"Использование нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"

Автор: Садекова Ольга Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 39"
Населённый пункт: г.Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
Дата публикации: 10.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«
Использование нетрадиционных методов

в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».
« Истоки способностей и дарований детей лежат на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А Сухомлинский. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребенка здоровой речи. Многие учёные (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина, В. М. Бехтерева и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Данные исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Естественно, что этот факт должен быть использован в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи детей особенно. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения и формированию правильных артикуляционных укладов у детей со сложной дизартрией носит длительный характер, а иногда длительное время сложные звуки так и не появляются в речи. Комплексная педагогическая система, включающая логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, работу над дыханием и просодическими компонентами, преодоление артикуляторных нарушений не всегда является действенным методом. Для меня, как для педагога встала задача, как сделать занятия с детьми более интересными, разнообразными, в тоже время продуктивными для ребенка, чтобы максимально задействовать мелкую моторику рук, тем самым стимулировать созревание речевой зоны коры головного мозга добиться более быстрых результатов коррекции речи. Хочется увлечь своего воспитанника , вызвать положительные эмоции, заинтересовать . Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств, в коррекционной, логопедической работе с детьми. Поиск путей совершенствования коррекционной работы привел нас к использованию метода Су-Джок терапии. Впервые Су-Джок акупунктура была представлена в России на международном конгрессе по альтернативной медицине в 1991г. Су-Джок терапия – основана на незыблемых законах природы. Это уникальное открытие, автором которого является всемирно известный ученый из Сеула профессор Пак Чжэ Ву. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 2-м веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев рук и ног приводят к гармоничному отношению тела и разума, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Су-Джок акупунктура это синтез методов лечения и восстановления, основанный на определенных философских принципах и направленный на исцеление человека. Су – это рука, Джок – это стопа – уникальные зоны скопления нервных рецепторов. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на пальцы рук и ног. Он утверждал, что воздействие на множество 1
рецепторов, находящихся на пальцах рук и ног посылают импульсы в центральную нервную систему человека, тем самым можно воздействовать на внутренние органы. Это повышает функциональную активность головного мозга, тем самым непосредственно воздействуя на речевые центры, активизируя и расслабляя. В наше время существуют тренажеры для массажа пальцев рук и ног, которые я использую в своей работе (приложение №1). Это шарик с шипами – прокатывая его между ладонями, массируя мышцы рук. Так же можно воздействовать на пальцы и ступни ног этот массаж называется платарным. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Одев его на пальчик и двигая вперед и назад можно воздействовать на большое количество рецепторов, находящихся на пальцах, как рук, так и ног, тем самым посылая импульсы в центральную нервную систему человека и непосредственно воздействуя на речевой центр. На стопе, как и на ладони, расположено множество акупунктурных точек. Массируя шариком стопу или ладонь можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно связанные с точками, расположенными на стопе и ладони. Проанализировав методику Су-Джок терапии, изучив литературу по проблеме речевых нарушений, также использовав результативность моего личного опыта работы с использованием традиционных методов: пальчиковая гимнастика, логоритмика, манипуляции с различными предметами, и т.д., выявило возможность и необходимость использовать и сочетать в коррекции речевой патологии у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов таких, как и Су-джок терапия. Использование элементов Су-Джок терапии необходимо комплексно, поэтому предложила использовать Су-Джок терапию в работе узких специалистов, педагогов и родителей совместно. Мною разработаны игровые упражнения, сочетающие в себе физические упражнения с элементами массажа Су-Джок и речевого сопровождения (приложение№2). Составлена картотека пальчиковых игр с применением массажа колючими шарами Су- Джок (приложение №3). Так же составлен комплекс упражнений с использованием массажных шариков, согласно лексической теме недели, соответствующей программе старшей и подготовительной коррекционных групп. На протяжении всей недели воспитатели используют данные упражнения в повседневной деятельности детей в качестве пальчиковой гимнастики, физкультминутки в свободной игровой деятельности. Упражнение с элементами Су-Джок терапии используются как часть непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, а так же как гимнастика после сна. Таким образом, проведя большую комплексную работу, продиагностировав детей на конец года, мы сделали вывод, что нетрадиционные методы в коррекционной работе способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают функциональную базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной, целенаправленной речевой работы с ребенком. Прослеживается позитивная динамика произносительной стороны речи. Быстрее устраняются искажения в произношении звуков. В группе снизилась заболеваемость детей. 2
Применение этих методов позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий в условиях детского сада. Уже на первых этапах Су- Джок терапии у детей с гипертонусом речевой мускулатуры исчезает спастичность, выполнение артикуляционных упражнений становится более целенаправленным и точным. Уменьшается аммимичность в лицевой мускулатуре и мимика приобретает большую выразительность. Таким образом, Су-Джок терапия, как дополнительный метод в сочетании с общепринятыми приемами в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволяет добиться положительных результатов в развитии дошкольников.
Приложение №1
«Ежики»
Приложение №2

