"Формирование УУД на уроках русского языка"

Автор: Чеботнягина Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1
Населённый пункт: Шелехов
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование УУД на уроках русского языка"
Дата публикации: 10.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. ЭлбертХаббарт. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий. Обучащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которые обеспечивают способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Необходимо вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть способ обучения, нацеленный на формирование УУД, что означает способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию, к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения , которыми должны владеть обучающиеся. Развитие личности обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, создающих возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Основным средством будет служить правильный подбор учебных заданий, стимулирующих учащихся приобретать и развивать требуемые способности. При постановке учебного задания необходимо создание таких условий, которые бы инициировали (провоцировали) собственные действия учащихся, их самостоятельную деятельность, т.е. создать учебную ситуацию. В подростковом возрасте формируется произвольная саморегуляция – осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленное на достижение поставленных целей. Способность к саморегуляции предполагает планирование, контроль и коррекцию как предметной, так и познавательной деятельности учащегося. Для достижения всей совокупности требований Стандарта в арсенале учителя должны быть учебно-практические
и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование личностных и метапредметных результатов. Приведем примеры учебных заданий на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции на уроках русского языка.
Шелехов, Моты, Смоленщина
Почему так названы географические объекты: Шелехов, Чистые Ключи, Листвянка, Моты, Веденщина,Смоленщина, Слюдянка, Большой Луг, Баклаши, Олха?(1 объект на 2-3 обуч-ся).Создайте буклет о Шелеховском районе, отразив в нем информацию, почему так названы населенные пункты. Распределите обязанности между участниками вашей группы:
соберите
материал по теме,
сформулируйте
цель в виде конечного продукта(как представить материал?),
представьте
работу вашей группы классу. Ответьте на следующие вопросы: -На что ушло времени больше всего? - Является ли это задание важным для вас? -Есть ли названия, которые хотелось бы поменять, почему? Предложите свои названия для географических объектов своего населенного пункта.
Мнение Саши Петрова
Упр.№399 (часть 2) Я из-за безударных гласных сколько разных ударов получал: и в школе, и дома! Прочитайте. Каково ваше мнение: действительно ли все равно, как писать слова? В чем причина затруднений и неудач Саши – в нем, в других людях, в сложившихся обстоятельствах. В каком направлении нужно изменить себя, чтобы получить хороший результат?
Составьте
Саше, возможно и себе, план повышения грамотности: -
определите
темы, в которых вы испытываете затруднение; -с
формулируйт
е цель в виде конкретного ожидаемого результата; -
определите
сроки выполнения задания; -
продумайт
е критерии оценивания.

Знакомство
. Знакомиться можно по-разному, в зависимости от того, кто знакомится, с кем, самостоятельно или с чьей-то помощью, при каких обстоятельствах, с какой целью и т.д. Предложите несколько способов знакомства с очень необычным человеком, например, с героем любимого фильма или ровесником из ..будущего, А.С.Пушкиным или Б.Гейтсом. . 1. Опишите свой способ, ситуацию, в которой его можно было бы применить; 2. Познакомьтесь со способами, которые предложат другие ребята. Какой из них вам кажется наиболее удачным? Какие – сомнительными? Задайте вопросы, или, наоборот, откликнитесь на предложение знакомства. 3. Ответьте на вопросы, адресованные вам. Выполняйте работу в паре, определите, кто и что будет делать. Результаты своей работы оформите по следующим пунктам и представьте классу: - Кто знакомится. - С кем. -Обстоятельства знакомства. - Цель знакомства. - Как нужно знакомиться, чтобы произвести впечатление. -Что нужно изменить в своих действиях и поведении. Оцени свою работу ( по 5бальной шкале): - Я в полной мере участвовал(а) в выполнении задания… - Я с уважением отношусь к мнению других участников, даже если не согласен (согласна) с ними… -Способен (способна) ли я вызвать интерес и чувство доверия у собеседника… -Все ли у тебя получилось так как ты думал? Что надо было сделать иначе? -Что бы ты исправил, чтобы повысить оценку.
Зимушка-зима
Напишите сочинение-миниатюру (10-12 предложений): 1 группа пишет небольшой текст - повествование «Зима на Байкале»; 2 вторая группа – текст - описание «Зимний лес»; 3 текст - рассуждение «За что я люблю зиму?». В группе обсудите все варианты, придите к единому решению. Распределите обязанности между участниками группы: редактор, корректор, оформитель, чтец. Время выполнения задания 20 минут. Оцени свою работу в группе: - На уроке я работал(а) активно пассивно - Своей работой я доволен не доволен (что нужно исправить?) -Мне интереснее работать в группе да …нет…затрудняюсь ответить
-За что ты хотел бы похвалить себя или одноклассников? Поясните свой ответ. -Что надо учесть в следующей работе? -
Один день из жизни Никиты
При изучении рассказа А.А.Платонова «Никита». Дома вы прочитали рассказ А.А.Платонова «Никита»,познакомились с главным героем..Определитесь с направлением (художники, чтецы, исследователи), объединитесь в группы, определите, кто и что будет делать. 1.Художники -Нарисуйте обложку для книжки или главного героя (иллюстрации неправдоподобных, фантастических эпизодов рассказа). -Составьте описание первой иллюстрации художника Л.П.Дурасова. Почему художник на переднем плане изобразил героя рассказа, а на заднем – дом и солнце? 2. Чтецы -Приготовьте чтение по ролям, сценки. 3. Интервью -Разработайте список вопросов, включите наиболее значимые события из жизни мальчика. Далее эти вопросы задайте ученикам, играющим роль Никиты. 4.Исследователи. -Выпишите из текста описание предметов, которые «оживляет» Никита. -Какими видит Никита предметы, находящиеся за пределами знакомого ему мира. -Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие-злыми. -Как меняется характер отношения мальчика к предметам. Оцени свою работу в группе. Отметь , в какой мере ты согласен/не согласен со следующими утверждениями: - На уроке я работал(а) активно пассивно -Меня устраивает самооценка да…нет… - Своей работой я доволен не доволен (что нужно исправить?) Я похвалил(а) бы (ребят, группу)… Формирование УУД во многом зависит не только от учебно- методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.