ребенка;  Конституция РФ;  Закон РФ «Об образовании»;  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, олимпиадах показывает, что в школе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать. Эта проблема диктует необходимость целенаправленной работы с одарёнными детьми. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок во всех сферах жизни. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «… необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят». Такой «социальный заказ» заставляет искать каждого учителя новые формы и методы работы с одарённым ребёнком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также
способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учителей. Для целенаправленной работы необходимо создание программы работы. Данная программа работы учителя русского языка и литературы с одаренными и способными детьми предназначена для 9-11 классов. Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и познавательную деятельность учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Цель
- обеспечениевозможностейсамовыраженияисамореализацииодаренныхучащи хся вразличныхвидахтворчества в процессе изучения русского языка и литературы
Задачи:
 Провести диагностику одаренности  сформировать эффективную образовательную среду для развития одарённых детей в виде системы дополнительных образовательных услуг, индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ;  обеспечить участие одарённых детей в разнообразных образовательных событиях высокого качественного уровня  содействовать разнообразному стимулированию интеллектуальных творческих достижений школьников К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые: 1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; 2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; 3) испытывают радость от умственного труда. 4) любят читать, сочинять разные произведения
Принципы подбора оптимальных методов обучения, воспитания и развития одаренных детей Разнообразные виды поддержки учащихся: - Психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость; - правовые; - социальные (равные стартовые возможности в обучении); - валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий. Право свободного выбора: - уровня; - вида творческого труда.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
При выборе форм и методов обучения можно опираться на основные положения: - технологии развития индивидуальности личности (РИЛ) – обучение В.В.Полякова. -технологии саморазвития личности Г.К.Селевко; - технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др. Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка должны быть выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя; - принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Условия успешной работы с одаренными обучающимися: - Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. - Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: - учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным; - учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; - учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; - учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом; - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; - профессионально грамотным; - интеллектуальным, нравственным и эрудированным; - проводником передовых педагогических технологий; - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно- воспитательного процесса; - знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными обучающимися:
- творческие мастерские; - групповые занятия по классам с сильными обучающимися; - кружки по интересам; - занятия исследовательской деятельностью; - конкурсы; - интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции; - участие в олимпиадах; - работа по индивидуальным планам;
Основные направления образовательной деятельности учащихся

Форма

Задачи

Содержание

деятельности

Факультатив
Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. Выполнение программ школьного компонента с учетом индивидуальных запросов учащихся, обеспечения углубления по предметам
Ученическая

конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся. Формирование коммуникативной культуры Использование Интернета -Неделя науки и творчества; -Оформление портфолио учащихся; -Создание сборника выступлений учащихся на конференции ; -оформление поэтического сборника
Предметная

неделя

(декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. -День Знаний -День открытых дверей
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. -Программа проведения предметных недель
Научное

общество

учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. Заседания НОУ «Мысль» Анкетирование Диагностика Олимпиады Интеллектуальный марафон Неделя науки Ученический форум«Умники и умницы»
Кружки,

студии,

объединения
Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. Выступления, участие в конкурсах, проектах
самопрезента

ция
Развитие умений самоанализа, самодиагностики Творческие отчеты
Направление 1
-
«Научно-методическое сопровождение одаренных

детей»

Задачи:
1. Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми. № п/ п Мероприятия Сроки Исполнители Планируемый результат
1. Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад 2013 год Федоренко С.В. Банк электронных материалов 2. Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе 3. Разработка индивидуальных программ сопровождения победителей и призеров предметных олимпиад Апрель-май 2010 года Федоренко С.. Индивидуальные программы 4. Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми 2010-2013г. Буглеева В. Т. мониторинг 5. Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам 2011-2013 г. Буглеева В. Т. Сборник методических материалов, рекомендаций 6. Участие педагога в работе экспериментальной площадки по теме «Разработка модели воспитательно- образовательного процесса в гимназии, направленного на выявление и развитие одаренных детей» 2010-2013 г. Буглеева В. Т. Программа работы с одаренными детьми 7. Проведение заседаний методического объединения по работе с одаренными детьми ежегодно Буглеева В. Т. Решение МО 8. Изучение, анализ школьных программ по работе с одаренными детьми
Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение

одаренных детей»

Задачи:
1.Разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости.
№ п/ п Мероприятия Сроки Исполнители Планируемый результат 1. Участие обучающихся в гимназических предметных олимпиад Октябрь Руководитель МО Приказы о проведении олимпиад, о направлении учащихся на городские, региональные олимпиады 2. Организация участия обучающихся в:  Эвристических гимназических олимпиадах,  Дистанционных всероссийских олимпиадах,  Всероссийских молодежных чемпионатах,  Интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок») 2010-2013 гг. Гордымова Е.Ю., Руководители МО 3. Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории 2010-2013 г. Буглеева В. Т. 4. Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление
Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми № п/ п Мероприятия Сроки Исполнители Планируемый результат 1. Анализ результатов работы с одаренными детьми на предметных МО. 2010-2013 гг Руководитель МО Аналитически е материалы