Напоминание

"Математика. 1 класс"

Автор: Клименко Алла Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 6"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Математика. 1 класс"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рабочая учебная программа по математике

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г. 2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации. 3. Примерные программы по учебным предметам общеобразовательных учреждений. 4. Программа курса «Математика». 1 класс. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. – М. : АСТ : Астрель, 2011. – 479, [1] с. – (Планета знаний). Рабочая программа по математике соответствует учебному плану школы в 1 классе. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета «математика»; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «английский язык»; 6) содержание учебного предмета; 7) учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы начального образования 9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Важнейшие задачи образования в начальной школе ( формирование предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. .
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:  создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;  сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;  обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;  сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;  сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;  сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;  выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер. В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности , однако при этом необходимо понимать, что .
необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий. При организации работы с учащимися приоритетными являются следующие формы и методы организации деятельности обучающихся, в том числе и нетрадиционные: Формы Методы и технологии Уроки-исследования Уроки-презентации Уроки-практикумы Математические турниры Игровые уроки
Технология проблемного диалога
Частично-поисковый Проблемно-поисковый Самостоятельной деятельности Технология исследовательской деятельности Технология уровневой дифференциации и индивидуализации Метод проектов Объяснительно-иллюстративные методы
Контроль за усвоением знаний
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ н а этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы. Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними. Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для контрольных работ (2 –4 кл.) . Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). .
Промежуточный и итоговый контроль результатов освоения программы осуществляется в следующий видах и формах: Виды контроля Формы контроля Текущий (промежуточный) математические диктанты, зачёты, тематические тесты Итоговый контрольная работа
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс математики, являясь частью учебно-методического комплекта «Планета знаний» отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. Математика как наука, расширяет общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, способствует развитию воображения, творческого и логического мышления, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира. Наряду с этим она воспитывает такие качества, как настойчивость, объективность. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

математическое развитие младшего школьника - фор мирование способности к интеллектуальной деятельности (ло гического и знаково- символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

освоение начальных математических знаний - понима ние значения величин и способов их измерения; использова ние арифметических способов для разрешения сюжетных си туаций; формирование умения решать учебные и практичес кие задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

воспитание критического мышления, развитие интереса к математике, стремления использо вать математические знания в повседневной жизни. Содержание курса направлено на решение следующих
задач
, предусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах: - научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; - создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов; - приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; - научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные. .

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно базисному плану школы на изучение математики в 1 классе выделяется 132 ч, (4 ч в неделю, 33 учебные недели). Тематическое планирование включает следующие разделы и соответствующее количество часов. № раздела Название раздела Количество часов 1 Общие свойства предметов и групп предметов 10 2 Числа и величины 30 3 Арифметические действия 45 4 Текстовые задачи 15 5 Геометрические фигуры и величины 20 6 Работа с данными 12 Всего 132
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
1.
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в приро де и в обществе (хронология событий, протяжённость по вре мени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
2.
математические представления о числах, величинах, гео метрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
3.
владение математическим языком, алгоритмами, элемен тами математической логики позволяет ученику совершенство вать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опро вергать или подтверждать истинность предположения). 5.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается
формирование

универсальных учебных действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать
предметных,

метапредметных и личностных
результатов
Личностные результаты:

У обучающегося будут сформировны:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе; – понимание значения математики в собственной жизни; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтрольрезультата; – понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – общее представление о понятиях «истина», «поиск истины».
Обучающийся получит возможность для формирования:
– широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – ориентации в поведении на принятые моральные нормы; – понимание важности осуществления собственного выбор; - умения адекватно признавать собственные ошибки.
Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:
– отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеурочной (с опорой на развороты проектной деятельности); – учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; – выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир; – осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; – осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи; - проверять результаты вычислений и исправлять найденные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
– оценить собственные успехи в вычислительной деятельности; – планировать шаги по устранению пробелов; – выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир; .
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия..
Познавательные:

Обучающийся научится:
- анализировать условие задачи ( выделять числовые данные и цель – что известно, что требуется найти); - сопоставлять схемы и условия текстовых задач; - устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице); - осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условие текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи); - сравнивать и классифицировать изображённые предметы и геометрические фигуры по заданным критериям; - понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.
Обучающийся получит возможность научиться:
- наблюдать и делать выводы о результатах вычислений; - видеть аналогии и использовать их при освоении приёмов вычислений; - выполнять вычисления удобным способом (группируя слагаемые или вычитаемые); - конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части; - сопоставлять информацию, представленную в разных видах; - выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные:

Обучающийся научится:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнёра, корректно сообщать товарищу об ошибках; - задавать вопросы с целью получения нужной информации .
Обучающийся получит возможность научиться:
- организовывать взаимопроверку выполненной работы; - высказывать своё мнение при обсуждении задания.
Предметные

результаты:

Обучающийся научится:
- читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100; - выполнять устно сложение, вычитание в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1): - вычислять значение числового выражения (содержащего 2 арифметических действия без скобок); - представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц; .
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; - устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); - выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного); - правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность); - решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого); - описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; - выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок) с помощью линейки; - соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур; - распознавать, называть изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку; - читать и записывать величины (длину), используя основные единицы измерения величин (сантиметр); - измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; - находить длину ломаной и периметр многоугольника; - читать несложные готовые таблицы; - заполнять несложные таблицы. .
Обучающийся получит возможность научиться:
- вычислить значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнение чисел до ближайшего круглого числа); - использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; - сравнивать значения числовых выражений; - решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам; - измерять величины, сравнивать величины. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр).
6. Содержание учебного предмета «Математика»

