"Мельтимедиа-технологии на уроках физики: за и против"

Автор: Назарова Елена Владимировна
Должность: заместитель директора, учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 20" имени Ивана Ивановича Наймушина
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мельтимедиа-технологии на уроках физики: за и против"
Дата публикации: 11.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


А.И. Жигулов

Е.В. Назарова
МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина г. Братск Мультимедиа-технологии на уроках физики: за и против Применять наглядность учитель просто обязан – ведь живое созерцание трудно заменить. Конкретные образы прочно и надолго оседают в памяти. Образное представление информации, процесса, события гораздо лучше отрывочного описания, при которых у детей создаются совершенно различные образы, не всегда соответствующие истине. Для развития и коррекции воображения ребенка наглядность необходима. Использование видео, например, усиливает яркость, эмоциональность, динамичность обучения, стимулирует воображение и мышление учащихся. Еще русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что дети мыслят «формами, звуками, красками, ощущениями». Еще совсем недавно, говоря о применении технических средств обучения на уроках физики, мы подразумевали использование учебного кино, телевидения, видеофильмов, диа- и графопроекции. Развитие методики преподавания физики, внедрение компьютеров в процесс обучения привело к появлению и применению в образовании новых технологий обучения. Одной из таких технологий является мультимедиа-технология, которая все больше проникает в различные сферы образовательной деятельности. Мультимедийность предполагает представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть в комбинации средств передачи информации. Применение мультимедиа проектора или интерактивной доски выводит мультимедийность на качественно новый уровень, включая в процессе восприятия информации не одного человека (как в случае работы ученика на компьютере), а весь класс, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы. О том, что видеоролики, презентации и другие мультимедиа – вещь нужная и полезная, всем давным давно известно. Например, физика атомного ядра – тема большая и емкая. И как бы не старался учитель, уроки на эту тему без использования видео или презентаций будут
блеклыми и скучными, по сравнению с уроками, где применяются мультимедиа. Ведь здесь кроме физического смысла, есть масса аспектов психологического характера… Когда оснащение кабинета физики оборудованием оставляет желать лучшего, учитель ищет различные альтернативы… На пальцах объяснять материал мы умеем, но каждому учителю хочется удивить и восхитить учащегося своим предметом. Педагоги часто забывают о том, что нужно вызвать интерес, увлеченность предметом изучения, упускают важность эмоционального состояния своих учеников. А ведь активность умственной деятельности напрямую зависит от эмоциональных переживаний. Ищем средства для достижения этой цели и находим. Мультимедиа – это, конечно, не панацея для всех школьных «болезней», но очень хороший помощник. Кабинет физики нашей школы оснащен автоматизированным рабочим местом учителя, что позволяет использование мультимедиа на каждом уроке и не требует много времени для подключения и настройки. В большинстве случаев использование мультимедиа оказывает положительное влияние на интенсификацию труда учителя и эффективность обучения школьников, способствует развитию интереса школьников к физике. Кроме того оно позволяет: - дать более полную и точную информацию об изучаемом явлении; например, с помощью видеофрагмента можно показать запуск ракеты или выход человека в космос, движение заряженных частиц в магнитном поле или взрыв атомной бомбы; - повысить наглядность, создать представление о механизме сложных явлений и тем самым облегчить ученикам их понимание; например, средствами анимации можно показать механизмы образования электрического тока в различных средах или движение электронов в атомах; - ознакомить учащихся с процессами, которые протекают очень медленно или быстро, или являются невидимыми; например, радиоактивность; - показать устройство и работу сложных механизмов или машин; например, устройство и работу двигателя внутреннего сгорания или атомной электростанции, а также многое другое. На первом этапе время на предварительную подготовку учителя при использовании мультимедиа-технологии увеличивается, но
постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем. Объем информации по физике в школе огромен, а о нехватке часов по предмету жалуются почти все учителя. Кроме того, в спину школьникам дышит ЕГЭ, а физика является обязательным экзаменом для поступления на технические специальности. Времени катастрофически не хватает. Работу с мультимедиа можно вести самую разнообразную, главное, чтобы она обязательно обсуждалась. Можно заранее составлять опросники, очень хорошо давать их учащимся в качестве домашнего задания: посмотрел и ответил. Однако неправильно считать, что без применения мультимедиа- технологий на уроках физики невозможно добиваться хороших результатов: в ряде случаев важно отдавать предпочтение традиционным методам обучения, средствам наглядности. Большее разнообразие учебных ситуаций достигается на традиционных уроках, или, когда ученики самостоятельно проводят опыты, выполняют лабораторные или исследовательские работы, или выполняют простейшие построения с помощью карандаша и линейки. Никакая модель или видеофрагмент о математическом маятнике не заменит реального физического эксперимента. Компьютер никогда не заменит общения с настоящим, реальным учителем или одноклассником. Использование видеоуроков на самом уроке очень и очень спорно, поскольку живое объяснение материала заменить на видеоурок позволит себе далеко не каждый уважающий себя учитель. Применять видеоурок в урочное время следует лишь в исключительных случаях. Общение учителя и ученика бесценно. Применение мультимедиа будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным задачам урока, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации затруднительно. Опыт применения мультимедиа показывает, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Особенно это касается такого вопроса, как физический эксперимент. Конечно, если в школе нет необходимого оборудования для проведения опыта или эксперимента, то его показ с помощью мультимедиа будет оправдан. Но если кабинет физики располагает
необходимым оборудованием, то заменить реальный эксперимент виртуальным вряд ли имеет смысл, если мы хотим, чтобы каждый ребенок научится делать что-то своими руками. Применение мультимедиа-средств на уроках физики по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению качества образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход. Оправданность и эффективность использования мультимедиа- ресурсов и технологий в образовании являются вопросами, которые требуют дальнейшего тщательного изучения.