«Прогулка в лес»

фрагмент интегрированного занятия с элементами Су-Джок терапии
. 1-2-3-4-мы шагаем, мы шагаем /Ходьба с высоким поднятием колен. Выше ножки поднимаем. Через камешки и кочки /Ходьба на носочках. Через ямки и пенечки. 1-2-3-4-мы в лесу, а не в квартире Вот нашли мы под кустом Мха большой комочек /Дети берут в руки массажные шарики. В руки мы его берем И игру с ним заведем. 1-2-3-4-5-поиграем с ним опять Мы комочек потрясем. /Трясут шарик в руках В ручках мы его помнем, / Сжимают В ладошках покатаем. /Круговым движением катают в ладонях И в речке искупаем. /Приседают, катают по полу На солнышке погреем. /Держат шарик на вытянутых руках И ветерком его овеем. /Подуть на шарик Педагог – Ну что, ребята, домой пойдем? Дети – Да! (с восклицанием). Педагог – А комочек мха с собой возьмем? Дети – Да! (с восклицанием). Мы шагаем, мы шагаем /Ходьба с высоким поднятием колен. Выше ножки поднимаем. Через камешки и кочки /Ходьба на носочках. Через ямки и пенечки. Тут присядем отдохнуть. /Садятся на пол, вытягивают ноги. Ведь нелегок этот путь. Ох, устали наши ножки. /Погладить ножки. Отдохнем сейчас немножко. 3
Пальчики расслабим, /Пошевелить пальчиками ног. Отдохнуть мы их заставим. Мхом потрем мы наши ножки. /Массаж ступней шариком (большого Ведь устали мы немножко. пальца). В водичке поболтаем. /Пошевелить пальчиками ног. И дальше пошагаем. /Встать в круг. Мы шагаем, мы шагаем /Ходьба с высоким поднятием колен. Выше ножки поднимаем. Через камешки и кочки /Ходьба на носочках. Через ямки и пенечки. Попрощаемся с друзьями, А потом вернемся к маме.
Приложение №3

