"Проектирование и реализация гуманистической образовательной системы в современной школе".

Автор: Цветкова Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ гимназия №35
Населённый пункт: г.о.Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование и реализация гуманистической образовательной системы в современной школе".
Дата публикации: 08.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проектирование и реализация гуманистической

воспитательной системы в современной школе.

Технология педагогики здоровья.

Здоровье не составляет у человека

отдельной части.

ЛУКРЕЦИЙ

Введение
Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человеческих отношений между людьми. Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям. Гуманный – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью. С 1984 г. в основу перестройки отечественного образования положены ряд принципов (интеграции всех воспитывающих сил общества; дифференциации и индивидуализации – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника; демократизации – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов), важнейший из которых – принцип гуманизации образования: -усиление внимания к личности каждого ребенка как к высшей ценности общества; -установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Что же конкретно предполагает гуманизация образования? Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и
полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, чтобы велись все учебные дисциплины и на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным. Гуманизация образования означает также уважение и принятие ученика как Личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей. Такой учет реализуется через содержание программ школьного обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в школе, через профессиональный уровень учителей, систему школьного управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам учитель – не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности. Гуманизация образования предполагает также необходимость помочь ребенку, школьнику, студенту самореализоваться в жизни. Средством гуманизации образования является, в частности, его гуманитаризация – проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин, а также увеличение доли гуманитарного образования в разных педагогических системах образования. Гуманитарный – а) относящийся к человеку и его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека; б) гуманитарные науки – общественные науки (философия, история, политология, право, экономика), филология, искусствоведение.

Актуальность проблемы здороьесбережения в современной школе
Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранение духовного и физического благополучия школьников, что является неотъемлемой частью гуманизации воспитательной системы в современной школе. Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса в общеобразовательной школе дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации школьников к сохранению и укреплению здоровья. Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни
.

Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ
. Создать здоровьесберегающую систему организации образовательного процесса в начальных классах
ЗАДАЧА 1.
Разработать и внедрить комплекс мер, направленных на снятие статического напряжения с учащихся путём увеличения двигательной активности и обучения в режиме динамических поз по системе Базарного.
ЗАДАЧА 2.
Создать и применять в образовательном процессе систему мероприятий, позволяющую снизить утомляемость зрительного аппарата учащихся путём обучения в режиме зрительных горизонтов.

ЗАДАЧА 3.
Разработать и использовать систему мер для укрепления иммунитета учащихся витаминизированным питанием, профилактическими процедурами.
ЗАДАЧА 4.
Провести мониторинг эффективности проведённых мероприятий От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Учить здорового, активного, творчески мыслящего ребёнка - мечта каждого педагога. Гимназия № 35 более 20 лет пропагандирует здоровье и здоровый образ жизни. Всю деятельность в рамках сохранения и укрепления здоровья мы назвали
Технологией педагогики здоровья
.
С
этой темой гимназия вышла на Федеральную экспериментальную площадку
.
Целью работы по здоровьесбережению является разработка и апробация модели образовательной среды, предполагающей не только реализацию основных целей образования, но и сохранение здоровья как учащихся, так и учителей. За это время в гимназии сложилась
система
работы по сохранению и укреплению здоровья. Вся деятельность осуществляется по трём основным направлениям: 1. Создание экологически комфортной образовательной среды. 2. Реабилитация умственной и физической работоспособности учащихся. 3. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. Для реализации поставленных задач необходимо использование педагогами здоровьесберегающих технологий обучения, создание экологически комфортной образовательной среды. А также в гимназии специально был создан
медико-педагогический центр
,
который занимается профилактической деятельностью (дважды в году дети, страдающие хроническими заболеваниями проходят курсы профилактических процедур, проводится профилактика гриппа и йододефицита), диагностикой и реабилитацией здоровья учащихся (физиотерапевтический кабинет, в котором ученики при первых признаках заболеваний или после болезни могут принимать назначенные процедуры; стоматологический, процедурный, массажный кабинеты; кабинет ЛФК. В течение года каждый учащийся принимает фиточай, витаминные добавки в системе школьного питания, посещает уроки, проходящие под люстрой Чижевского. Сохранению здоровья способствует и
рациональная

