"Образ няни Арины Родионовны в лирике Александра Пушкина"

Автор: Саморокова Валентина Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Салымская СОШ № 2"
Населённый пункт: п. Салым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Образ няни Арины Родионовны в лирике Александра Пушкина"
Дата публикации: 10.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Салымская СОШ № 2»
«

ОБРАЗ НЯНИ АРИНЫ РОДИОНОВНЫ

В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

»
(авторская разработка урока литературы в 5 классе) Учитель русского языка и литературы: Саморокова Валентина Анатольевна, высшая квалификационная категория 2016 год
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Салымская СОШ № 2»
Тип урока
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:

Образовательные:
ознакомить учащихся со страницами биографии поэта; показать влияние няни Арины Родионовны на формирование Пушкина как поэта и человека.
Развивающие:
развивать коммуникативные способности учащихся; работать над развитием связной речи через монологическое высказывание, памяти, умения выразительного чтения и чтения стихотворений наизусть; информационные компетенции: умения самостоятельно работать с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию; совершенствовать навыки анализа поэтического произведения; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Воспитательные:
на примере взаимоотношений Пушкина с няней Ариной Родионовной Яковлевой воспитывать в учащихся «чувства добрые», уважение к старшему поколению.
Задача урока:
показать влияние няни Арины Родионовны на формирование Пушкина как поэта и человека, пробудить интерес к творчеству поэта, создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии А. Пушкина.
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят учащиеся
К концу урока (по окончании изучения темы) должны знать:  сведения о детстве Александра Пушкина;  сведения о жизни няня Арины Родионовны, о её роли в формировании Пушкина как поэта и человека;  теоретические понятия: послание, тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры, сравнения и др. уметь:  работать с доступным справочным материалом;  использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;  использовать формы диалога. При этом владеть стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен

образовательный процесс
 Личностные универсальные учебные действия (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);  Регулятивные универсальные учебные действия (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; способность к мобилизации сил и энергии; в изучении материала);  Познавательные универсальные учебные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие художественных текстов; выбор оснований и критериев для сравнения;
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Салымская СОШ № 2»  Коммуникативные универсальные учебные действия (умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении вопросов; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка). Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий. «ОБРАЗ НЯНИ АРИНЫ РОДИОНОВНЫ В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА».
Пояснительная записка
Данный урок является вводным при изучении лирики Александра Пушкина в 5 классе по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Основная задача урока – показать влияние няни Арины Родионовны на формирование Пушкина как поэта и человека, пробудить интерес к творчеству поэта, создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии А. Пушкина. Представленный урок способствует развитию ключевых компетентностей учащихся: коммуникативной, интеллектуальной (познавательной), самообразовательной, информационной. Развитие данных компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроке определенных действий, таких как:  заниматься самообразованием;  самостоятельно добывать информацию;  умение решать проблемы, используя собственный опыт;  работать с дополнительными источниками знаний;  иметь собственное мнение;  понимать позицию других людей и т.д. Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:  использование в работе ИКТ;  организацию исследовательской работы;  стимулирование самообразовательной деятельности учеников;  подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;  проведение консультаций по поиску необходимой информации;  обучение умению выделять главное;  подготовку заданий творческого характера;  стимулирование высказывания собственных мыслей;  использование диалогических методов в работе;  разработку заданий разного уровня и др. Урок способствует глубокому проникновению учащихся в поэтическое слово, помогает формированию навыков грамотной речи, её развитию и обогащению, развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства. Я услышал, и я забыл; Я увидел, и я запомнил; Я сделал, и я понял. Китайская притча
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Салымская СОШ № 2» Согласно данным психологии у человека остаётся в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает. (Д.Н. Кавтарадзе «Обучение и игра»). Поэтому одна из важных задач обучения - формирование у учащихся умения самостоятeльно расширять и углублять знания, стремления развивать свои умственные способности и творческие задатки. Этим обусловлена необходимость таких методов обучения, как само стоятельная работа с учебной, научной литературой и с ресурсами Интернет. С этой целью при подготовке и проведении уроков я использую опережающие домашние задания. К данному уроку это сообщения учащихся о няне А. Пушкина, о жизни А. Пушкина в Михайловском. Также учащимися подготовлены слайдовые презентации.
Структура урока:
 Организация начала урока (вступительное слово учителя)  Этап подготовки к активному и осознанному усвоению нового материала занятия  Этап усвоения новых знаний  Первичная проверка усвоения материала  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  Подведение итогов, рефлексия
Материально-техническое оснащение урока:
компьютер с мультимедийным оборудованием, сборники произведений А.Пушкина, карточки.
Формы работы:
рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа, словарная работа, работа с эпиграфом, анализ стихотворений А.Пушкина «Няне», «Зимний вечер», выразительное чтение стихотворений.
Эпиграф
Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка. А.Пушкин Ах, умолчу ль о мамушке моей… А.Пушкин Ход урока 1.
Инициация (
Участники урока приветствуют друг друга, устанавливая контакт между собой, с учителем)
2.

Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)
(Задачи:  организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала;  учить формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.)
Слово учителя:
(Слайд 1) Александр Сергеевич Пушкин…. Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, повторяем наизусть со слов матери: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок живёт с нами и позже, в школьные годы: Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит… Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… Чудесные стихотворения Александра Пушкина откроют нам его благородную душу и сердце, его любовь к родной земле, гордость за русский народ, восхищение природой,
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Салымская СОШ № 2» привязанность к друзьям, к своей няне, познакомившей его с сокровищами народной поэзии, народной речи. Пушкину пришлось прожить нелегкую жизнь, много страдать, любить и ненавидеть. В своих произведениях он рассказал о прошлом своего народа, о своём времени, о своих современниках и о себе так выразительно и так верно, что, читая его книги, мы начинаем многое видеть, многое глубже понимать, над многим задумываться. Читая Пушкина, мы становимся лучше. Гордая, величавая поэзия Пушкина прославляла прекрасное, доброе, вечное. Под влиянием его поэзии в нас пробуждаются светлые, добрые, благородные чувства.
Учитель:
(Слайд 2). Прочитайте внимательно тему урока. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. Какие цели вы сегодня перед собою поставите?
Задание:
О детстве Пушкина, о том, кто оказал влияние на его становление как поэта, о том, откуда черпал гений поэтические силы, где он находил прототипы героям своих произведений, вы узнаете сами, самостоятельно изучив подготовленные для вас материалы и ответив на поставленные вопросы. (На каждую парту раздается печатный текст с биографией и вопросами. Дети изучают материал о детстве поэта самостоятельно и отвечают на несколько индивидуальных вопросов. Контроль за выполнением задания происходит по цепочке. Учащиеся по порядку отвечают на поставленные вопросы, на слайдах при помощи триггера открываются правильные ответы. Из ответов детей складывается мини-проект о детстве поэта.) (Слайды № 3 - 7)
3. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
2. (Задачи:  применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения;  организовать максимальное творческое участие детей в работе;  проводить словарную работу как инструмент осознания учебного материала; систематизировать новые для учащихся знания.)
Учитель:
На формирование характера и умственное развитие ребёнка большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал, с 1801 года жившая в доме Пушкиных, и няня Арина Родионовна. Эти две русские женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его в мир старины, народного быта и народной поэзии. Но особое место в этом ряду хочется отвести няне поэта, Арине Родионовне. Эта женщина была для Александра Сергеевича второй мамой, она любила своего воспитанника, как родного сына, дарила ему ласку, окружала заботой и вниманием. Саша Пушкин питал нежную любовь к своей няне. Особенно восхищало его знание няней множества народных песен, сказок, поговорок прибауток, которые органически влились в последующее творчество Пушкина.
Рассказ учащегося о няне А. Пушкина. (Опережающее домашнее задание)
Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное - Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу - Родионовой, а в быту - Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». В литературе она именуется чаще как Арина
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Салымская СОШ № 2» Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева – по мужу. Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. В 1759 году деревню, где жила Арина Родионовна, с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни. В 1792 г. она была взята бабушкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея. А в 1797 году у М.А. Ганнибал родилась внучка Ольга (старшая сестра поэта). После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата. Вскоре после рождения дочери Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семьей в Москву. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. «Была она настоящею представительницею русских нянь», - вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. Няня проживала у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее «мамушкой», относился к ней с теплотой и заботливостью. Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной. Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году. Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой» и т.д.
Учитель:
Александр Сергеевич любил добрую и ласковую нянюшку и посвятил ей свои произведения: «Няне», «Сон», «Вновь я посетил тот уголок земли», «Зимний вечер», «Свят Иван, как пить мы станем…». В одном из лицейских стихотворений «Сон» в 1816 году Пушкин так вспоминает о своей няне, называя её, как в старину, «мамушкой»: Ах, умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье Она, духов молитвой уклоняя, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы… Эти сказки няни пробуждали в мальчике творческую фантазию. Терялся я в порыве сладких дум; В глуши лесной, средь муромских пустыней Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум.
Рассказ учащегося о жизни А. Пушкина в Михайловском. Слайдовая презентация.

