"Рабочая программа по информатике в 8 классе"

Автор: Усова Марина Геннадьевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 69"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по информатике в 8 классе"
Дата публикации: 09.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 69» города Новокузнецка Принято педагогическим советом Протокол №_______ От «_____»________2015 года Утверждаю: Директор _________/_______/ Приказ №___________ От «__»___________2015 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для 8 а, б класса на 2015-2016 учебный год. Составитель: Усова Марина Геннадьевна, учитель информатики Согласовано: Заместитель директора по УВР ____________________ От «_____»________2015 года Рассмотрено и одобрено на МО учителей- предметников гуманитарного цикла От «_____»________2015года Новокузнецк 2015 1
2
I. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебный план 3. Учебно-тематический план 4. Методическое обеспечение программы 5. Список литературы II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы).  Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:  учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;  методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;  комплект цифровых образовательных ресурсов. В результате изучения информатики и информационных технологий ученик 8 класса должен: знать/понимать:  виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;  единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;  программный принцип работы компьютера;  назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; уметь:  выполнять и строить простые алгоритмы; 4
 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;  оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации  искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;  пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;  создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;  организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;  передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. 5
В соответсвии с учебным планом школы на изучение курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе выделено 2 часа в неделю, соответственно – 70 часов Выбор авторской программы мотивирован тем, что она  рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;  соответствует стандарту основного общего образования по информатике, социальному заказу родителей;  построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;  способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;  обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся. 3. Учебно-методический комплект:  учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, 2011, 2012»;  методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;  комплект цифровых образовательных ресурсов. 4. Преподавание информатики и информационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:  освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;  овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; 6
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;  воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. 5. Рабочая программа предназначена для изучения информатики и ИКТ в общеобразовательной школе. Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. За счёт выделения на предмет «Информатика и ИКТ» дополнительных часов (за счёт школьного компонента), практические задания Компьютерного практикума будут выполняться в более обширном объеме, добавлены задания проектного плана. Количество часов по темам удвоено с целью углубления знаний учащихся и увеличения практических навыков работы. По причине вносимых в программу изменений увеличено количество часов на изучение следующих тем: -«Информация и информационные процессы – 14 часов; -«Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» - 23 часа; -«Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей» - 27 часов. 6. Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на 70 часов, в том числе 14 часов на тему «Информация и информационные процессы» , 7
«Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» - 23 часа, «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей.» - 27 часов. 7. Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы. III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 8
№ Наименование разделов (тем) Кол- во часо в в том числе Изучени е материа ла Практическ ая часть повторен ие Тематическ ий контроль резер в
1

Информация и

информационн

ые процессы.

14

9

2

2

1
-
2

Компьютер

как

универсальное

устройство

обработки

информации.

23

20

7

2

1
-
3

Средства и

технологии

обмена

информацией

с помощью

компьютерны

х сетей

27

9

16

2
-
4

Повторение

6
ИТОГО 70 1 четверть (9недель) 18 2 четверть (7недель) 14 3 чет (10недель) 20 4 четверть (9 недель) 18 9
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. ТЕМА

Информация и информационные процессы.
Количество часов 14 Цели, задачи изучения темы Дать представление об информационных процессах, информации в природе, обществе и технике, в неживой природе, в живой природе. Дать понятие кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Научить определять количество информации. Параметры для формирования графического режима экрана монитора. Дать понятие о различных подходах к измерению информации: количество информации как мера уменьшения неопределенности знания, алфавитный подход к определению количества информации. Требования к результатам освоения темы Должны знать: что такое информация, информационные процессы; свойства информации; виды информации; формы представления информации; понятие «код», «кодирование», «бит»; Должны уметь: вводить информацию с помощью клавиатуры; правильно располагать пальцы на клавиатуре при печати; различать информацию по видам; указывать свойства информации; кодировать информацию; декодировать информацию; находить количество информации в тексте;
Поурочное планирование изучения темы
№ урока, дата Наименование темы урока. Содержание урока по УМК Понятийный аппарат Основные виды деятельности Виды контроля и учета 1. Информация, информационные объекты различных видов. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации. Электробезопасность, правила поведения, гигиена. Ответы на вопросы Беседа, подпись в журнале по ТБ 2. Информация, информационные объекты различных видов. Человек: информация и информационные процессы ПТБ. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации. Конспект лекционного материала Опрос 3. Информация, информационные объекты различных Информационные процессы в технике. Информационные процессы. Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими Конспект лекционного материала Опрос 10
видов устройствами. 4. Знакомство с приемами квалифицированно го клавиатурного письма. «Слепой» десятипальцевый метод письма.
Практическая работа № 2

