"Сказка Братец Лис и Братец Кролик"

Автор: Спинова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Батыревская СОШ №2" Батыревского района ЧР
Населённый пункт: Чувашская Республика, село Батырево
Наименование материала: конспект урока литературного чтения во 2 классе
Тема: "Сказка Братец Лис и Братец Кролик"
Дата публикации: 11.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: СКАЗКИ ДЯДЮШКИ РИМУСА «Братец Лис и Братец Кролик.
(2 класс)
Педагогическая

цель
Уточнение знаний обучающихся о сказке как жанре устного народного творчества
Задачи урока

Познавательные УУД
 Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.  Сформировать у учащихся первоначальные представления о личности выдающегося американского писателя;  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.  расширять словарный запас; развивать умение характеризовать действующих лиц,
Коммуникативные УУД
 Развивать умение слушать и понимать речь других.  Выразительно читать и пересказывать текст.  Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.  Развивать коммуникативные навыки работы в группах;
Регулятивные УУД
 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий на уроке.  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.  Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты

1
. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование
 Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. Литературное чтение. 2 класс : учебник. В 2 ч.;  Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс.  проектор для презентации, раздаточный материал, смайлики зелёного, жёлтого и красного цветов, дерево успеха и яблочки.

Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формирующиеся на данном этапе
1

2

3

4

I.

Организацио

нный момент
Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Николаевна, и мы начинаем урок литературного чтения. - Урок литературного чтения хочу начать с пожелания доброго дня всем – всем – всем, каждому из вас. Добрый день, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру "Добрый день”. Игра "Добрый день” – Я скажу слова: "Добрый день …” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой,– значит, вы услышали, отвечайте на приветствие. Попробуем? Добрый день всем девочкам! .... Добрый день всем мальчикам! ... Добрый день всем, кто любит конфеты! ... Добрый день всем, кто приехал в школу на автобусе! ... Добрый день всем, кто хочет хорошо поработать на уроке! ... - Кто пришёл на урок в отличном настроении, покажите зелёный смайлик. У кого просто хорошее Дети машут рукой, здороваются. Дети показывают смайлики и отвечают: Всякое произведение чему-то учит. Мы должны это найти в
Регулятивные:
настраиваются на активную работу, адекватно воспринимают настроение учителя и товарищей; самостоятельно оценивают своё настроение.
Личностные:
осознают значимость чтения для развития и обучения
настроение, поднимите жёлтый смайлик. Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет красный смайлик. ОТЛИЧНО! У ВСЕХ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ! -Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке. - Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения? - Какие правила будем соблюдать на уроке? тексте. На уроке внимательно слушать, активно работать и выразительно читать, работать дружно, не перебивать друг друга.
II.

Актуализаци

я знаний.

Постановка

проблемы.

(Проверка

домашнего

задания)
Вот сейчас мы и проверим, как вы умеете эти правила выполнять при проверке домашнего задания. Какое произведение вы читали на прошлом уроке? Я приготовила для вас ВИКТОРИНУ. Скажите, что такое сказка? 1.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 2. Сказка – это научно- фантастическое произведение. 3. Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. Где родился заяц? сказку Д.Н. Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. Читают записи на доске и отвечают.
Регулятивные:
умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства; сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека.
Коммуникативны

е:
оформляют свою мысль в устной речи; проявляют интерес и уважение к различным точкам зрения; строят монологическое
в зоопарке на ферме в поле в лесу Каким был заяц? трусом храбрым веселым грустным ... и т.д. Молодцы. Молодцы внимательно читали. Надеюсь и новое произведение вы тоже будете читать не хуже. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним произведением, в котором есть что-то общее со сказкой о храбром зайце. Вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать тему нашего урока, название произведения. Про что говорят? ...Ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок?... Кто съел главного героя в русской народной сказке "Колобок"? Лиса Домашний заяц. Кто это? Кролик. Ну, догадались, как называется произведение? Правильно. Сказка о лисе и кролике, а точнее – высказывание; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения
СКАЗКА БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК. Постановка целей и задач урока. Что мы будем делать на уроке? -выразительно осознанно читать -прыгать со скакалкой - знакомиться с новым автором - петь песни -обогащать словарный запас - сочинять стихи сказка «Братец Лис и Братец Кролик» выразительно осознанно читать знакомиться с новым автором обогащать словарный запас сочинять стихи
III. Освоение

нового

материала.

Работа с

текстом

до чтения.

Продуктивное чтение:
1. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 2.Ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению. Во время чтения читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает Читают заглавие сказки. - «Братец Лис и Братец Кролик». - В сказке говорится о лисе и кролике. - сказка о животных Сказка о том, как они не ладят. ...о том, как Лис хочет перехитрить Кролика...
Регулятивные:
умеют работать по предложен- ному плану, используя необходимые средства; сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека.
Познавательные:
делают выводы на основе обобщенных знаний; осуществляют процесс анализа, синтеза,
читательская интерпретация. - Откройте учебник. Прочитайте заглавие сказки. - Что можно узнать из заглавия? - О чём эта сказка? Волшебная, бытовая или о животных эта сказка? - Рассмотрите иллюстрации. - Какие отношения между персонажами? - Кто автор сказки?
Презентация об авторе.
Харрис родился в очень бедной семье, в 13 лет оставил дом и отправился на заработки, поступив в ученики к богатому владельцу земель и рабов и издателю газеты. На его землях, где работали негры, он впервые столкнулся с негритянским фольклором, их песнями, сказками. обработка которого впоследствии сделала его знаменитым. Первые публикации этих сказок появились в местной газете; год спустя вышел первый сборник из цикла сказок дядюшки Римуса, за которым последовали ещё три. Харрис продолжал работать журналистом. Джоэль Чандлер Харрис обобщения.
Личностные:
проявляют интерес к чтению; обнаруживают настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности

Работа с

текстом

во время

чтения.