(Опережающее домашнее задание).
В августе 1824 года Пушкин приехал в Михайловское, где ему пришлось прожить два года, в письме к брату он так описывает свой день в деревне: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки!
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Салымская СОШ № 2» Каждая есть поэма!» долгие зимние вечера Пушкин коротал с няней. «Она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно», - писал он приятелю. Снова, как в детстве, он слушал нянины сказки. С 1824 по 1826 год Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Среди дворовых в Михайловском няня занимала особое положение. Так было заведено еще при Марии Алексеевне. Пушкин очень любил свою няню, заботился о ее здоровье. Кучер Пушкина, Петр Парфенов, рассказывал: « Александр Сергеевич Арину Родионовну любил-то как! И он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: здорова ли мама. Он ее все мама называл. И уже чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней…». В июле 1825 года Александр Пушкин писал Н.Н. Раевскому - сыну: «У меня буквально нет другого общества, кроме старушки няни и моей трагедии». После отъезда Пушкина из ссылки в Михайловском она остается здесь на положении ключницы, хранительницы усадьбы, исполняет его поручения, отправляет в Петербург книги и вещи поэта. Арина Родионовна скучала о «любезном друге», если он долго не подавал вести о себе. По воспоминаниям современников, няня часто ездила на ближайшую почтовую станцию в надежде услышать о своем питомце от проезжих из Петербурга.
4. Эмоциональная разрядка (разминка) (2 минуты)

5. Проработка содержания темы (работа по группам)
(Каждой группе дана карточка – задание)
(I группа.
Подготовьте выразительное чтение стихотворения А.Пушкина «Няне». Передайте в чтении отношение поэта к няне.
Ответьте на вопросы:
 Как Александр Пушкин называет няню?  Почему он называет няню «подруга дней моих суровых»? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?  Найдите слова и отдельные выражения, которыми Поэт передает тревогу няни, её тоску.  Какие чувства выразил А.Пушкин в этом стихотворении?
II группа.
Подготовьте выразительное чтение стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер». По жанру оно является посланием, по литературоведческому словарю найдите определение, что является посланием.
Ответьте на вопросы:
 Почему мы с уверенностью можем сказать, что строки этого стихотворения тоже обращены к Арине Родионовне, ведь она нигде не названа по имени?  Каким предстает образ поэта в Михайловском долгими зимними вечерами?  Какими языковыми средствами передаются в стихотворении вой ветра и другие звуки зимнего вечера?  Каким настроением проникнуто стихотворение «Зимняя дорога»? Подтвердились ли ваши предположения?  Испытывали ли вы чувства, подобные пушкинским? Бывает ли вам грустно зимними вечерами?)
Учитель:
(Слайд 8). Стихотворение «Няне» написано в октябре 1826 года в Москве, неожиданный вызов в которую Пушкина царём очень встревожил Арину Родионовну.
Учитель:
Теперь послушаем стихотворение. Обратите внимание на мастерское чтение. Во время звучания стихотворения продемонстрируем слайды. (
Аудиозапись стихотворения

