"Инновационная деятельность педагога в современных условиях".

Автор: Толоконникова Татьяна Дмитриевна
Должность: преподаватель профессиональных модулей
Учебное заведение: ЧПОУ Мед Колледж "Авиценна"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная деятельность педагога в современных условиях".
Дата публикации: 11.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования выдвинул принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки конкурентоспособного специалиста как личности. Чтобы подготовить специалиста нового формата, одного традиционного обучения недостаточно, необходимо использовать инновационные педагогические технологии - принципиально новые способы и методы взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивающие эффективное достижение результатов образовательной деятельности. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальностям среднего профессионального образования, должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств: происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики; изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Практически все педагоги видят в понятии «Инновационная деятельность» две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего- либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательной организации по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Инновационный потенциал личности педагога связывают со следующими основными параметрами: - творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи; - проектировать и моделировать их в практических формах; - открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности
личности, гибкости и панорамности мышления; - культурно-эстетическая развитость и образованность; - готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; - развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения). Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков). Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры. Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заключающуюся в ее обучаемости, восприимчивости к инновациям, способности к перемене профессиональной среды деятельности, готовности перехода в более престижную область труда, повышению социального статуса и уровня образования и т. д. Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях развития образования.