организация учебного процесса
в соответствии с действующими нормами СанПин. Так, начальная школа занимается по здоровьесберегающей системе академика Базарного В.Ф.: 1. Обучение в режиме динамических поз. Установлено, что традиционная сидячая поза способствует понижению активности детей за счёт угнетения тонуса симпатической нервной системы и механизмов центральной регуляции: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол. В этих условиях понижается эффективность восприятия, мышления и т. д. В.Ф. Базарный предлагает проводить занятия в условиях вертикальной установки детей. Кабинеты начальных классов укомплектованы специально разработанной мебелью - конторками для обучения в режиме динамических поз. В гимназии дети обучаются стоя-сидя за конторками, имея возможность во время урока несколько раз менять позу. Кроме того, конторки оборудованы тренажёрами для профилактики плоскостопия, которые используются как во время физминуток, так и произвольно по желанию ребёнка во время урока. 2. Обучение на массажных ковриках.
С медицинской точки зрения заслуживает внимания обучение стоя за конторками без обуви на специальных ковриках. На массажном коврике должны быть обзначены четыре зоны: две активные и две пассивные. На активные зоны нашиваются пуговички разных размеров и конфигураций. Во время урока ноги ребёнка без обуви в носочках находятся на массажном коврике. Учащиеся произвольно выбирают активные или пассивные зоны. 3. Построение занятий в режиме «зрительных горизонтов». В кабинетах установлены офтальмотренажёры (используются для проведения физминуток), зрительные круги (используются для проведения физминуток и самостоятельно учащимися) для снятия утомляемости глаз и предотвращения миопии младших школьников. Кроме того, использование наглядных пособий осуществляется в режиме «зрительных горизонтов». 4. Увеличение двигательной активности на уроке через физминутки различных видов: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, миопии, снятия усталости или напряжения. Минута активного отдыха - это десятки минут, сбережённых для полноценного учебного труда. С учащимися 1-2-х классов проводят не менее 3-4 физкультурнооздоровительных пауз за урок, с учащимися 3- 4-х классов 2-3 паузы. В профилактике многих заболеваний значительное внимание отводится культуре дыхания. Дыхательные упражнения как часть профилактических мероприятий по оздоровительной физической культуре могут использоваться и для снятия нервно-психического напряжения на уроках, умственных и физических перегрузок и как средство для стимулирования общей и умственной работоспособности ребёнка. Они могут служить средством для отвлечения, переключения и выравнивания эмоционального состояния.
Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Поэтому, кроме вышеперечисленных технологий, в гимназии предусмотрен дополнительный двигательный режим: -утренняя зарядка в спортивном зале за 15 минут до начала занятий, -подвижные перемены, проводимые под музыку учителями физкультуры, -ежедневные прогулки на свежем воздухе для учащихся начальной школы, -еженедельные уроки ЛФК и ритмики, -посещение бассейна учащимися 2-4 классов.
Система здоровьесберегающего образования
охватывает всех учащихся. В начальных классах проводятся уроки здоровья и валеологии, на которых дети знакомятся с правилами личной гигиены, строением и физиологией человека, учатся заботиться о своём организме, изучают программу «Разговор о правильном питании» и др. В старших классах валеологичекое образование осуществляется через уроки экологии человека, психологии и общения. В 9-11 классах включены спецкурсы «Основы медицинских знаний» и др. Вместе с тем, в структуру и содержание уроков по всем предметам включаются элементы экологического сопровождения. Учащиеся средних и старших классов ведут научно-исследовательскую работу по проблемам сохранения здоровья через НОУ «Эрудит». Многое работы отмечены дипломами на городских, региональных и федеральных конференциях школьников в рамках программ «Юность. Наука. Культура», «Шаг в будущее». Отдельной строкой следует отметить
систему просветительской и

