"Использование активных методов обучения (АМО) на уроках литературы"

Автор: Саморокова Валентина Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Салымская СОШ № 2"
Населённый пункт: п. Салым
Наименование материала: статья
Тема: "Использование активных методов обучения (АМО) на уроках литературы"
Дата публикации: 10.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательноебюджетное бюджетное учреждение «Салымская СОШ № 2»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

(АМО) НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Саморокова Валентина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория 2016 год Страница 1
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательноебюджетное бюджетное учреждение «Салымская СОШ № 2» Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! Красивое и божественное слово - Учитель. Каждый, кто носит это звание, стоит в ряду особо почитаемых людей. Потому что нет среди нас человека, который при слове школа не вспомнил бы учителей. Среди нас нет человека, который бы не захотел низко поклониться своему Учителю за знания, за выбранную профессию, за то, что вовремя обогрел душу, не дав оступиться, перейти опасную черту. Кого из своих учителей мы вспоминаем легко и благодарно? О каких наставниках мы пронесли добрую память через всю жизнь? Мы вспоминаем тех, кто не ограничивался только передачей знаний и добивался их усвоения, а прожил вместе с нами школьную жизнь. Мы вспоминаем тех, к кому спешили поделиться радостью, пусть маленькой, но победой, тех, кто нас всегда поддерживал в трудную минуту. Говоря о главном предназначении учителя, я вспоминаю одну старинную притчу. «Жил в одном городе мудрец и знал он ответы на все вопросы. Но нашелся завистливый человек и решил обмануть мудреца. Пошел он в поле и поймал бабочку. Зажав её в руке, он подумал: «Я пойду к мудрецу и спрошу, жива ли бабочка? Если он ответит, что да, то я раздавлю её и скажу, что он не прав, а если он ответит, что нет, то я раскрою ладонь и бабочка улетит!», Итак, он подошел к мудрецу и спросил: «Мудрец, вот говорят, что ты всё на свете знаешь, ответь же мне, жива ли бабочка?» На что мудрец ответил: «Всё в твоих руках!». Действительно, именно в наших руках, руках современных учителей находится будущее наших учеников. А каким хотят видеть учителя современные дети? Ведь в наше время школа изменилась. Раньше она была одна - общеобразовательная, одни программы, учебники, одни методики. Но происходящие изменения в современной общественной жизни требует развития новых способов образования, новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Таковыми являются
активные методы обучения.
Активные методы обучения, игровые методы - очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно- воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение 2016 год Страница 2
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательноебюджетное бюджетное учреждение «Салымская СОШ № 2» школьниками образовательной программы. [1] Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Строятся они на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии [3,4]. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием активных методов обучения определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Хочется поделиться опытом использования активных методов обучения на уроках литературы. На этапе
инициации,
когда участники урока приветствуют друг друга, устанавливая контакт между собой и с учителем, чаще других использую
метод «Я желаю ВАМ ...

».
Цель - Встреча друг с другом, приветствие. Численность - весь класс. Время - 2 минуты. Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению. Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им, глядя друг на друга, произнести пожелание, начиная со слов: «Я желаю Вам ... » Примечание: Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая своё пожелание учащимся класса. Например: На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говорите четко, внятно 2016 год Страница 3
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательноебюджетное бюджетное учреждение «Салымская СОШ № 2» Чтобы все было понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку. Также можно использовать
метод активного обучения «Подари тепло другу»
. Проведение: Ученики поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель: «Дети, возьмитесь за руки, пожалуйста, закройте глаза, подумайте о хорошем, чтобы ваши ладошки потеплели ... Вы почувствовали тепло рук? А теперь скажите несколько хороших, добрых слов своим товарищам, чтобы ладошки потеплели еще больше ... ». Молодцы ребята! Пусть тепло ваших рук, согреет ваши сердца и души, чтобы, вы всегда были добрыми, отзывчивыми, дружными детьми. Если вы будете такими, у вас обязательно будет крепкое здоровье, а я вам желаю хорошего настроения на весь урок и весь день». Можно использовать
метод «Улыбнемся друг другу».
Проведение: Ученики поворачиваются лицом друг к другу. Учитель: «Посмотрите в глаза и широко улыбнитесь. Давайте обратимся друг к другу с пожеланием». Дети желают друг другу удачи на уроке. Учитель: «Пусть всегда у вас будут: Воздух, чтобы дышать, Огонь, чтобы греться, Вода, чтобы пить, Земля, чтобы на ней жить ... Желаю вам удачного урока!». Учитель: «В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях». Активные методы начала урока помогают эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. На этапе
«Вхождение или погружение в тему»,
задачи которого:  организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала;  учить формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения, использую
метод «Дерево целей, задач».
Численность - весь класс. Время -3 минуты. 2016 год Страница 4
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательноебюджетное бюджетное учреждение «Салымская СОШ № 2» Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны листьев, фломастеры, плакат, магниты. Проведение: Заранее готовится вырезанное из плаката дерево (без листьев), крепится на доске. Учащимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги листья. Учитель предлагает ученикам прописать цели, задачи, которые ребенок ставит перед собой на уроке после того, как озвучена тема урока. Те, кто записал, подходят к дереву и при помощи магнита прикрепляют листья к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои листочки к дереву, учитель озвучивает их. После озвучивания целей учитель систематизирует их. Примечание: Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания. Метод позволит учителю лучше понять класс и каждого ученика, полученные результаты учитель сможет использовать при подготовке и проведении последующих уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Учащимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания от урока. На этапе
«Интерактивная лекция»
(передача и объяснение информации) часто использую
метод активного обучения «Инфо-угадайка»
[2]. Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Группы: все участники. Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока. Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры. Проведение: Учитель даёт задание. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором сейчас пойдет речь в ходе урока. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем в ходе работы в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу работы. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. На этапе
«Эмоциональная разрядка» (разминка)
можно использовать
метод «Земля,