«Тренировка ввода текстовой и

цифровой информации с

клавиатуры».
5. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковая система как способ кодирования информации. Понятия знаковые системы, естественные языки, формальные языки, двоичная знаковая система, алфавит. Конспект лекционного материала Беседа 6. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки Знаковые системы. Знаковые системы, естественные языки, формальные языки, Двоичная знаковая система, алфавит Конспект лекционного материала 7 Единицы измерения информации. Кодирование информации. Информационная емкость знака, типы знаков, знаковая система , длина кода, перекодирование Работа в группах. Общий ответ. 8 Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Количество информации: содержательный подход. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Основные подходы к измерению информации. Конспект лекционного материала, решение задач Опрос 9 Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Количество информации: содержательный подход. Единицы измерения информации; содержательный подходом к измерению информации. Понятия количество информации, бит, содержательный подход. Ответы на вопросы, решение задач Опрос, решение задач 10 Единицы измерения Определение количества Единицы измерения информации; Ответы на вопросы 11
информации. информации. 11 Понятие количества информации: различные подходы Количество информации: алфавитный подход. Алфавитный подходом к измерению информации. Понятия алфавит, мощность алфавита Вычисление информационного объема сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита. Опрос, решение задач 12 Понятие количества информации: различные подходы Количество информации: алфавитный подход. Алфавитный подходом к измерению информации. Понятия алфавит, мощность алфавита. Вычисление информационного объема сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита. Опрос, решение задач 13 Работа с помощью программного калькулятора. Вычисление информационного объема сообщения Работа с калькулятором.
Практическая работа № 1

«
Вычисление количества информации с помощью калькулятора» 14
Контрольная

работа № 1

«Информация и

информационные

процессы»
Все изученные в теме понятия. Определить основные понятия раздела, тест. Контрольная работа
2. ТЕМА

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
Количество часов 23 Цели, задачи изучения темы Дать понятия программная обработка данных на компьютере, устройство компьютера, процессор и системная плата, устройства ввода информации, устройства вывода информации, оперативная память, долговременная память. Дать понятия файлы и файловая система, файл, файловая система. Дать понятия программное обеспечение компьютера, операционная система, прикладное программное обеспечение. графический интерфейс операционных систем и приложений, представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Дать понятия компьютерные вирусы и антивирусные программы, правовая охрана программ и данных, защита информации, правовая охрана информации, лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программ, защита информации. Научить работать с файлами и дисками, научить защищать информацию с помощью программных продуктов, работать с 12
графическим интерфейсом ОС и приложений. Требования к результатам освоения темы Должны знать: что такое программы, операционная система, приложения, как осуществляется программная обработка данных; основные компоненты компьютера и их функции; компьютерные вирусы и антивирусные программы, правовая охрана программ и данных, защита информации, правовая охрана информации, лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программ, защита информации Должны уметь: как соединять блоки и устройства компьютера, понимать сигналы компьютера, распознавать неполадки, получать информацию о характеристиках компьютера. Планировать собственное информационное пространство, создавать папки, переносить и удалять объекты, сохранять объекты на внешних носителях, защищать информацию с помощью программных продуктов, работать с графическим интерфейсом ОС и приложений.
Поурочное планирование изучения темы
№ урока , дата Наименование темы урока. Содержание урока по УМК Понятийный аппарат Основные виды деятельности Виды контроля и учета усвоения материала 1. Основные компоненты компьютера и их функции. Компьютер – универсальное устройство обработки информации Данные. Представление информации человеком и компьютером. Данные, программы. Конспект лекционного материала Опрос 2. Программный принцип работы компьютера. Программная обработка данных на компьютере. Данные. Представление информации человеком и компьютером. Программы. Функциональная схема компьютера. Конспект лекционного материала Опрос 3. ПР «Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению». Архитектура персонального компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная и долговременная память. Конспект лекционного материала Опрос 4. Основные компоненты компьютера и их Устройство компьютера. Процессор и Процессор и системная плата. Конспект лекционного материала Опрос 13
функции (процессор) системная плата. 5. Основные компоненты компьютера и их функции (устройства ввода). Устройство ввода. Устройства ввода. Конспект лекционного материала.
Практическая