Общие свойства предметов и групп предметов (10ч)
Свойства предметов (форма, цвет, размер). Сравнительные характеристики предметов по размеру: больше- меньше, длиннее-короче, выше- ниже, шире-уже. Сравнительные характеристики положения предметов в пространстве: перед, между, за; ближе-дальше, слева-справа. .
Сравнительные характеристики последовательности событий: раньше-позже. Сравнительные количественные характеристики групп предметов: столько же, больше, меньше, больше на …, меньше на… .
Числа и величины (30 ч)
Счёт предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 100. Сравнение чисел (знаки сравнения). Числовой ряд, взаимное расположение чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее). Чётные и нечётные числа. Десятичный состав двузначных чисел Масса, единицы массы (килограмм). Вместимость, единицы вместимости (литр).
Арифметические

действия
(45
ч
) Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий). Переместительный закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Таблица сложения в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Сложение и вычитание с числом 0.Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство, неравенство. Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое). Нахождение значения выражения без скобок. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка слагаемых ).
Текстовые

задачи
(15
ч
) Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные. Моделирование текста, содержащего числовые данные. Структура и элементы текстовой задачи(условие, вопрос, числовые данные, неизвестное). Краткая запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи .Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого .
Геометрические фигуры и величины (20 ч)
Пространственные отношения (выше–ниже, длиннее–короче, шире–уже, перед, за, между, слева–справа).Отрезок, ломаная, прямая линия, кривая. Измерение длины отрезка, изображение отрезка заданной длины. Многоугольники: квадрат, прямоугольник, треугольник. Круг. Длина. Единицы длины (сантиметр). Длина ломаной .Периметр многоугольника .Площадь (на уровне наглядных представлений).
Работа с данными (12 ч)
Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись. Сопоставление информации, представленной в разных видах. Таблица (строка, столбец). Табличная форма представления данных. Чтение и заполнение таблиц .
Выполнение практической части
Количество контрольных работ
: 1
(4-я четверть, апрель) .

7. Учебно-тематическое планирование уроков математики
в 1-м классе (1-4) из расчета 4 часов в неделю (132 часа) Основные виды учебной деятельности № урока по п/п № урока в теме Тема урока Дата План Факт.
Давайте знакомиться -
4 ч Сравнивать изображённые предметы, находить сходства и различия. Пересчитывать предметы на рисунке, сравнивать количество предметов в группе (больше, меньше, столько же). Различать геометрические фигуры. Выявлять закономерность в чередовании узоров, воспроизводить и продолжать узор по образцу. Знакомиться с условными обозначениями (в учебнике и в рабочей тетради). 1. 1/6 Часть 1. Знакомство с учебником. 2. 1/1 Форма, цвет, размер. Урок-сказка. 3. 2/1 Пересчитывание предметов. 4. 1/5 Геометрические фигуры.
Личностные универсальные учебные действия
– положительное отношение к урокам математики; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание чувств одноклассников, учителей
Регулятивные УУД:
- знакомство с организацией работы на уроке;
Познавательные УУД:
- актуализация представлений учащихся о сравнении предметов, пересчитывании предметов, о геометрических фигурах; - знакомство с учебником, рабочей тетрадью, условными обозначениями. .

Коммуникативные УУД:
- знакомство с правилами работы в паре.
Предметные результаты обучения:


- осознание необходимости изучения математики как инструмента получения знаний; - сравнение предметов по форме, цвету.. Выделение такого свойства предметов, как форма. Выстраивание хронологической цепочки событий; - сравнение предметов по размеру. Нахождение общих и отличительных признаков предметов. Выделение оснований для сравнения. Овладение навыком порядкового счета предметов; - установление взаимно-однозначного отношения между элементами разных множеств; - актуализация умений пересчитывать предметы, понятий «больше», «меньше» ,«столько же»; - актуализация представлений о геометрических фигурах
Сравниваем предметы – 4 ч
Соотносить количество предметов на рисунке и количество символов (точек, палочек) в тетради. Сравнивать форму, цвет, размер изображённых предметов. Упорядочивать изображённые предметы по размеру. 5. 2/5 Сравнение геометрических фигур. 6. 2/6 Сравнение предметов по форме и цвету. 7. 3/1 Сравнение предметов по высоте. 8. 4/1 Сравнение предметов по длине, ширине. Урок-театрализация. .
Ориентироваться в условных обозначениях учебника и рабочей тетради. Моделировать геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник) из подручного материала (карандаши, счётные палочки). Выявлять закономерность в расположении
Личностные универсальные учебные действия:
- проявлять положительное отношение к изучению математики, интерес к учебному материалу; – понимать значение математики в жизни человека
Регулятивные УУД:
– принимать учебную задачу; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (2-3 действия); – выполнять учебные действия устно, письменно, мысленно
Познавательные УУД:
- формирование умения сравнивать предметы по форме, цвету, размеру (длине, высоте, ширине) и упорядочивать (по размеру) – кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях (с использованием 2-3 знаков или символов, 1-2 операций); – осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков); – проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление);
Коммуникативные УУД:

-
– проявлять интерес к общению; – воспринимать мнения одноклассников о математике; – принимать участие в работе парами и группами; – высказывать свою точку зрения, рассуждать, делать выводы и обобщения; .
– использовать простейшие речевые средства для передачи своего мнения
Предметные результаты обучения:
- сравнение геометрических фигур по форме, размеру и цвету; - знакомство с символическим обозначением предметом, изображённых на рисунке, - знакомство с табличной формой представления информации; - формирование умения упорядочивать предметы по размеру
Считаем предметы – 6 ч
Соотносить названия чисел с количеством предметов и с цифрами. Моделировать цифры из проволоки и с помощью рисунков (геометрических фигур). Устанавливать последовательность рисунков в соответствии с логикой сюжета. Определять положение фигур в таблице , чисел в числовом ряду с помощью слов (после, перед, за, между). Использовать порядковые числительные в речи. Прогнозировать результат игры (в паре) и выстраивать стратегию игры. Наблюдать за положением чисел, обозначающих парные предметы, в числовом ряду. Классифицировать предметы в группе по разным признакам(форма, цвет, размер). Соотносить положение чисел в таблице и схем, ,задающих порядок движения по клеткам таблицы. 9. 1/2 Числа 1,2, 3. 10. 2/2 Числа 4, 5. 11. 3/2 Порядковый счёт. 12. 4/2 Числа 6,7. Урок-викторина. 13. 5/2 Числа 8, 9. 14. 6/2 Числа от 1 до 9.
Личностные универсальные учебные действия:
-– положительное отношение к урокам математики, к школе; .
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.
Регулятивные УУД:
– принимать учебную задачу; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (2-3 действия); – выполнять учебные действия устно, письменно, мысленно; - формирование умения организовывать своё рабочее место.
Познавательные УУД:
– кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций); – на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений; – строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме (2-3 предложения); – осуществлять анализ объект(с выделением 2-3 существенных признаков); ; – проводить сравнение (последовательно по 2_3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление); – под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; – под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий луч, прямая, отрезок);
Коммуникативные УУД:
- формирование умений слушать учителя, отвечать на поставленный вопрос.
Предметные результаты обучения:

-
формирование умений называть и записывать числа от 1 до 9; - формирование умения соотносить от 1до 9 с цифрами и с количеством предметов; - актуализация представлений учащихся о порядковом счёте, использование порядковых числительных в речи (без термина).
Сравниваем числа –7ч
Сравнивать числа: 1) разбивая предметы в группах на пары, 2) с помощью числового ряда; Читать равенства и неравенства, использовать знаки 15. 5/1 Сравнение количества предметов. 16. 7/2 Сравнение чисел. Знаки >, < , =. Урок-соревнование. .
>, <, = при письменной записи равенств и неравенств. Увеличивать и уменьшать число на 1, называя следующее и предыдущее число. Восстанавливать пропущенные числа в числовом ряду. Определять с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по отношению с другой. Наблюдать на рисунках и схемах закономерность 17. 8/2 Равенство и неравенство. 18. 9/2 Принцип построения числового ряда. Следующее число. 19. 10/2 Принцип построения числового ряда. Предыдущее число. 20. 11/2 Сравнение чисел с помощью числового ряда. Урок-сказка. 21. 6/1 Сравнение количества предметов.
Личностные универсальные учебные действия:
– проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики; – понимать значение математики в жизни человека.
Регулятивные УУД:
- формирование умения выполнять задания, следуя инструкции, данной учителем; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – овладевать умениями выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
Познавательные УУД:
- формирование умения наблюдать и видеть закономерности; - формирование первоначальных представлений о принципе построения (каждое следующее число больше предыдущего на 1); .
- формирование умения моделировать условие задания.
Коммуникативные УУД:
- формирование умений: - использовать в речи понятия «больше», «меньше», «столько же», «неравенство», «равенство», «следующее число», «предыдущее число»; - записывать результат сравнения чисел с помощью знаков >, <, =. - формирование умения соблюдать очерёдность действий при работе в паре.
Предметные результаты обучения:
- формирование умений сравнивать числа ( с помощью составления пар, с помощью числового ряда); - формирование умений увеличивать и уменьшать числа на 1.
Рисуем и измеряем –10 ч
Различать отрезок., ломаную, замкнутую и незамкнутую линии, отличать многоугольник от других ломаных. Проводить с помощью линейки прямые линии, ломаные, отрезки. Измерять длину отрезка (в сантиметрах) с помощью измерительной линейки. Тренировать письмо цифр. Сравнивать числа от 0 до 10. Увеличивать и уменьшать числа на 1. Восстанавливать пропуски в числовом ряду, пропущенные числа в неравенстве. 22. 3/5 Точка, отрезок. Распознавание геометрических фигур. 23. 4/5 Линии. 24. 5/5 Отрезок и ломаная. Урок-театрализация. 25. 6/5 Многоугольники. 26. 7/5 Ориентирование на плоскости и в пространстве (лево – право). 27. 12/2 Числа 0,10. 28. 8/5 Измерение длины. Урок-викторина. 29. 9/5 Измерение длины отрезка. 30. 3/6 Числовой луч Ориентация на числовом луче). .
Ориентирование на листе бумаги, выполняя указания учителя. Описывать линии, используя слова прямые, кривые, пересекаются ,не пересекаются . Наблюдать за свойствами геометрических фигур, определять сходства и различия, делать выводы. Моделировать процесс движения на числовом луче. 31. 4/6 Закрепление изученного. Расставляем по порядку.
Личностные универсальные учебные действия:
– проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики; – понимать значение математики в жизни человека.
Регулятивные УУД:
- формировать умений организовывать своё рабочее место; - формирование умений выполнять задание, следуя инструкции, данной учителем .
Познавательные УУД:
- формирование умений наблюдать за свойствами геометрических фигур, делать выводы; - формирование умений понимать схемы; - формирование умений восстанавливать пропуски в записи; - формирование умений разбивать фигуру на части ( «Мозаика заданий»).
Коммуникативные УУД:
- формирование умений использовать в речи названия геометрических фигур (треугольник, четырёхугольник многоугольник, отрезок, ломаная; - формирование умения слушать партнёра при работе в паре.
Предметные результаты обучения:
.
- формирование представлений о линиях, многоугольниках, умения распознавать на рисунках отрезок, ломаную, многоугольник; - формирование представлений о числах 0 и 10, их месте в числовом ряду; - формирования умения использовать линейку для вычерчивания отрезков, измерения длины отрезка; - закрепление представлений о числовом ряде, сравнении, увеличении и уменьшении чисел.
Закрепление – 3 ч
Отмечать числа на числовом луче, сравнивать , увеличивать и уменьшать числа с помощью числового луча. Восстанавливать деформированный числовой ряд. Определять закономерность в чередовании чисел и восстанавливать пропуски. Зрительно выделять заданные фигуры на геометрическом чертеже. Чертить прямые и ломаные с помощью линейки. 32. 7/1 Сравнение чисел. Как будем сравнивать. Урок-соревнование. 33. 13/2 Принцип построения числового ряда (предыдущее и следующее числа). 34. 10/5 Построение кривых, ломаных.
Личностные универсальные учебные действия:
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; - понимать значение математики в жизни человека.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (2-3 действия); – выполнять учебные действия устно, письменно, мысленно.
Познавательные УУД:
- формирование умения наблюдать и видеть закономерности; - формирование первоначальных представлений о принципе построения (каждое следующее число больше предыдущего на 1).
Коммуникативные УУД:
.
- формирование умений использовать в речи названия геометрических фигур (треугольник, четырёхугольник многоугольник, отрезок, ломаная; - формирование умения слушать партнёра при работе в паре.
Предметные результаты обучения:
- формирование представлений о линиях, многоугольниках, умения распознавать на рисунках отрезок, ломаную, многоугольник; - формирование представлений о числах 0 и 10, их месте в числовом ряду; - формирования умения использовать линейку для вычерчивания отрезков, измерения длины отрезка.
Учимся складывать и вычитать –14 ч
Составлять числовые равенства, иллюстрирующие состав однозначных чисел. Использовать знаки + и - для записи сложения и вычитания. Выполнять сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на наглядность разной степени абстрактности (рисунки, схемы, геометрические модели чисел). Использовать при сложении знание переместительного закона, при вычитании взаимосвязь сложения и вычитания. Восстанавливать равенства: подбирать пропущенные числа, выбирать знак + или - в соответствии со смыслом равенства. Решать задачи в 1 действие на нахождение суммы и остатка. 35. 1/3 Сложение. 36. 2/3 Вычитание. Урок-игра. 37. 3/3 Состав числа 3. 38. 4/3 Состав числа 4. 39. 5/3 Состав числа 5. 40. 6/3 Перестановка чисел в сумме. 41. 7/3 Состав числа 6. 42. 8/3 Состав числа 7. 43. 9/3 Закрепление изученного. Состав чисел. 44. 10/3 Состав числа 8. 45. 11/3 Состав числа 9. 46. 12/3 Чётные и нечётные числа. 47. 13/3 Состав числа 10. .
Читать схемы, иллюстрирующие количество предметов. Классифицировать предметы в группе по разным основаниям. Соотносить количество изображённых предметов со схемой, схему с числовым равенством, числовое равенство с рисунком. Обозначать количество предметов символами. Наблюдать за перестановкой слагаемых в равенствах, за взаимосвязью действий сложения и вычитания, делать выводы, использовать их при вычислениях. Моделировать состав чисел с помощью геометрических фигур на бумаге в клетку. 48. 5/6 Закрепление изученного (сопоставление рисунка, схемы и числового выражения).
Личностные универсальные учебные действия:
- проявление устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения поставленных задач; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Регулятивные УУД:
- формирование умений формулировать цель урока с помощью учителя; - формирование умений использовать заданные учебные ориентиры (например, перестановку слагаемых при вычислениях. .