«Няне»)

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Салымская СОШ № 2»
Анализ стихотворения:
 Как Александр Пушкин называет няню? (Учитель: Мы слышим строки, исполненные любви Пушкина к своей старой няне. Он называет ее Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Крепостная крестьянка названа подругой. Пушкин считал, что люди, вне зависимости от их социальной принадлежности, равны. В словах голубка, моя выражены добрые чувства поэта к Арине Родионовне. Инверсия слов суровых, моя выделяет их. Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. В словах давно. Давно – чувство вины за долгое молчание, признание того, как много он причинил беспокойства родному человеку.)  Почему он называет няню «подруга дней моих суровых»? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?  Найдите слова и отдельные выражения, которыми Поэт передает тревогу няни, её тоску. (Учитель: Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. «Горюешь, будто на часах»: как часовой в карауле ожидает смены, так и няня ждет приезда Александра Сергеевича. В контексте стихотворения приведённая строка обретает особый смысл: изо дня в день вглядываться в дорогу, вслушиваться, не прозвенит ли колокольчик, - это своего рода пост няни. «Горюешь» означает «скучаешь, томишься». И медлят поминутно спицы «Медлят»: няня прерывает работу, чтобы взглянуть на дорогу. Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь… Тоска о любимом воспитаннике столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они постоянно теснят грудь. Глагол «теснят» передаёт гнетущее настроение няни. Поэт описывает тоску няни по нему, но мы слышим в этих строчках и тоску самого Пушкина по женщине, которая стала для него второй матерью.
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Салымская СОШ № 2» Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.)  Какие чувства выразил А.Пушкин в этом стихотворении?
(Учитель: Слова «голубка, светлица, горюешь» характерны для лексики народной поэзии. Они – то и придают фольклорную окраску образу няни. Таким образом, мы видим, как в небольшом стихотворении не только воссоздан образ няни, человека, преданного Пушкину, но и раскрыты отдельные грани личности поэта, его добрые чувства к «подруге дней суровых».  Выразительно прочитайте стихотворение. Передайте в чтении отношение поэта к няне.
Учитель:
Вспомним стихотворение Пушкина «Зимний вечер» (1826). По жанру оно является посланием, обращением к няне.
Словарная работа.
(Слайд 9). Послание - произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовывалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался ещё в древнеримской литературе. Стихотворение - дружеское послание было распространено в пушкинское время. В таких стихотворениях шёл свободный, лёгкий разговор с другом, носивший доверительный характер. Главное в послании, не поэтическое совершенство, а живое чувство, нежность, доверие.
Аудиозапись стихотворения «Зимний вечер».
(Во время звучания стихотворения можно продемонстрировать зимние вечерние пейзажи, предложить учащимся подумать над вопросом: «Какой из зимних видов, по вашему мнению, может быть иллюстрацией к прозвучавшему стихотворению А. С. Пушкина?»)  Почему мы с уверенностью можем сказать, что строки этого стихотворения тоже обращены к Арине Родионовне, ведь она нигде не названа по имени?  Каким предстает образ поэта в Михайловском долгими зимними вечерами?  Какими языковыми средствами передаются в стихотворении вой ветра и другие звуки зимнего вечера?  Каким настроением проникнуто стихотворение «Зимняя дорога»? Подтвердились ли ваши предположения?  Испытывали ли вы чувства, подобные пушкинским? Бывает ли вам грустно зимними вечерами? (Учитель: В этом произведении лирический герой понимает, что подобно приступу плохого настроения, метель и буря утихнут, надо лишь переждать. Лирический герой подбадривает свою собеседницу- няню, пытается объяснить, что нет причин печалиться. Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена. Он предлагает няне вспомнить народные песни, которые она пела ему раньше и в которых жизнь запечатлена в ярких красках. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Поэт предлагает собеседнице и другой способ на время непогоды поднять настроение. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.
Учитель:
Умерла няня 29 июля 1828 года. В одной из своих рабочих тетрадей Пушкин сделал запись о кончине Арины Родионовны. Это черновые строки стихотворения«Предчувствие»: Снова тучи надо мною Собралися в тишине; 10
Рок завистливый бедою Угрожает снова мне… Сохраню ль к судьбе презренье? Понесу ль навстречу ей Непреклонность и терпенье Гордой юности моей? Ностальгией по Михайловскому и по умершей няне стало стихотворение «…Вновь я посетил», написанное в 1835 году. (
Чтение стихотворения)