Первичное

чтение («по

цепочке»)

Словарная

работа –

работа в

парах.
Чтение и предугадывание предстоящего чтения. -Будем читать, вооружившись карандашом: подчёркивайте непонятные слова. (словарная работа) Пары помогают друг другу объяснить непонятные слова. В случае затруднений помогает класс. - Назовите героев сказки. Правы ли мы были до чтения, думая, что сказка о животных, о том, как они не ладят. ...о том, как Лис хочет перехитрить Кролика? - Прочитайте план для данной сказки. Согласны ли вы с последовательностью событий? 1. Встреча Братца Лиса и Братца Кролика. Врасплох
-
неожиданно Держать ухо востро - быть осторожным Пошарит - поищет Потолкуем,- поговорим Стрельнул в кусты - убежал в кусты Трёпку задал - сильно ругал Во все глаза смотреть —очень внимательно, пристально прислонить голову- помещать вплотную к чему-либо, опирая Хижиной называется небольшой домик, избушка, которую строят в лесу, в горах и т. п. Римус, мальчик, Братец Лис и Братец Кролик. -Да. - Первый и второй пункт надо поменять. 1. В хижине дядюшки Римуса. 2. Встреча Братца
Регулятивные:
умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства; сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека.
Познавательные:
определяют главную мысль текста; находят в тексте сложные слова, определяют их значение; понимают цель чтения и осмысливают прочитанное; делают выводы на основе обобщенных знаний; осуществляют процесс анализа, синтеза, обобщения.
2. Сказка в хижине дядюшки Римуса. 3. Кролик пригласил Лиса на обед. 4. Ожидание гостя. 5. Братец Ёж. 6.Курица без укропа. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Лиса и Братца Кролика. 3. Кролик пригласил Лиса на обед. 4. Ожидание гостя. 5. Братец Ёж. 6. Курица без укропа.
Выборочное

пере-

читывание

сказки
-
Игра «Дополни фразу».
• И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь... • Ладно, Братец Лис. Только ты оттуда... • Я видал вчера Братца Медведя, — сказал Лис. — Он такую ... • Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра,... • Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихонечку. Смотри... - Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне... Читают предложения из текста, являющиеся продолжением фразы.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учеб- ную задачу; умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства; оцени- вают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
овладевают приемами чтения текста, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения; овладевают основами смы- слового чтения; определяют главную мысль текста, находят в нем сложные слова, определяют их значение; делают выводы.
Физкультмин

утка
Танцевальные движения под музыку "Хорошее настроение" Повторяют за учителем.
IV.

Формулиро-

вание

основной

мысли

произведения
-О чём эта сказка? Какова её идея? Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Почему? 1. Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу. 2. Всяк правду хвалит, да не всяк ее сказывает. 3.Хитрый всегда лазейку найдёт. - Она о мудрости. Она учит мудрости. 1. Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Коммуникативны

е
: оформляют свою мысль в устной речи; обосновывают высказанные суж- дения; умеют задавать уточняющие вопросы; проявляют интерес и уважение к различным точкам зрения; строят монологическое высказывание; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения.
V. Итог

урока.
Как вы можете охарактеризовать Лис - хитрый, лживый и коварный.
Регулятивные:
принимают и

Рефлексия

деятельности

(Групповая

работа -

составление

синквейна

)
главных героев. Давайте мы попробуем составить синквейн о них. 1строка - 1 слово, отвечающее на вопрос кто? что? 2 стр. - 2 слова, отвечающие на вопрос какой? 3 стр. - 3 слова, отвечающие на вопрос что делает? 4 стр. - фраза или предложение, в котором основная мысль сказки. 5 стр. 1 слово, которым можно заменить 1 строчку. Какой бы вы хотели дать совет Лису? А кролику? Давайте мы эти советы дадим и себе в жизни. Будем добры и мудры. -Встаньте, на правую ладонь мыс- ленно положите те хорошие качества, которые у вас были, на левую - те, которые вы еще не имеете. Соедините их и скажите друг другу «спасибо» «Дерево моего успеха». Кролик- добрый и мудрый. 1.Лис 2.Хитрый, лукавый 3.Обманывает, гоняется, обещает. 4.Так и не поймал кролика 5.Обманщик. 1.Кролик 2.Толстый, осторожный 3.Бегает, настораживается, сохраняется 4.Не хочет стать обедом для Лиса 5.Трусишка -Нужно им жить дружно. Братцу Кролику стать храбрее, Лису доброжелательнее Вешают на «Дерево успеха» яблочки. Красные, если я – сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; осознают уровень и качество выполнения; адекватно вос- принимают оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативны

е
: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения; умеют задавать уточняющие вопросы
Личностные:
осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Предлагается на «дереве успеха» с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы. молодец, жёлтые, если Я мог бы поработать лучше, фиолетовые, если Я не доволен своей работой