воздух, огонь и вода»
, позволяющий снять усталость, напряжение. Цель - повысить уровень энергии в классе. Численность - весь класс. Время - 2 минуты. Проведение: Учитель просит учащихся по его команде изобразить одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду.
Воздух.
Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно 2016 год Страница 5
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательноебюджетное бюджетное учреждение «Салымская СОШ № 2» впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше - к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота - естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля.
Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель - по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь.
Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода.
Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущим. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы - кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Метод «Дерево».
Учитель: «Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево - могучий дуб. Корни - ваши ноги - крепки и устойчивы, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Тело - ствол - ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Руки - ветви - свободно колышутся вдоль ствола, пальцы - листья - легко шелестят, слегка задевая друг друга. Голова - крона - чиста и свежа. Вы прекрасное могучее дерево. Вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится!». Примечание: Если учитель сам принимает участие в упражнениях, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
На этапе «Закрепление содержания темы» -

Метод «Карта группового сознания»
Цель: анализ существующей проблемы. Поиск решений. Численность: малые группы по 4 человека. Время: 12 минут. Материал: большие листы ватмана, фломастеры, магниты. Проведение: учитель разделяет участников на небольшие группы. Каждая группа берет по листу ватмана и фломастеры. Учитель формирует проблему. Каждая группа записывает ее в центре листа в круге. Далее участники в группах начинают обсуждать положения, которые могут помочь решить проблему. Все идеи, которые возникают, отмечают вокруг круга с проблемой. Чем более важной является идея, тем ближе она располагается к центру и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Если возникают 2016 год Страница 6
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательноебюджетное бюджетное учреждение «Салымская СОШ № 2» косвенные идеи, то они пишутся в стороне от основного положения и соединяются лучами с ним. По окончанию работы в группах, каждая группа вывешивает свои «карты группового сознания» на стену и представляют свою карту. (Я заранее заготавливаю небольшие карточки разных цветов, на уроке раздаю учащимся и прошу объединиться в группы по цвету карточек). Как эффективное средство развития, обучения и общения
на этапе «Домашнее задание»
вместо АМО я взяла высказывание Бенджамина Дизраэли: «Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, - это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства».
На этапе «Рефлексия»
-
«Метод лукошко»
Цель: рассказать о своих впечатлениях от урока, настроении. Численность - весь класс. Время -3 минуты. Проведение: Учитель проходит по кругу с лукошком, в котором находятся вырезанные из бумаги человечки (улыбающийся, грустный, задумчивый). Количество человечков должно превышать количество учеников. Учащиеся берут по одному человечку, когда все разобраны, учитель предлагает каждому сказать, какой рисунок соответствует вашему настроению от урока. В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения для различных этапов урока. Суть методов понятна из их названия. На своих уроках я применяю и авторские, и собственные, и адаптированные активные методы обучения. На этапе планирования урока с использованием АМО педагог формулирует не только цели обучения. Такой принцип, как воспитание через предмет, в этих технологиях находит свое прямое воплощение. Поэтому не важно, планируете ли вы урок математики, физики или литературы - в процессе урока обучающиеся будут достигать и цели изучения вашего предмета, и цели воспитания, развития и социализации. Это будет совершенно правильным, поскольку перед школой все перечисленные цели поставлены и достижением их должен заниматься не только классный руководитель, а весь школьный коллектив. Заниматься воспитанием, развитием, социализацией ребенка необходимо в течение всего школьного дня, а не только на редких классных часах. Именно тогда мы можем обоснованно рассчитывать на реальные успехи школьного образования. И технология активных методов обучения будет надежным помощником на этом пути. Применение активных методов обучения на уроках литературы позволяют:  стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;  согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;  обеспечивать приобретение учащимися жизненно важных навыков и качеств;  воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу. 2016 год Страница 7
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательноебюджетное бюджетное учреждение «Салымская СОШ № 2» Литература 1. Д.Н. Кавтарадзе «Обучение и игра». Москва: Просвещение, 2009 г. 2. Электронный сборник «Копилочка активных методов обучения» 3. httр://mоi-univеrsitеtаmо 4. edu-reforma 2016 год Страница 8