Тематически произведение посвящено возвращению Пушкина в Михайловское, где он долго не был. Поэт видит «опальный домик», где он жил с няней, своей верной спутницей с рожденья. Но няни уже нет в живых. Остались только одни воспоминания о ней. 11
Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет – уж за стеною Не слышу я шагов её тяжёлых… С чувством большой утраты вспоминает поэт о любимой няне: … Бывало, Её простые речи и советы И полные любови укоризны Усталое мне сердце ободряли Отрадой тихой …
6. Подведение итогов урока. Обобщение по теме. Первичная проверка усвоения материала
(Задача:  углубление осмысления учащимися учебного материала)
Работа с эпиграфом.

Учитель:
(Слайд 10). Эпиграф нашего урока: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка». А.Пушкин.  Как вы его понимаете? Почему не должна быть забыта и эта бедная старушка, няня поэта Арина Родионовна? (Если позволит время, можно дать ответ на вопрос в форме письменного задания классу) (Дополнение учителя: Арина Родионовна стала прототипом старой Филипьевны в романе «Евгений Онегин» и нянюшки Владимира Дубровского в повести «Дубровский».)
Учитель:
Арину Родионовну знали близкие друзья поэта. Иван Иванович Пущин, друг поэта по Лицею, вспоминая о своём приезде в Михайловское в 1825 году, писал: «Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга… Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, и чуть не задушил её в объятиях…». Души не чая в своём питомце, няня пыталась сделать что-то доброе и для его друзей. Когда, например, весной 1826 года в Михайловское приехал Николай Языков, поэт и друг Пушкина, то она подарила ему деревянную шкатулку (ларец), которую по её просьбе смастерил деревенский умелец. Николай Михайлович посвятил няне Пушкина два стихотворения. Одно из них – «К няне Пушкина».
7.

Домашнее задание (по выбору)
(Задача:  обучать умению сравнивать и сопоставлять произведения разных поэтов на одну тему, находить в них общее и различное). (Карточки). 1. Сопоставьте стихотворения А.Пушкина «Няне» и Н. Языкова «К няне Пушкина» по вопросам: Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему? Одинаково ли рисуют поэты образ Арины Родионовны? Добавляет ли стихотворение Н.Языкова что-то новое к образу няни? Какие художественные средства используют поэты? 2. Подготовьте рассказ о своей бабушке.
8. Рефлексия.
(Слайд 11).
Задание:
какой рисунок соответствует вашему настроению от урока. (Защита рисунков).