Познавательные УУД:
- формирование умений наблюдать, видеть закономерности, делать выводы; - формирование умений сравнивать и классифицировать предметы; - формирование умений моделировать состав чисел с помощью геометрических фигур.
Коммуникативные УУД:

-
формирование умений использовать в речи понятия «сумма», «разность», использовать знаки + и - для записи сложения и вычитания; - формирование умений сотрудничать с товарищами при работе в паре (обмениваться информацией , объединять результаты).
Предметные результаты обучения:
- знакомство с составом чисел; - формирование представлений о смысле действий сложения и вычитания и их взаимосвязи; - формирование представлений о правиле перестановки чисел в сумме; - формирование умений выполнять сложение и вычитание на основе знания состава чисел; - знакомство с чётными и нечётными числами, порядком их чередования в числовом ряду.
Увеличиваем и уменьшаем – 10 ч
Выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом ситуации, вопроса, условия задачи. Выполнять сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на схемы (числовой луч, модель числового ряда). Считать двойками до 10 и обратно, опираясь на знание о чередовании чётных и нечётных чисел в числовом ряду. Прибавлять и вычитать 3, 4 с опорой на модель числового ряда. Выполнять вычисления по частям (прибавить 3 – то же самое, что прибавить 1 и 2. 49.
6/6
Выбор арифметического действия. 50. 7/6 Сложение и вычитание с помощью числового луча. 51. 14/3 Счёт двойками. 52. 15/3 Прибавление и вычитание числа 2. 53. 16/3 Прибавление и вычитание чисел 1 и 2. 54. 17/3 Сложение с числами 3 и 4. 55. 18/3 Вычитание чисел 3 и 4. 56. 1/4 Решение задач. .
Составлять на основе вычислений таблицу сложения, пользоваться таблицей сложения как справочным материалом. Моделировать условие текстовой задачи с помощью простой схемы ( 1 символ – 1 предмет). Использовать обобщённые способы вычислений ( чтобы прибавить число 2 к нечётному числу, нужно назвать следующее нечётное число и т. д.). Соотносить равенство со схемой движения по 57. 19/3 Связь арифметических действий с увеличением/уменьшением чисел. 58. 8/6 Закрепление изученного (работа с таблицами).
Личностные универсальные учебные действия:
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.
Регулятивные УУД:

-
формирование навыков самоконтроля результатов вычислений , освоения табличных случаев сложения и вычитания, выявления пробелов в знаниях и определения мини –задач по освоению вычислений в пределах 10; - различать способ и результат действия; постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся.
Познавательные УУД:
- формирование умений использовать модель числового ряда в качестве опоры при вычислениях; - формирование умений использовать логические опоры при вычислениях и решении задач; - формирование умений наблюдать, видеть закономерности , делать выводы. - формирование умений моделировать условия задач. .

Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять выбор арифметического действия (результат действия); - формирование умений слушать партнёра.
Предметные результаты обучения:
- формирование представлений о связи сложения с увеличением, вычитания - с уменьшением; - формирование умения осознанно выбирать арифметическое действие при решении задач; - освоение технологии вычислений в пределах 10с опорой на модель числового ряда.
Закрепление и проверка – 4 ч
Выполнять вычисления в пределах 10. Решать задачи на нахождение суммы и остатка. Наблюдать над результатами арифметических действий и делать выводы (например, при сложении 59. 20/3 Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 10. 60. 14/2 Закрепление и проверка. 61. 11/5 Закрепление. Выделение заданных фигур на геометрическом чертеже. .
двух одинаковых чисел получается чётное число; при сложении соседних чисел в ответе – нечётное число; при вычитании соседних чисел в ответе – 1 и т. д.). Контролировать результаты вычислений с опорой на результаты наблюдений. Оценивать свои умения складывать числа в пределах 10. Применять знания в нестандартной ситуации (определять закономерность в чередовании чисел и восстанавливать пропуски; соотносить условие 62. 9/6 Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на таблицу сложения.
Личностные универсальные учебные действия:

-
проявление устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения поставленных задач; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Регулятивные УУД:
- различать способ и результат действия; - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата ;
Познавательные УУД:
.
- сопоставлять схему, рисунок и текст; - использовать модель числового ряда при вычислениях; - использовать простейшие логические умозаключения; - осуществлять синтез числового выражения; - конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до до заданной геометрической фигуры.
Коммуникативные УУД:
- формирование умений сотрудничать с товарищами при работе в паре (обмениваться информацией , объединять результаты); - формирование умений корректно оценивать активность партнёра , правильность его ответов.
Предметные результаты обучения:
- формирование умения понимать смысл действий сложения и вычитания; - формирование умения понимать взаимосвязь действий сложения/вычитания; - формирование умения понимать переместительное свойство сложения; - закрепление знаний состава чисел первого десятка.
Рисуем и вырезаем – 2 ч
63.
12/5
Практическая работа «Симметрия». .
Объяснять сходство и различие квадрата и ромба, квадрата и прямоугольника. Различать квадраты и прямоугольники среди других прямоугольников. Вырезать симметричные фигурки из сложенного листа бумаги. Определять опытным путём ( с помощью сгибания)число осей симметрии у квадрата. Определять на глаз ось симметрии равнобедренной трапеции, круга, прямоугольника, ромба. Обсуждать число осей симметрии у этих фигур. Определять, верно ли построено симметричное изображение. Находить равные фигуры среди изображённых: на глаз, с помощью кальки, с помощью измерений. 64. 13/5 Равенство фигур.
Личностные универсальные учебные действия:
- адекватная мотивация учебной деятельности; - проявление устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения поставленных задач.
Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место; - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах; - использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД:
- формирование умений наблюдать, экспериментировать с геометрическими фигурами (выявлять эмпирическим путём равенство фигур, симметричность фигур).
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы; - обращаться за помощью; .
- формулировать свои затруднения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Предметные результаты обучения:
- формирование умения вырезать симметричные фигурки из сложенного листа бумаги; - формирование умения различать квадраты и прямоугольники среди других четырёхугольников; - формирование умения определять на глаз ось симметрии равнобедренной трапеции, круга, прямоугольника, ромба, обсуждать число осей симметрии у этих фигур.
Десятки – 3 ч
Обозначать круглые числа двумя цифрами. Называть круглые числа. Выполнять вычисления в пределах 10 без наглядных опор (рабочая тетрадь). Наблюдать за положением круглых чисел в числом ряду (каждое десятое число). Обсуждать значение слова «десяток», приводить примеры использования слова «десяток» в реальной жизни. Различать число и число копеек. 65.
15/2
Десяток. 66. 16/2 Счёт десятками. 67. 17/2 Счёт десятками.
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика».
Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место; - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; .

Познавательные УУД:

-
формирование первоначальных представлений о десятичном принципе построения системы чисел; - наблюдать за положением круглых чисел в числовом ряду (каждое десятое число); - обсуждать значение слова «десяток», приводить примеры использования слова «десяток» в реальной жизни; - распознавать на рисунках обозначение десятков и обозначение единиц
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы; - обращаться за помощью; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты обучения:
- знакомство с понятием «десяток» и названием десятков; - отработка сложения и вычитания в пределах 10; - решение задач на нахождения суммы и остатка; - сравнение двузначных чисел (круглых десятков).
Как устроены числа – 10 ч
Выполнять вычисления в пределах 10 без наглядных опор. Обозначать второго десятка двумя цифрами. Различать десятки и единицы в записи двузначных чисел. Называть двузначные числа. Сравнивать двузначные числа, ориентируясь: 1) на порядок называния при счёте; 2) на положение в числовом ряду; 3) на количество знаков в записи числа. Решать задачи (нетиповые) с опорой на рисунки. Восстанавливать пропуски в числовом ряду. 68. 18/2 Десятичный состав чисел второго десятка. 69. 19/2 Следующее и предыдущее число. 70. 20/2 Увеличение и уменьшение на 1 во втором десятке. 71. 21/2 Чётные и нечётные числа во втором десятке. 72. 22/2 Порядок следования чисел второго десятка. 73. 2/4 Решение задач. 74. 23/2 Двузначные числа от 20 до 100. 75. 24/2 Десятичный состав двузначных чисел. .
Восстанавливать деформированные равенства (подбирать пропущенное слагаемое, знак арифметического действия). Распознавать на рисунках обозначение десятков и обозначение единиц. Моделировать десятичный состав двузначных чисел. Узнавать двузначные числа в окружающей действительности и правильно называть их ( номер дома, квартиры, этаж, номер автобуса и т. д.). Наблюдать за известными свойствами числового ряда на примере двузначных чисел. 76. 25/2 Сравнение чисел. 77. 8/1 Порядок следования двузначных чисел. Расставляем по порядку.
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к изучению математики; - адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место;
-
контролировать правильность ответов товарища; - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. .