работа № 2.
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью компьютерного тренажера. Опрос. 6. Основные компоненты компьютера и их функции. ПР «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств» Устройство ввода. Устройства ввода. Конспект лекционного материала.
Практическая

работа № 2.
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью компьютерного тренажера. Реферат, индивидуальные задания 7. Основные компоненты компьютера и их функции (устройства вывода) Устройства вывода информации. Устройства вывода. Конспект лекционного материала. Работа в группах. Опрос. 8. Основные компоненты компьютера и их функции. ПР «Соединение блоков и устройств компьютера, получение информации о характеристиках компьютера» Устройства вывода информации. Устройства вывода. Конспект лекционного материала. Работа в группах.
Практическая работа № 4.
Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши. Опрос. 14
9. Основные компоненты компьютера и их функции. Оперативная и долговременная память. Оперативная и долговременная память. Конспект лекционного материала. Работа в группах. Опрос. Тест. 10. Подключение внешних устройств, понимание сигналов о готовности и неполадках, получение о характеристиках компьютера. Практическая работа Процессор и системная плата. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная и долговременная память. Работа в группах. Общий ответ. Тест. 11. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и папки. Данные и программы. Использование файлового менеджера. Понятие файл. Операции над файлами и дисками. Ответы на вопросы Беседа 12. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Планирование собственного информационного пространства. Файловая система. Использование файлового менеджера. Понятие файл. Операции над файлами и дисками. Ответы на вопросы.
Практическая работа № 5.

Работа с файлами с

использованием файлового

менеджера.
Беседа. 13. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, Работа с файлами и дисками. Операции над файлами и дисками. Ответы на вопросы.
Практическая работа № 6.

Форматирование дискеты.
Беседа. 15
организация их семейств. 14. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Операционные системы Операционная система, драйвера устройств. Этапы установки и загрузки операционной системы. Понятие приложение. Конспект лекционного материала. Опрос 15. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Прикладное программное обеспечение ПО: Виды и назначение. Ответы на вопросы Опрос 16. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Пользовательский интерфейс. Элементы. Назначение. Основные элементы управления; Операции управления в ОС Ответы на вопросы Опрос 17. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Оперирование компьютерными информационными объектами в Графический интерфейс операционных систем и приложений. Понятия интерфейс, графический интерфейс, управляющие элементы. Понятие информационное пространство, значок, ярлык. Иерархическая система папок. Конспект.
Практическая работа

№ 7. Установка даты и времени

с использованием

графического интерфейса

операционной системы.
Опрос 16
наглядно- графической форме. 18. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Представление информационног о пространства с помощью графического интерфейса. Графический интерфейс, управляющие элементы. Конспект Опрос 19. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Понятие компьютерный вирус. Виды компьютерных вирусов. Антивирусные программы. Способы защиты информации. Работа с материалом параграфа, работа в группах.
Практическая

работа № 7. Защита от вирусов:

обнаружение и лечение.
Опрос 20. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Правовая охрана информации Информационная безопасность, правовая охрана информационных ресурсов. Работа в группах Опрос 21 Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяем ые программы. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Работа с материалом параграфа, работа в группах. Опрос 22. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Защита информации. Защита информации от компьютерных вирусов. Работа с материалом параграфа, работа в группах. Опрос 23.
Контрольная работа № 2
Все изученные в теме Определить Контрольна 17

«Компьютер как универсальное

устройство обработки

информации»
понятия. основные понятия раздела, тест. я работа
ТЕМА

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей.
Количество часов
27 часов
Цели, задачи изучения темы Дать понятия передачи информации, локальные и глобальные компьютерные сети. Способы защиты информации от несанкционированного доступа. Дать понятия интернет, состав Интернета, адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен), информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение, поиск информации в компьютерных сетях. Научить разработке Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language) Web- страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web- страницы. Гиперссылки на Web-страницах, работе с электронной почтой. Требования к результатам освоения темы Учащиеся должны знать: понятие «компьютерная сеть», «локальная сеть», «глобальная сеть»; ресурсы Интернет; как искать информацию в Интернет; основные понятия гипертекста, технологии World Wide Web; основные понятия языка HTML; способы создания Web- сайтов. Учащиеся должны уметь: различать типы сетей, по основным параметрам; рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации, работать с локальной сетью; искать информацию в Интернет; создавать Web- сайты. Поурочное планирование изучения темы № урока , дата Наименование темы урока. Содержание урока по УМК Понятийный аппарат Основные виды деятельности Виды контроля и учета усвоения материала 1 – 2 Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Передача информации Канал обмена информацией. Основная характеристики каналов передачи информации – пропускная способность. Единицы измерения скорости передачи информации. Работа с параграфом. Ответы на вопросы. Опрос 18
3. Локальные компьютерные сети. Локальные компьютерные сети. Локальная сеть. Виды локальной сети. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей.
Практическая работа