методической работы с педагогами и родителями.
В общий план работы гимназии включены семинары для педагогов, тематические родительские собрания, освещающие вопросы сохранения и укрепления здоровья, на
которые приглашаются и специалисты- медики . В гимназии разработана программа образовательного курса для родителей «Оздоровительные технологии в организации жизнедеятельности школьников» (автор О.А. Шклярова)
Воспитательная работа
в гимназии направлена на развитие познавательной активности, инициирование деятельности, обеспечивающей формирование потребности и умений в сохранении и укреплении здоровья, ведении здорового образа жизни. В системе воспитательной работы сложились определенные традиции гимназии - организация совместного досуга учителей, учащихся и их родителей: Дни здоровья, спортивные мероприятия, семейные соревнования-конкурсы и др. В гимназии создано и действует экологическое объединение учителей и учащихся «Жигули заповедные». Его участники организуют для школьников экологические тропы в лесу, научные экспедиции по родному краю. Доброй традицией стали турпоходы старшеклассников с учителями и родителями в Крым. Большое внимание в гимназии уделяется созданию
экологически

комфортной образовательной среды

.
Здесь обязательным стало не только соответствие здания школы нормам СанПин, но и дизайн, озеленение кабинетов, рекреаций и школьной территории. В рамках этой деятельности учителя и учащиеся реализуют социальные проекты «Школьный двор», «Современный кабинет» и т.п. Традиционными стали смотры учебных кабинетов, в жюри которых на равных входят педагоги и учащиеся. Немаловажную роль в создании комфортной образовательной среды играет доброжелательное психоэмоциональное состояние в треугольнике «ученик- педагог- родитель». Каждому из участников образовательного процесса необходимую помощь и поддержку может оказать педагог - психолог гимназии. В гимназии ведется
динамическое наблюдение за состоянием

здоровья учащихся
с помощью программно- технологического комплекса
«Результат педагогического процесса» (авторы Б.И. Канаев, Д.Б. Канаев), где показатели обученности, воспитанности и здоровья учащихся в динамике5 позволяют судить об эффективности педагогической деятельности в гимназии в целом и в каждом отдельно взятом классе. Мониторинговая программа позволяет проследить изменения в состоянии здоровья каждого учащегося. Все ученики с 1 по 11 класс имеют электронный вариант паспорта здоровья, в который систематически вносятся данные о состоянии здоровья ученика. Будущие первоклассники прошли углубленный медицинский осмотр с помощью компьютерных технологий. Родители получили информацию о состоянии здоровья своего ребёнка, о тех органах и системах, на которые следует обратить особое внимание, и рекомендации по укреплению здоровья и подготовке организма ребенка к обучению. Многим детям уже до поступления в 1 класс были назначены различные профилактические процедуры. Придя в 1 класс, дети будут находиться под контролем медицинского центра, в котором находится полная информация о состоянии здоровья детей.
Этапы выполнения условий реализации

здоровьесберегающих технологий в начальной школе:

1 этап – создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
- Соблюдение теплового режима; - Поддержание в помещениях школы чистоты; - Соблюдение нормативов освещенности в классах; - Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися; - Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;
- Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;
2 этап - условия для здоровья на уроках:
Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека: - Формирование правильной осанки; - Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.; - Физкультминутки ; - Использование мебели, соответствующей росту обучающихся; Морально–психологические: - Деловая, деятельная атмосфера; - Уверенность в успехе; - Доброжелательность; - Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).
3 этап - формирование социально-психологического климата в классе,

отвечающего следующим требованиям:
- Перспективность, оптимистичность; - Жизнерадостность; - Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности; - Защищенность обучающихся; - Дух сотрудничества; - Построение оптимальных целесообразных отношений учитель – ученик.
4 этап - изменение подходов к урокам физической культуры

и их совершенствование в следующих направлениях:

- Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков; - Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости; - Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста; - Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры, - Увеличение доли времени на улучшение осанки.
5 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь

массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях.
Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями: - Проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма; - Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и первоклассников; - Культивировать в классе массовость, активность в школьных вечерах, танцах, рассматривая танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной; - Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры); - Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д.
6 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя:
- Творческую активность;
- Поддержание благоприятного морально-психологического климата; - Организацию здорового досуга; - Занятия физической культуры и спортом; - Апробирование приемов и средств оздоровления организма.
7 этап - пропаганда здорового образа жизни:
- Формирование физиологии здоровья; - Обучение способам оздоровления организма; - Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.
8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями

для решения общих задач:
- Проведение медосмотров врачами комплектующего центра; - Профилактика инфекционных заболеваний; - Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками; - Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.
9 этап - работа с родителями:
- проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка; - вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье; - включение родителей в воспитательный процесс;
- привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.). Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, можно выделилить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.
Результаты здоровьесберегающего обучения в гимназии №35.
- положительная динамика в состоянии здоровья учащихся (диаграммы: 1-зрение, плоскостопие; 2- общие заболевания); - позитивная динамика в формировании здорового образа жизни учащихся (нет школьников, состоящих на учёте в ИДН, не обнаружены случаи употребления наркотиков, алкоголя); - снижение уровня тревожности учащихся в учебном процессе; - сохранение работоспособности детей, что привело к повышению результатов обученности; - экономический эффект внедрения здоровьесберегающего обучения: сэкономлено 30 рабочих дней на каждого ребёнка у родителей, работающих на ВАЗе; - достаточный уровень удовлетворённости учащихся и их родителей деятельностью гимназии.
Заключение
Гуманизация образования будет означать создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам.
Гуманизация, будучи объективным явлением современной культуры, представляется как процесс нравственного образования, сориентированный на духовные традиции. Учебное заведение в этом плане выступает как воспитательная система, которая интегрирует усилия общества. Сущность гуманизации учебно-воспитательного процесса в условиях реализации современной реформы образования состоит в повороте этой системы к личности ученика, уважению его достоинства, доверию, принятию его индивидуальных идей, запросов и интересов. Это - создание условий для раскрытия и развития способностей обучающихся, духовного мира, органическое соединение их личностного, коллективного и профессионального начала. Реализация принципа гуманизации образования предполагает создание особой модели учебно-воспитательного процесса, ее технологию, организацию, охватывающую все этапы становления гуманноориентированных профессионально-личностных качеств личности Итак, можно сделать выводы о том, что здоровьесберегающие технологии способствуют гуманизации процесса образования в современной школе, так как призваны помочь ребенку, школьнику, студенту самореализоваться в жизни способствует формированию у учащихся ключевых компетенций. На свете есть много чудес, но нет большего чуда, чем человек. Но человек должен быть сильным и здоровым, а для этого мы, педагоги, можем и должны приложить усилия.

Список использованной литературы
1. Айзман Р.И. этапы мониторинга здоровья учащихся /Р.И. Айзман //Школьные технологии.- 2010.-№3.-С.87-94 2. Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.- С.106-108 3. Андреева И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.- С.15-19 4. Антропова М.В. Физиологические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня. / Советская педагогика, -1980 -№ 10. -С 13. 5. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III. - Сергиев Посад, -1995. -С 45. 6. Будаева Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.- №3.-С.32-36 7. Гладышева О. Системная модель здоровьесберегающей школы /О. Гладышева //Директор школы.-2009.-№7.-С.94-100
8. Горн Н. Г. Здоровьесберегающий компонент в структуре образовательного процесса начальной школы [Текст] / Н. Г. Горн // Учитель Кузбасса. – 2007. - № 1(4). – С. 59. 9. Гурьев А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.- №3.-С.20-26 10. Елисеев В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы /В.В. Елисеев //Практика административной работы в школе.- 2010.-№8.-С.68-69 11. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс - 2000. -С 45. 12. Погребняк Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиций учителя /Е.В. Погребняк //Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№3.-С.26-29 13. Середина Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина //Начальная школа.- 2010.-№11.-С.61-63 14. Семёнова И. Мониторинг эффективности и сохранения и укрепления здоровья: критерии и инструменты работы /И. Семёнова //Школьное планирование.- 2010.- №1.-С.38-46