Познавательные УУД:

-
формирование умений применять изученные свойства и приёмы вычислений к двузначным числам; - формирование умений восстанавливать деформированные равенства; - формирование умений достраивать геометрические фигуры и разбивать их на части.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и проверять ответы партнёра при работе в паре, вежливо сообщать об ошибках; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты обучения:
- формирование умений называть, записывать и сравнивать двузначные числа; - формирование преставлений о десятичном составе двузначных чисел; - отработка сложения и вычитания в пределах 10; - решение задач на нахождения суммы и остатка.
Закрепление и проверка – 3 ч
Обозначать круглые числа двумя цифрами. Называть круглые числа. Выполнять вычисления в пределах 10 без наглядных опор. Моделировать десятичный состав двузначных чисел. 78. 26/2 Закрепление изученного. Вспоминаем, повторяем. 79. 9/1 Закрепление изученного. Проверочные задания. Больше, меньше, столько же. 80. 10/6 Закрепление изученного. Математический тренажёр. Работа с таблицами.
Личностные универсальные учебные действия:
- адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место; - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. .

Познавательные УУД:
- моделировать десятичный состав двузначных чисел; - распознавать двузначные числа в окружающей действительности и правильно называть их (номер дома, квартиры, этаж, номер автобуса и т.д.).
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы; обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения.
Предметные результаты обучения:
- формирование умения выполнять вычисления в пределах 10 без наглядных опор; - формирование умения восстанавливать пропуски в числовом ряду; - формирование умения сравнивать двузначные числа.
Вычисляем в пределах 20 – 12 ч
Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток. Осваивать сложение и вычитание с числом 0. Решать задачи в несколько действий с опорой на рисунок. Осознанно выбирать знак арифметического действия для решения задачи. Восстанавливать пропущенные числа и знаки действий в цепочке так, чтобы из одного числа получить другое. 81. 21/3 Сложение однозначных чисел с числом 10. 82. 22/3 Вычитание числа 10 из чисел второго десятка. 83. 23/3 Сложение и вычитание с числом 0. 84. 24/3 Сложение в пределах 20 без перехода через десяток. 85. 25/3 Сложение в пределах 20 без перехода через десяток. 86. 26/3 Вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. 87. 3/4 Решение задач на сложение, вычитание. .
Определять длину ломаной: 1) измерять длину и вычислять длину ломаной; 2) вычислять длину ломаной по числовым данным. Сравнивать длины ломаных с помощью вычислений и измерений. Вычислять периметр многоугольника. Определять площадь геометрической фигуры в заданных единицах (клетках тетради, одинаковых квадратах и др.) Сравнивать площади фигур. Читать данные таблицы. Восстанавливать условие задачи по табличным данным. 88. 4/4 Решение задач. 89. 14/5 Длина ломаной. 90. 15/5 Периметр. 91. 16/5 Площадь. 92. 17/5 Закрепление изученного.
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к изучению математики; - адекватная мотивация учебной деятельности..
Регулятивные УУД:
- организовывать
Регулятивные УУД:
своё рабочее место; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок. .
- формировать умения выполнять задания в соответствии с ориентирами, заданными учителем.
Познавательные УУД:
- формировать умения видеть аналогии и вычислять по аналогии; - устанавливать закономерности в ряду чисел, столбиках примеров, наблюдать и делать выводы; - знакомство с понятием «площадь» на уровне наглядных представлений.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты обучения:
- формирование умений выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток (10+3, 13-3, 13-10, 12+3, 15-3); - решение задач на нахождение суммы и остатка (вычисления в пределах 20); - знакомство с понятиями «длина ломаной» и «периметр» и способы их вычисления; - знакомство с понятием «площадь прямоугольника».
Закрепление и проверка – 2 ч
Выполнять вычисления в пределах 20 без перехода через десяток. 93. 27/3 Закрепление изученного. Проверочные задания. 94. 28/3 Закрепление изученного. Математический тренажёр. .
Решать задачи в одно действие на нахождение суммы и остатка. Определять длину ломаной, периметр многоугольника. Читать схемы, иллюстрирующих отношение данных как «частей к целому». Применять знания и умения в нестандартной
Личностные универсальные учебные действия:
- адекватная мотивация учебной деятельности; - положительное отношение к изучению математики.
Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место; - использовать речь для регуляции своего действия; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. - адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для работы с учебником; - принимать участие в учебных играх, прогнозировать результаты хода, определять стратегию игры.
Коммуникативные УУД:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром; - формулировать свои затруднения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. .