«Представление доступа к диску

на компьютере, подключенном к

локальной сети»
Беседа 4. Глобальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ. Состав Интернета. Понятие Интернет. Способы подключения к Интернету. ADSL – технологии. PLC – технологии.
Практическая работа

«Подключение к интернету»
Беседа 5. Глобальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ. Адресация в Интернете. Интернет-адрес. Доменная система имен. Работа с материалом параграфа. Работа в группах Тест 6. Глобальные компьютерные сети. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Понятие -маршрутизация данных. Понятие- транспортировка данных.
Практическая работа «География

Интернета»
Опрос 7. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: всемирная паутина ПР «Путешествие по Всемирной паутине» Всемирная паутина. Технологии Всемирной паутины. Понятия Всемирная паутина, адрес web-страницы, Браузер.
Практическая работа

«Путешествие по всемирной

паутине»
Опрос 8 – 9 Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. ПР «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения» Электронная почта. Понятие e-mail, почтовый ящик, логин, пароль. Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты. Почтовые программы. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения Беседа 19
10 Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: файловые архивы. ПР «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы- архиватора» Файловые архивы. Серверы файловых архивов в операционной системе. Менеджеры загрузки файлов. Адрес файла на сервере файлового архива. Понятие Адрес файла. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора Беседа 11 Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: файловые архивы. ПР «Загрузка файла из файлового архива» Файловые архивы Серверы файловых архивов в операционной системе. Менеджеры загрузки файлов. Адрес файла на сервере файлового архива. Понятие Адрес файла. Загрузка файла из файлового архива Тест 12 Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. ПР «Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат» Общение в интернете. Серверы общения в реальном времени. Интернет-телефония. Телеконференции. Сеть мобильной телефонной связи. Звук и видео в Интернете. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат Беседа 13 Организация информации в среде коллективного Мобильный интернет. Сеть мобильной телефонной связи. Работа с материалом параграфа. Работа в группах Опрос 20
использования информационных ресурсов. 14 Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Звук и видео в интернете. Звук и видео в Интернете. Работа с материалом параграфа. Работа в группах Беседа 15 Поиск информации: компьютерные энциклопедии и справочники; Поиск информации и интернете. Поиск по ключевым словам. Поиск в иерархической системе каталогов. Поиск файлов. Практическая работа «Поиск информации в интернете» Опрос 16. Поиск информации: информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Поиск информации и интернете. Поиск по ключевым словам. Поиск в иерархической системе каталогов. Поиск файлов. Работа с материалом параграфа. Работа в группах. Защита материала 17. Поиск информации: компьютерные и некомпьютерные каталоги. ПР «Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.» Поиск информации и интернете. Поиск по ключевым словам. Поиск в иерархической системе каталогов. Поиск файлов. Работа с материалом параграфа. Работа в группах Защита материала 21
18 Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. Электронная коммерция в интернете. Электронная коммерция в интернете. Работа с материалом параграфа. Работа в группах Защита материала 19 -20 Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде Web- страницы. Планирование веб- страницы. Web-сайты и Web- страницы. Структура Web-страниц. HTML-теги. Расширение Web-страницы. Способы создания. Теги и атрибуты заголовка, шрифтов, абзаца. Способы выравнивания текста. Планирование веб-страницы. Опрос 21 Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде Web- страницы. Планирование веб- страницы. Структура Web- страницы. Структура Web-страниц. HTML-теги. Расширение Web-страницы. Способы создания. Теги и атрибуты заголовка, шрифтов, абзаца. Способы выравнивания текста. Планирование веб-страницы. Опрос 22 – 23 Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде Web- страницы. Ввод Форматирование текста на Web- странице. Списки на Web-страницах. Структура Web-страниц. HTML-теги. Расширение Web-страницы. Способы создания. Теги и атрибуты заголовка, шрифтов, абзаца. Способы выравнивания текста. Теги нумерованных списков, маркированных списков, списков Планирование веб-страницы. Ввод текста, форматирование текста. Опрос 22
текста, форматирование текста. терминов. 24 – 25 Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде Web- страницы. Включение в документ таблиц, графиков, иображений. Вставка изображений в Web-страницы. Форматы графических файлов. Теги вставки изображения, положения рисунка относительно текста, альтернативного текста.
Практическая работа «Разработка

