Модель методической деятельности в БДОУ "Детский сад №12 г. Тары"

Автор: Рыбьякова Ольга Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Детский сад №12 г. Тары"
Населённый пункт: город Тара
Наименование материала: статья
Тема: Модель методической деятельности в БДОУ "Детский сад №12 г. Тары"
Дата публикации: 09.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Модель методической деятельности в БДОУ «Детский сад №12 г. Тары»
Рыбьякова О. И. Старший воспитатель В условиях, когда инновационная деятельность педагогических коллективов дошкольных организаций и отдельных педагогов при обретает все более массовый характер, научная поддержка и научно обоснованное управление инновациями становятся важным элементом развития системы дошкольного образования. Сегодня каждый представитель педагогической профессии выступает не только в роли преподавателя, наставника или воспитателя, но и как исследователь, новатор, открывающий для себя новые принципы и способы обучения, объединяет традиции с нововведениями, использует инновационные технологии обучения и воспитания. Современное общество вступило в такую стадию своего развития, когда запаса образования для абсолютного большинства людей не хватает на весь период их трудовой жизни, что и обуславливает переориентацию целей и содержания образования на саморазвитие личности, способной к активной жизненной позиции и побуждает обратиться к осмыслению идеи непрерывного образования. Формируется естественное мотивационное поле для профессиональной конкуренции. Спрос формирует предложение. В контексте вышеперечисленных идей государственной политики формируются новые, иные, видоизменённые формы организации методической работы по непрерывному образованию педагога- профессионала. В решении этих вопросов на передний план выходят определяющие специфику непрерывного образования принципы: гуманизма, демократизма, мобильности, адресности, опережения, открытости, непрерывности. Традиционная методическая работа выступает как часть системы непрерывного профессионального образования специалистов. Авторский коллектив под руководством Ю. К. Бабанского определял методическую работу как систему взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя». Г. П. Щедровицкий рассматривает методическую работу как специальную деятельность в рамках «педагогического производства». А. П. ситник называет «методической работой…все формы и виды повышения квалификации учителей и воспитателей в межкурсовой период» Данная Концепция рассматривает методическую работу как работу по развитию культуры взаимодействия, творчества педагогов, диалогического общения. Главное для методиста – поддержать саморазвитие и самоорганизацию педагогов. Объединить единомышленников для решения назревших в образовательном процессе проблем, разбудить заинтересованность в тех, кто ещё не занял активную позицию, помочь тем, кто нуждается в поддержке. Она обеспечивает практическую реализацию образовательной политики, действуя как открытая система, гибко реагирующая на изменяющиеся образовательные
потребности различных целевых групп, осуществляя интенсивный взаимный обмен с окружающей социальной средой. В приказе Минобнауки России от 17.10.2013 за №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» в пункте 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1. Профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; 2. Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 3. Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. В решении социально-значимых задач сформировано понимание, что в современной образовательной ситуации недостаточно только внедрять эффективные наработки, апробировать значимый педагогический опыт, необходимо создавать условия для поддержки «точек роста», современного проектирования актуальных и востребованных материалов. Цель методической работы: создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций. Задачи: 1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации. 2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ. 3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса. 4. Координация деятельности ДОУ и семьи. 5. Координация деятельности ДОУ с социумом. 6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений, повышение профессиональной компетентности педагогов. Необходимыми социально-педагогическими условиями для по вышения педагогического мастерства воспитателей и результатив ности методической работы являются взаимодействующие между собой подсистемы обеспечения и поддержки. Они создают предпо сылки для глубокого педагогического анализа, прогноза ожидаемых результатов и стимулирования педагогического творчества. 1. Социальный заказ ДОО (стратегическая цель). 2. Информационное обеспечение. 3. Методическое обеспечение. 4. Научно-методическое обеспечение. 5. Аттестационно - диагностическое обеспечение. 6. Нормативно-правовое обеспечение. 7. Правовая защита, социально-психологическая и профессиональная поддержка.