Стихи сопровождаются прокатыванием массажного шарика по ладоням.
Для детей дошкольного возраста, чтобы процесс массажа не показался им скучным, я массажный шарик обозначила как «ёжика» и использую во время массажа стихотворения под общим названием «ёжик на прогулке». При работе с определённым звуком во время массажа, проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. Тем самым происходит автоматизация поставленного звука в речи. Работая над развитием фонематического слуха даю ребенку стихотворение со сходными по акустическим признакам звуками.
« Ёжик на прогулке».
Свернулся ёжик клубком Покатился кувырком. По ямкам и кочкам. По тропкам и мосточкам. Мимо ёлок и клёнов Мимо кедров зелёных. По мягкой травке. По жёсткому песку. Глубокого оврага Крутому бережку. Вокруг горок и бугорков. Вдоль речек и ручейков. Мимо белки с шишкой. Мимо косолапого мишки. Мимо кукушки. И остановился на опушке.
С
Ёжик утром проснулся Солнышку улыбнулся 4
Чистой росой умылся Вкусной сушкой подкрепился. Ес-ес-ес, ес-ес-ес Отправился гулять в лес. В лесу с лисой повстречался Лису сильно испугался СА-са-са, са-са-са Ох, не съела бы лиса. От испуга свернулся клубком Покатился с бугра кувырком. Сы-сы-сы, сы-сы-сы Покатился скорей от лисы. Катился, катился И под кустом притаился. Посидел, посидел под кустом. В свою норку пустился бегом.
З
Ёжик в деревню забрёл Увидел зелёный забор За забором пёс Трезорка Заливался лаем звонко. А коза и козлятки Занимались зарядкой. А Зоя садила розы Возле кудрявой берёзы А Лиза незабудки Возле Трезоркиной будки. А бабушка Зина Корзину взяла По землянику пошла И ёжик за ней засеменил Он тоже землянику любил.
Ж
Идёт ёжик по дорожке К своему дружку ужу. Жу-жу-жу, жу-жу-жу К своему дружку ужу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа День рожденья у ужа. Уж позвал к себе на ужин Жабу, ёжика, стрижа. Жи-жи-жи, жи-жи-жи 5
Ёжик весело бежит Жу-жу-жу, жу-жу-жу Пирожок несёт ужу. Пирожок с черникой И свежей ежевикой.
Ш
Ша-ша-ша, ша-ша-ша Шёл ёжик не спеша Ша-ша-ша, ша-ша-ша К мышатам-малышам. К мышонку Паше И мышке Маше. Их мама-мышка Напекла пышки. Ши-ши-ши, ши-ши-ши Вышли пышки хороши. Шёл ёжик, шёл Носиком повёл Унюхал Мышкины пышки Побежал вприпрыжку. Ош-ош-ош, ош-ош-ош Очень запах был хорош.
Ч
Ёж к черепахе на чай собрался Четыре часа до неё добирался В гостях ел калачи, чай пил. Так и вечер наступил. Еж с черепахой простился, К ручейку спустился. Увидел лодочку у ручья И спросил её: ты чья? Ответила лодочка хохоча: Я ничья! Совсем ничья! Плыву худа хочу. Хочешь, тебя прокачу? Прокачу по ручью. Быстро домой домчу. Ёж на лодочку вскочил И домой поплыл. Добрался за полчаса. 6
Что за чудеса?!
Л
Ёжик шёл, шёл, шёл, Ёжик шёл, шёл, шёл И до ёлочки дошёл Ол - ол- ол, ол- ол- ол И до ёлочки дошёл. Что за чудо ёлка- Колкая иголка. Ла- ла- ла, Ла- ла- ла Как ты ёлочка мила. Ол-ол-ол, ол-ол-ол. Ёжик ёлку обошёл. Ол-ол-ол, ол-ол-ол. Снова ёлку обошёл. Ил-ил-ил, ил-ил-ил Долго ёжик так ходил. Ул-ул-ул, ул-ул-ул И под ёлочкой заснул.
Л
Лодка по волнам плывёт Лодка ёжика везёт. Ёжик в лодке сладко спал. Ёжик с лавочки упал. Покатался, покатался, Покатался, покатался Вновь на лавочку поднялся. Волна лодку подхватила, С боку на бок наклонила. Ёжик тоже наклонился, Вновь упал и покатился. Долго лодочка плутала. Долго ёжика катала. Наконец-то доплыла. Ёжик выскочил из лодки И запел: ла-ла-ла-ла!
Р
Ру-ру-ру, ру-ру-ру Проснулся ёжик поутру. Выбрался из норки Пробежался вокруг горки. 7
Попрыгал, покружился, В ручейке умылся Позавтракал черникой И красной брусникой. Побежал к другу бобру Играть в новую игру. Ра-ра-ра, ра-ра-ра На пути стоит гора. Ёжик на гору забрался. С горы скатиться собрался. Свернулся в клубок. По кочкам прыг да скок. Прикатился к запруде бобра. Ура! Ура! Ура! - Еж, еж, Где живешь? Еж, еж, Что несешь? - Я живу в густом лесу, В норку яблоки несу, Буду яблоки делить, Своих деток кормить. *** Жил на опушке лесной Ёжик под старой сосной. Шишки ходил собирать, Чтобы с ежонком играть. *** Ёжик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал еноту ёж: - Ты мне спинку не потрёшь? *** Разговор с ежом - Что ж ты, еж, Такой колючий? - Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки да медведи! ***
Стишки, сопровождаемые массажными движениями колечка

одетого на палец.
Покатилось, покатилось /одеть попеременно на каждый палец колечко, 8
Олино колечко прокатывая его то вверх, то вниз. Покатилось, покатилось С нашего крылечка, Покатилось вкривь и вкось И на землю улеглось. /снять колечко с пальчика. *** Мы на пальчиках считали /проводить движения массажным колечком И ужасно хохотали: /вверх вниз, на каждый пальчик. Разве это пальчики? Это ж просто мальчики! Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? - спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: -Во! Указательный поманит, Погрозит, укажет путь, А потом в носу застрянет: Где-то ж надо отдохнуть! Средний палец – злой мальчишка. Щелкнет по лбу – будет шишка, Щелк по шару – лопнет шар, Щелк – и в обморок комар. Безымянный до утра Выбирает имена: Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева? Мальчик-с-пальчик? Карабас? Все уж было тыщу раз! Надоело, спать пора, Лучше выберу с утра! А мизинец – мой любимец! Поведу его в зверинец, Эскимо ему куплю – Очень маленьких люблю! *** У девочек и мальчиков /поочередно массировать массажным На руке пять пальчиков: кольцом пальцы рук. Палец большой - парень с душой, Палец указательный - господин влиятельный, Палец средний - тоже не последний. Палец безымянный - с колечком ходит чванный, Пятый - мизинец, принёс вам гостинец. 9