Web-сайта и использованием

языка разметки текста HTML»
Опрос 26 – 27 Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде Web- страницы. Использование ссылок (гипертекста) Гиперссылки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web- страницах. Теги гиперссылок. Теги текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы. Планирование веб-страницы. Использование ссылок (гипертекста) Защкепаеита проекта
ТЕМА

Повторение
Количество часов
6 часов
1 – 2 Повторение раздела «Информация и информационные процессы» Повторение раздела «Информация и информационные процессы» информационные процессы, информация в природе, обществе и технике, в неживой природе, в живой природе; кодирование Работа в группах. Тест 23
информации с помощью знаковых систем, знаки: форма и значение. Знаковые системы. Рассмотреть понятия о различных подходах к измерению информации: количество информации как мера уменьшения неопределенности знания, алфавитный подход к определению количества информации. 3 – 4 Повторение раздела «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» Повторение раздела «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» программная обработка данных на компьютере, устройство компьютера, процессор и системная плата, устройства ввода информации, устройства вывода информации, оперативная память, долговременная память; файлы и файловая система, файл, файловая система; Работа в группах. Индивидуальные задания Тест 24
программное обеспечение компьютера, операционная система, прикладное программное обеспечение. графический интерфейс операционных систем и приложений, представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. компьютерные вирусы и антивирусные программы, правовая охрана программ и данных, защита информации, правовая охрана информации, лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программ, защита информации. 5 – 6 Повторение раздела «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей» Повторение раздела «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей» Передача информации, локальные и глобальные компьютерные сети. Работа в группах. Защита проекта Проект 25
Способы защиты информации от несанкционированного доступа. Интернет, состав Интернета, адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен), информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение, поиск информации в компьютерных сетях. 26
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен знать/понимать:  виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;  единицы измерения количества и скорости передачи информации;  принцип дискретного (цифрового) представления информации;  программный принцип работы компьютера;  назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; Уметь:  выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;  оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:  открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,  пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;  оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; 27
 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;  пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);  проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;  создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;  передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
2. Нормы знаний, умений и навыков по информатике.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. 28
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
2.1. При тестировании
все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания Отметка 91-100 % отлично 76-90% хорошо 51-75% удовлетворительно Менее 50% неудовлетворительно
2.2. При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. 29
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.  грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;  погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;  недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;  мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»). Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:  «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;  «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:  «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;  «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными 30
умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в

процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению

учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

2.3. Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
2.4. Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5»,
если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; 31
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3»
ставится в следующих случаях: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; 32

Отметка «2»
ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала; - не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу; - отказался отвечать на вопросы учителя. 4. Программа обеспечена методическими видами продукции: Перечень учебно-методического обеспечения Литература 1. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» : учебник для 8 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, 2011, 2012 Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы: 33
1. Аппаратные средства  Компьютер  Проектор  Принтер  Модем  Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией  Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.  Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон. 2. Программные средства  Операционная система – Windows 7, Linux  Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.)  Антивирусная программа.  Программа-архиватор.  Клавиатурный тренажер.  Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.  Простая система управления базами данных.  Простая геоинформационная система.  Система автоматизированного проектирования.  Виртуальные компьютерные лаборатории.  Программа-переводчик.  Система оптического распознавания текста.  Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).  Система программирования. 34
 Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).  Браузер (входит в состав операционных систем или др.).  Программа интерактивного общения.  Простой редактор WеЬ-страниц. 3. Информационные ресурсы  Социальная сеть работников образования  Единый информационный образовательный портал Кузбасса  Методсовет  Педразвитие  ГМО учителей информатики и ИКТ  педсовет. ру  методист. ру,  1 сентября. ру  сеть творческих учителей. ру. 35
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Обязательная литература для учителя: №\ п Название Автор Издательство, год 1 Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Угринович Н. Д. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 198 с. 2 Методическое пособие для учителей «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»; Угринович Н. Д. М.: БИНОМ, 2010 3 Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Угринович Н.Д. М.: БИНОМ, 2011. 2. Обязательная литература для ученика: №\ п Название Автор Издательство, год 1 Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Угринович Н. Д. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 198 с. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ 36
Номер и дата внесения изменений Основание для внесения изменений Описание внесённого изменения Лицо, вносившее изменения ФИО Подпись 37