Предметные результаты обучения:
- формирование умений обозначать числа второго десятка двумя цифрами; - формирование умения различать десятки и единицы в записи двузначных чисел; - формирование умений решать текстовые задачи.
Простая арифметика –12 ч
.Рассуждать, является ли текст задачей. Придумывать вопросы, исходя из данных задачи. Определять данные по условию задачи, дополнять краткую запись условия числовыми данными. Восстанавливать условие задачи по краткой записи табличным данным. Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток: 1) круглых чисел; 2) двузначного числа с однозначным. Использовать перестановку слагаемых для рационализации вычислений. Сравнивать двузначные числа, ориентируясь на десятичный состав. 95. 5/4 Структура текста задачи. 96. 6/4 Краткая запись условия задачи. 97. 29/3 Сложение и вычитание десятков. 98. 30/3 Сложение и вычитание с круглым числом. 99. 7/4 Решение текстовых задач в два действия. 100. 8/4 Решение текстовых задач на увеличение/уменьшение. 101. 31/3 Значение выражения. 102. 32/3 Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным. 103. 27/2 Сравнение двузначных чисел. 104. 18/5 Сравнение результатов измерения длины. 105. 28/2 Величины. 106.
10/1
Закрепление изученного. Расставляем по порядку. .
Решать задачи в несколько действий (нахождение суммы и остатка), задачи в одно действие на увеличение/уменьшение на несколько единиц. Составлять выражение для нахождения суммы нескольких слагаемых с порой на рисунок. Записывать данные задачи в форме таблицы. Оценивать результат вычислений, отвечая на вопросы: «Хватит ли…», «Можно ли…» и др. Ориентироваться в рисунке-схеме, определять длину пути. Придумывать задания на вычисления при работе в паре. Выполнять задания по аналогии
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к изучению математики; - адекватная мотивация учебной деятельности; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика».
Регулятивные УУД:
.
- формирование умений выделять требование текстовой задачи в качестве цели задания; - формирование умений следовать инструкции, заданной учителем, при решении задач.
Познавательные УУД:
- восстанавливать условие задачи (по таблице, краткой записи); - видеть аналогии и выполнять вычисления по аналогии; - выполнять сложение удобным способом, группируя слагаемые; - формирование навыка смыслового чтения; - систематизация представлений учащихся о величинах и единицах измерения величин.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения понимать обороты речи «больше на…», «меньше на», «столько же», термин «аыражение»; - задавать вопросы по смыслу заданий.
Предметные результаты обучения:
- знакомство с признаками текстовой задачи; - решение задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц; - формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков , двузначного числа с однозначным на основе десятичного состава.
Закрепление и проверка – 2 ч
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток: 1) круглых чисел; 2) двузначного числа с однозначным. Решать задачи в одно действие на увеличение/уменьшение на несколько единиц. 107. 33/3 Закрепление изученного. Проверочные задания. Математический тренажёр. 108. 34/3 Закрепление изученного. Контрольная работа.
Личностные универсальные учебные действия:
- адекватная мотивация учебной деятельности; - положительное отношение к изучению математики. .

Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место; - использовать речь для регуляции своего действия; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. - адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для работы с учебником; - принимать участие в учебных играх, прогнозировать результаты хода, определять стратегию игры.
Коммуникативные УУД:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром; - формулировать свои затруднения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты обучения:
- формирование умений обозначать числа второго десятка двумя цифрами; - формирование умения различать десятки и единицы в записи двузначных чисел; - формирование умений решать текстовые задачи.
А что дальше? – 11 ч
Выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через десяток. Сравнивать значения выражений. Восстанавливать деформированные равенства. Решать задачи в 1 действие на нахождение слагаемого. Осознанно выбирать знак арифметического действия для решения задачи и составлять выражение, опираясь на схему. 109. 9/4 Слагаемые и суммы. 110. 10/4 Решение задач на нахождение слагаемого. 111. 35/3 Сложение двузначного числа с круглым. 112. 36/3 Вычитание круглого числа из двузначного. 113. 37/3 Уменьшаемое, вычитаемое, разность. 114. 38/3 Рациональные приёмы вычислений. 115. 39/3 Дополнение слагаемого до круглого числа. 116. 40/3 Вычисление значения выражений. .
Решать задачи в 2 действия на нахождения суммы и остатка. Рассуждать при решении задач: «Сколько всего прибавили», «Сколько всего вычли». Составлять выражение для решения задачи в несколько действий на нахождение суммы и остатка. Использовать рациональные приёмы вычислений: 1) дополнение до десятка при сложении; 2) группировка слагаемых; 3) группировка вычитаемых. Понимать и использовать в речи термины «сумма», «слагаемые», «разность», «выражение», «значение выражения». Комбинировать числовые данные для получения заданной суммы. 117. 41/3 Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. 118. 11/4 Решение задач. 119. 11/6 Закрепление изученного. Вычисляем в пределах 20 (работа с таблицами и схемами).
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование учебно-познавательной мотивации (положительное отношение к урокам математики); - формирование представлений о связи математики с окружающей действительностью; - формирование умения адекватно воспринимать указания на ошибки. .

Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место; - контролировать результаты вычислений с опорой на алгоритм (десятки складываем с десятками, единицы с единицами; - адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные УУД:

-
формирование умений анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цел ь – что известно, что требуется найти). - читать схемы, иллюстрирующие отношение данных как частей к целому; - знакомство с приёмами вычислений (дополнение до десятка, группировка вычитаемых); - знакомство с плоскими с объёмными и плоскими предметами и фигурами.
Коммуникативные УУД:

-
формирование умений понимать в речи учителя слова «слагаемые», «уменьшаемое», «вычитаемое»; - формирование умений формулировать задачу, заданную таблицей, схемой.
Предметные результаты обучения:
- закрепление освоенных вычислительных навыков; - решение задач на нахождение слагаемого.
Закрепление и проверка – 3 ч
Выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через десяток. Решать задачи в 1 действие на нахождение слагаемого. Осознанно выбирать знак арифметического действия для решения задачи. Определять приблизительно площадь криволинейной фигуры с помощью палетки. Нахождение длины ломаной. Нахождение периметра прямоугольника. 120. 42/3 Закрепление изученного. Проверочные задания. 121. 12/4 Закрепление изученного. Математический тренажёр. Решение задач 122. 43/3 Закрепление изученного. Мозаика заданий. .