Приложение к уроку № 1
Родился Александр Сергеевич Пушкин 26 мая (6 июня) 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне улице Баумана). Отец поэта, Сергей Львович Пушкин. Отставной военный, был старинного рода, ноне богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости, на расправу. Мать раздражало всё: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, непонятная сложность. В отличие от многих дворянских детей Пушкин уже с детства был связан с русской жизнью и рано услышал меткую народную речь. Часто летом будущий поэт уезжал в подмосковное село Захарово. Село было расположено в живописной местности. Берёзовая роща, пруд еловый лес, речка, поле. Там, дичок, бука Александр развеселился, разыгрался. Он читал на берегу реки, в роще, в поле. По вечерам часто слушал сказки. По праздникам ходил в деревню слушать русские народные песни, любовался девичьими хороводами. Здесь всё было простое, приветливое, милое. Бродя по деревне, мальчик наблюдал, как тяжко живёт и трудится крепостной народ. Он видел, как от зари от зари крестьянин идёт в поле за сохой, которую тащил его замученный Гледко (конь). Замечал он так же, усталых женщин – женщин склонившихся над серпом, слышал плач детей, взятых матерью в поле. Случалось ему грустные песни о несчастной долюшке. Так ещё в детском возрасте Пушкин всё время соприкасался с народной жизнью. Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку. Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком…». Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой- королевичем Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром поэтического народного вымысла. Сильно занимали Александра рассказы о его предках. В семье часто говорили о Ганнибалах, о привезенном из далёкой Африки маленьком Ибрагиме, крестнике и любимце великого Петра, о его удивительной жизни и необыкновенных приключениях. Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Иогелю. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам. Но главным источником знаний уже и в детские годы были книги. Читал Александр много и жадно. «Не довольствуясь тем, что ему давали, - рассказывала его сестра,- он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов XVIII века». Книги сделали своё дело. «Чтение – вот лучшее учение», - любил говорить Пушкин. Благодаря книгам, он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу. Он разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нём на всю жизнь. Рано пробудившемуся интересу к литературе способствовала вся атмосфера родительского дома, собиравшееся здесь общество. В доме Пушкиных бывали писатели и поэты – Н.М.Карамзин, К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский; вечера проходили в разговорах о
литературе, в шумных спорах, обсуждениях новинок. Дядя Пушкина, поэт Василий Львович, читал свои стихи и басни. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых. Он рано начал пробовать свои силы: «…на восьмом году возраста…- вспоминал позднее его брат Лев Сергеевич,- он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей». В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры поэта. Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский Лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву; замелькали перед окнами кареты верстовые столбы, почтовые станции, которых так много будет потом в его скитальческой жизни. Детство кончилось.
Приложение к уроку № 2
Вопросы к биографии А.С.Пушкина 1. Где и когда родился Александр Сергеевич Пушкин? 2. Кем был отец А.Пушкина? 3. Что вы узнали матери поэта? 4. Какое воспитание получил А.Пушкин? 5. Какой язык в совершенстве знал поэт с детских лет? 6. Когда Пушкин начал писать стихи? 7. Какое учебное заведение закончил А.Пушкин? 8. Во сколько лет Пушкин был определен в Лицей? 9. Откуда черпал гений поэтические силы, чаще брал сюжеты для произведений? 10. Кто оказал влияние на становление Пушкина как поэта
Приложение к уроку № 3
Вопросы для творческой работы по биографии А.С.Пушкина (Вопросы разрезаются и раздаются по партам с учетом способностей детей. Дети записывают ответы строго по соответствующей им нумерации. При проведении фронтального опроса, отвечают по порядку.) 1. Где и когда родился Александр Сергеевич Пушкин? 2. Какое воспитание получил А.Пушкин? 3. Какое учебное заведение закончил А.Пушкин? 4. Кто оказал влияние на становление Пушкина как поэта 1. Кем был отец А.Пушкина? 2. Какой язык в совершенстве знал поэт с детских лет? 3. Во сколько лет Пушкин был определен в Лицей? 1. Что вы узнали матери поэта? 2. Когда Пушкин начал писать стихи? 3. Откуда черпал гений поэтические силы, чаще брал сюжеты для произведений?