8. Материально-техническое и финансовое обеспечение. Социальный заказ ДОО определяется целями и задачами, которые формулируются в программе развития и образовательной програм ме детского сада с учетом его видового разнообразия, основных на правлений деятельности, социума, в котором он находится, запросов на основные и дополнительные услуги со стороны родителей и т.д. Информационное обеспечение предполагает накопление банка ин формации, необходимого для принятия эффективного управленчес кого решения; четкое разделение всей информации на оперативную и стратегическую. При этом оперативная информация поможет вы явить едва наметившиеся отклонения в образовательном процессе. Она необходима руководителю, чтобы оценить работу организации задень, неделю, месяц, полугодие. Стратегическая (тематическая) информация — данные об итогах анализа учебного года, аттестации педагогических кадров, аттестации и аккредитации дошкольной орга низации; как в управляющей, так и управляемой системах по свое му содержанию вместе с оперативной информацией она входит в состав итоговой информации. Методическое обеспечение должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (по собия, игрушки, технические средства обучения и воспитания до школьников), помогать воспитателю в организации образовательного процесса на качественном уровне. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса пред полагает повышение профессионального уровня каждого воспитателя с учетом достижений современной науки и передовой педагогической практики. Аттестационно-диагностическое обеспечение управления ДОО помогает фиксировать отклонения в образовательном процессе и своевременно оценивать уровень профессионального мастерства, мо тивировать на систему повышения и самообразования, результаты работы, вносить коррективы в работу каждого педагога. Нормативно-правовое обеспечение способствует решению общих концептуальных направлений развития системы дошкольного обра зования в соответствии с требованиями времени. Правовая защита, социально-психологическая и профессиональная поддержка каждого педагога дошкольной организации создают твор ческую атмосферу, способствуют формированию в коллективе еди ного педагогического кредо, ценностей, традиций. Материально-техническое и финансовое обеспечение выводит всю организацию работы с детьми на современный уровень, создает раз нообразную предметную среду воспитания и обучения в ДОО. Структура методической работы: прогнозирование — про граммирование — планирование — организация — регулирование — контроль — стимулирование — коррекция и анализ. Деятельностный аспект методической работы: мотивы — цель — содержание — формы — методы — результаты. Содержательный аспект: познавательное — физическое — социаль ное — нравственное — эстетическое — трудовое.
Основные направления деятельности методической структуры: 1. Аналитическая; 2. Информационная; 3. Организационно-методическая; 4. Консультационная. 1. Аналитическое направление включает в себя:  Мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образования в связи с решением задач стандарта второго поколения;  Изучение и анализ состояния и результатов методической работы образовательного учреждения и отдельных педагогов, определение направлений её совершенствования;  Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;  Изучение, обобщение и распространение эффективного опыта профессиональной деятельности. 2. Информационное направление:  Знакомство с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;  Информирование о новых направлениях в развитии дошкольного образования детей, о содержании образовательных программ, нормативных, локальных актах, учебно-методической литературы.  Ознакомление с основными тенденциями развития современного образования, ключевыми задачами и новыми результатами образования. 3. Организационно-методическое направление:  Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи по вопросам реализации современной образовательной политики молодым специалистам. Педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;  Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, оказание им информационно-методической помощи;  Организация работы методических объединений;  Участие в разработке основных образовательных программ и программ развития ДОУ;  Подготовка и проведение конференций, чтений, профессиональных конкурсов;  Организация конкурсов, конференций для детей;  Взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующим подразделением Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района. 4. Консультационное направление:  Организация консультационной работы для педагогов и родителей ДОУ;
 Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований. Инновационные направления в работе Информатизация системы образования включает в себя:  Мониторинг состояния и формирование банка данных инновационной деятельности ДОУ, отдельных педагогов, творческих групп;  Организация и научно-методическое сопровождение инновационных процессов в ДОУ;  Обеспечение подготовки педагогов к реализации ФГОС ДО через освоение нового стандарта, структуры и содержания основных документов, новой системы требований целевых результатов, принятие современных педагогических технологий.  Сопровождение муниципальной стажировочной площадки;  Осуществление научно-методической поддержки педагогов, ведущих исследовательскую и инновационную деятельность;  Проведение мероприятий, направленных на распространение результатов инновационной деятельности. Принципы методической работы: 1. Принцип сопровождения предусматривает изучение профессиональных затруднений педагога, выявление проблем в деятельности педагогов; актуализацию необходимых для профессионального роста компетенций; определение индивидуальных задач повышения квалификации; составление программы профессионального роста педагога; 2. Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или может включиться в работу специально организованных групп. Реализация данного принципа предусматривает: определение востребованной тематики и групповых форм методической работы; предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, курсах и других формах методической работы; возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации. 3. Принцип стимулирования творческого и профессионально-личностного роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием. 4. Принцип непрерывности и преемственности предусматривает профессиональный рост педагогов, учёт уровня их реальной профессиональной готовности к педагогическим инновациям: обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ДОУ; координации, согласованности деятельности всех педагогов ДОУ;
сохранение эффективных форм методической работы, а также внедрение новых. 5. Принцип командного взаимодействия действует в случаях, когда формируется профессиональная команда педагогов ДОУ, готовая решать стратегические и тактические задачи, поддерживать «точки роста». 6. Принцип вариативности связан с возможностью выбора педагогом исследовательских тем, форм и способов повышения квалификации, самообразования. 7. Принцип мобильности и адресности предусматривает оперативное реагирование на изменяющиеся потребности, создание необходимых условий для решения профессиональных проблем, повышения компетентности в решении определённого круга профессиональных вопросов. Организационные формы методической работы в ДОУ Исходя из требований современной политики, деятельность методической службы связана с разработкой и использованием вариативных моделей сопровождения педагогов по вопросам:  Выбора и реализации программного содержания;  Применения образовательных технологий, направленных на развитие способностей у детей;  Использования дифференцированного подхода;  Организация работы с одарёнными детьми, детьми с особыми возможностями здоровья и т.д. Для решения указанных задач целесообразно использовать существующие формы методической работы, коллективные и индивидуальные:  Педагогические советы;  Консультации для педагогов;  Семинары и семинары-практикумы;  Открытый показ работы педагога;  Мастер-класс;  Конкурсы;  Деловые игры;  Педагогическая мастерская;  Курсы повышения квалификации.  Самообразование педагогов ДОУ Инновационные формы методической работы разделены на 2 группы: Теоретические Практические Коллективные Индивидуальные Коллективные Индивидуальные Семинары по обсуждению докладов, Собеседование Творческие группы Разработка проектов
технологий, методик Практические семинары с представлением опыта работы Подготовка к мероприятию, докладу, презентации Педагогические мастерские Индивидуальное составление разработок Исследовательские пелагогические советы Беседа Копилка методических идей и достижений Наставничество Педагогический всеобуч Рекомендации по изучению литературы Педагогический всеобуч (для молодых педагогов) Творческий отчёт Минутки искусства Творческие встречи Оформление портфолио воспитателя Экспресс- маршруты Участие в смотрах- конкурсах Педагогические мастер-классы Педагогический марафон Работа стажировочной муниципальной площадки Школа педагогического мастерства Деловые игры Аттестация Тренинги Выставки и ярмарки педагогических идей Участие в конкурсах Устный журнал Коучинг - сессии Модель методической службы ДОУ
Работа с пед коллективом Работа с родителями Работа с детьми Работа с мед персоналом Работа с обслужи- вающим персоналом Преемстве нность со школой Работа с социумом Результативность методической работы: 1. Первое место в рейтинге среди дошкольных учреждений города 2014 г. 2. Высокий балл получила общеобразовательная программа ДОУ. 2013 г. 3. В конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года – 2015» воспитатель нашего ДОУ заняла почётное второе место. 4. Непрерывное повышение квалификации педагогов через разные виды мероприятий. В том числе повышение квалификации с помощью дистанционного обучения. 100% 5. 100% аттестованных педагогов на первую квалификационную категорию. 6. Повысилась активность педагогов в мероприятиях разного уровня: конкурсы, конференции, методические объединения на 90%. 7. В методической базе ДОУ имеются обобщённые опыты работы по разным направлениям работы, защищённые на уровне района. 8. Создана и адаптирована модель методической работы с кадрами. 9. Имеются методические разработки по разным направлениям работы. 10. В результате творческой работы педагогов обогатилась предметно- пространственная среда в группах. Педагогический совет Методический совет Цели, задачи Направления Принципы Функции Формы Контроль Методическая деятельность Результат работы Качество методической работы
11. О росте педагогической компетенции педагогов говорят успехи воспитанников ДОУ в детских конкурсах: 1 место в 2013 г., 2 и 3 место в 2014 г. Большое количество лауреатов. 12. Наблюдается рост педагогической компетенции педагогов ДОУ, о чём свидетельствуют положительные результаты интегративных качеств у детей. Характеристика интегративных качеств ребёнка: В-65%,С – 33%, Н – 2%. Характеристики интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками»: В – 62%, С – 35%, Н – 3% Перспективы методической работы: 1. Повысить процент педагогов, прошедших переподготовку в высших учебных заведениях по направлению «Дошкольное образование». 2. Повысить процент педагогов, прошедших аттестацию на высшую категорию. 3. Распространять педагогический опыт педагогов через публикации в газетах и журналах.