Личностные универсальные учебные действия:
– интерес к учебному материалу; – представление о причинах успеха в учебе; – общее представление о моральных нормах поведения; – уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – адекватно воспринимать предложения учителя; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя – принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя .
Познавательные УУД:
- сравнивать и упорядочивать числа, группировать их по заданным критериям, а также устанавливать критерии самостоятельно; - понимать математическую речь (слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, выражение, значение выражения; - выполнять вычисления по аналогии; - анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель – что известно, что надо найти) – ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; – использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи; – читать простое схематическое изображение; – понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций); – на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий; – проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению); – выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий); – под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов.
Коммуникативные УУД:
.
– принимать участие в работе парами и группами; – воспринимать различные точки зрения; – воспринимать мнение других людей о математических явлениях; – понимать необходимость использования правил вежливости; – использовать простые речевые средства; – контролировать свои действия в классе; – следить за действиями других участников учебной деятельности; – выражать свою точку зрения; – строить понятные для партнера высказывания; – адекватно использовать средства устного общения, понимать задаваемые вопросы.
Предметные результаты обучения:
- формирование умений называть, записывать и сравнивать двузначные числа; - формирование умений выполнять сложение двузначных чисел в пределах 100 без перехода через десяток; - формирование умений решать задачи в 1 действие на нахождение суммы, остатка, увеличение/уменьшение на несколько единиц; - осознанно выбирать знак арифметического действия для решения задачи и составлять выражение, опираясь на схему. - рассуждать при решении задач: «Сколько всего прибавили», «Сколько всего вычли». -составлять выражение для решения задачи в несколько действий на нахождение суммы и остатка; - измерять длину отрезка; - вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.
Наглядная геометрия – 2 ч
123. 19/5 Плоские и объёмные предметы. .
Различать плоские и объёмные предметы, плоские и объёмные фигуры. Узнавать объёмные геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки. Соотносить размеры предметов (высота книжки и книжной полки, размеры консервной банки и коробки). Определять число кубиков в изображённой композиции, учитывая невидимые и видимые неполностью. Строить симметричные изображения относительно нескольких осей. 124. 13/4 Задачи на смекалку.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование учебно-познавательной мотивации (положительное отношение к урокам математики); - формирование представлений о связи математики с окружающей действительностью; - формирование умения адекватно воспринимать указания на ошибки.
Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место; - использовать речь для регуляции своего действия; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. - адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные УУД:

-
использовать знаково-символические средства для работы с учебником; - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации ; - использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи; - проводить сравнения по заданным критериям; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - решать комбинаторные и нестандартные задачи; - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов. .

Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - задавать вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения.
Предметные результаты обучения:
- формирование умений различать плоские и объёмные предметы; - формирование умений строить простейшие логические умозаключения .
Повторяем, знакомимся, тренируемся – 8 ч
Называть, записывать, сравнивать двузначные числа. Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Решать задачи на нахождения суммы, остатка, слагаемого, увеличение/уменьшение на несколько единиц. 125. 29/2 Десятки. 126.
30/2
Как устроены числа. 127. 44/3 Сложение и вычитание. 128.
45/3
Сложение и вычитание. 129. 14/4 Решение задач. 130.
20/5
Нахождение площади криволинейных фигур. 131.
15/4
Задачи на смекалку. 132.
12/6
Наши достижения. Сопоставление схемы и текста, таблицы и схемы, краткой записи и схемы.
Личностные универсальные учебные действия:
- проявление интереса к повторению изученного материала; - развитие этических чувств в предложенных в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения; - делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; - приобретение опыта выбирать задание из предложенных, учитывая свои возможности и сложность задания. .

Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний; - расширять представления о числах; - ориентироваться на разные способы выполнения заданий.
Коммуникативные УУД:
- формулировать своё мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению; - формировать умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Предметные результаты обучения:
- закрепление освоенных вычислительных навыков; - решение текстовых задач.
8.

Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов

освоения программы начального образования
Инструментарий планируемых личностных результатов освоения программы начального образования: 1. Типовые задания по оценке личностных результатов (представленные в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение, 2008г.) 2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, представленных в книге: Воспитательный процесс изучение эффективности / под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр ,2003
.
3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов: проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик» - О.А. Орехова, пиктографический тест «Школа» - Баркан А.И. ,Полуянов Ю.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е. Егжаковой (в 1-х классах), 4.Методика исследования эмоционально-психологического климата Карповой Г.Н. ( 4 класс) Социометрия Дж.Морена. .
Цветовой тест отношений. (изучение эмоционально-психологического климата в коллективе) Эткинд
Методы оценки:
фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, возрастно-психологическое консультирование. Инструментарий планируемых метапредметных результатов освоения программы начального образования: 1. Диагностика метапредметных и личностных результатов в 1-2 классов, 3-4 классов (по А.Г Асмолову) Москва, Баласс, 2011г 2
.
Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа, (по методике Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой
)
3. Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией (по Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой). 4. Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).
Методы оценки:
фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение. Инструментарий планируемых предметных результатов освоения программы начального образования: В рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля:
уровневые итоговые контрольные работы по русскому языку, математике,
включающие проверку сформировнности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»);
комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.

Методы оценки:
стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
9.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу

«Математика»
Для реализации цели и задач обучения математике по данной программе используется УМК по математике издательства АСТ Астрель Москва. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова Математика 1 класс Часть 1 – Москва: АСТ: Астрель, 2014 – 129 с. - (Планета знаний). М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова Математика 1 класс Часть 2 – Москва: АСТ: Астрель, 2014 – 143 с. - (Планета знаний). М.Г. Нефёдова. Математика: Рабочая тетрадь №1 к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой «Математика» 1-й класс / М.Г. Нефёдова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014. – 79 [1] с.: ил. – (Планета знаний). М.Г. Нефёдова. Математика: Рабочая тетрадь №2 к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой «Математика» 1-й класс / М.Г. Нефёдова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014. – 79 [2] с.: ил. – (Планета знаний). .
М.Г. Нефёдова. Математика: контрольные и диагностические работы : 1-й класс : к учебнику М.И. Башмакова, М.И. Нефёдовой «Математика» / М.Г. Нефёдова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014. – 31, [1] с.: ил. – (Планета знаний). Итоговые проверочные работы: Русский язык: Математика: Итоговая комплексная работа: 1 – й класс/ Т.М.Андрианова [и др.]. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 32 с.ил. - (Планета знаний) Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение. Математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная программа: [сборник]. – М. : АСТ: Астрель, 2011. – 479, [1] с. – (Планета знаний) Обучение в 1 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой : программа, тематическое планирование, методические рекомендации / М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. - Москва :АСТ : Астрель, 2013. – 318, [2] c. - (Планета знаний) .