Сочинение по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Автор: Желтоножская Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Погарская СОШ №1 Брянской области
Населённый пункт: П.Г.Т. Погар
Наименование материала: разработка урока развития речи УМК "Школа России"
Тема: Сочинение по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Дата публикации: 13.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Урок развития речи. УМК «Школа России» Тема: Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Цель урока: формировать умение «читать, исследовать картину», понимать идейный замысел художника, учить детей писать сочинение по картине. Формирование универсальных учебных действий: 1. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать свою работу. 2. Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в иллюстрации; - уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; - уметь самостоятельно делать выводы. 3. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге; - слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; - уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. 4. Личностные УУД - ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства. Планируемые результаты: Учащиеся научатся составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями. Оборудование урока. Репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», музыка П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года», карточки к словарной работе, презентация к уроку, проектор, экран. Ход урока 1. Организационный момент 2. Эмоциональный настрой. Учитель: Шепните друг другу на ушко добрые пожелания на урок. 1
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Я присоединяюсь к вашим пожеланиям. Желаю вам успехов, а самое главное хороших впечатлений, ведь сегодня мы будем работать творчески. А что это значит? Ученики: Писать сочинение или изложение. 3. Постановка проблемной ситуации. Послушайте стихотворение А. Прокофьева и подумайте, что послужит объектом для нашей творческой работы? Читает Шумейко Катя Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, 2
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна То грустную, плакучую. 4. Определение темы урока. Учитель: О чем будет наша творческая работа? Ученики: О березе. Учитель: Чем является это дерево для нашей родины? Ученики: Символом России. Учитель: Действительно, именно этому дереву посвящено много стихов, песен, картин. Как называются художники, которые изображают природу? Ученики: пейзажисты Как называются такие картины? Ученики: Пейзаж. Учитель: Как вы считаете, если речь идет о картине - пейзаже, то какой вид творческой работы на уроке мы будем выполнять? Ученики: сочинение по картине. 3
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Учитель:Сегодня мы будем писать сочинение по картине одного из известных мастеров пейзажистов. Я вам прочту о нем, а вы подумайте о ком речь. Вам помогут уроки изо. Этот художник певец русской природы, пейзажист и портретист. Его известные картины: «Сентябрьский снег», ,(1903, ГТГ), «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904), «Февральская лазурь» (1904, ГТГ), «Мартовский снег» (1904, ГТГ), «Последний снег» (1931), «Берёзовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954 Он с раннего детства увлекался рисованием, был архитектором, реставратором, директором Третьяковской галереи в Москве, затем в Русском музее в Санкт- Петербурге. Это… Ученики: Игорь Эммануилович Грабарь. 5. Постановка целей и задач урока. Вы правильно определили тему урока, узнали художника. 4
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Поставьте цели и задачи урока. Рассмотреть картину. · Составить план сочинения. · Обдумать каждую часть. · Написать сочинение. · Проверить работу 6. Подготовительная беседа Учитель: Отгадайте загадку и узнайте, в какое время года написан пейзаж. Гуторова Варвара 5
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Тёплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. Учащиеся: Зима. Учитель: А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав еще одну загадку. Читает Атаманова Даша. 6
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели По ночам мороз силён Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? Учащиеся: Февраль. Учитель: В старину этот месяц называли ветродуй. В этом месяце очень часто дуют сильные ветра. Ещё его называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет. Именно февральские краски природы стали для И. Э. Грабаря волнующими и привлекательными. 7
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна 7. Знакомство с картиной. Рассмотрите картину под музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года. Февраль. » Поделитесь впечатлениями. А я вам прочту, как Игорь Грабарь говорил об этой березе, об истории создания этого пейзажа. -Такая лазурь, синева для февраля большая редкость. Это подарок природы в самый разгар февраля – самого вьюжного месяца зимы. Художник не мог остаться равнодушным к такой красоте. -«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. Этот пейзаж был особенно дорог художнику. На склоне лет И.Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга в 1904 году. 8
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту, вырыв яму под березой и изображая ее с необычного ракурса, чтобы передать обворожившую его, красоту природы. Чтобы лазурь не разлилась, не растерялась, художник использовал зонтик, окрашенный в голубой цвет. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое. 8. Анализ картины. Почему художник так назвал картину? Что такое лазурь? Как вы понимаете? Прочитайте на карточках. Значение слова Лазурь по Ефремовой: Лазурь - 1. Светло-синий цвет. // Цвет неба, моря. 2. Краска светло-синего, лазурного цвета. Значение слова Лазурь по Ожегову: Лазурь - Природная светло-синяя краска Вот как художник описал февральский день: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой- то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу». Какие слова –эпитеты помогают увидеть февральский день? Лазоревое небо- голубое, светло- синее. 9
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Жемчужные березы -чисто-белые с блеском. Коралловые ветви- светло-красные. Сапфировые тени- синие, голубые, отражающие блеск драгоценного камня сапфира. Все это можно увидеть на картине? Учитель: Так какие же цвета преобладают на картине? Теплые или холодные? Ученики: холодные: синий, белый, серебристый. Учитель: Присутствуют ли здесь теплые цвета? Ученики: Коралловый, коричневый. Какое время суток изображено? Ученики: день Учитель: какой день изобразил Грабарь? Ученики: солнечный морозный ясный погожий На доске появляется таблица и ее заполняют дети, заранее приготовленными дома карточками. день солнечный лучезарный морозный ясный погожий чудесный небо Голубое, нежно- синее, лазоревое, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное, с переливами голубых красок снег Серебристый, белый, искристый, нежно- голубой, пушистый, блестящий, точно шелковый великолепный ковер тени Сапфировые (ярко –синие с блеском драгоценного камня сапфира) береза Величественная, огромная могучая, нарядная, старая, с изогнутым жемчужным стволом, с коралловыми кружевными причудливо изогнутыми хрупкими ветвями роща Залита солнцем, озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают молодые деревца. Что изображено на картине? Ученик: снег, березы, небо, тени, роща вдали . (слова появляются в таблице) Опишите небо. (в таблице появляются слова- описания) Каков снег на картине? Что видите на снегу? (тени) 10
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Почему они так четко видны? (Солнечный день) А что является главным на картине? (березы) Рассмотрите главную виновницу торжества зимнего утра. Подберите эпитеты. Береза могучая, старая, с изогнутым жемчужным стволом, с коралловыми кружевными ветками) Что видите на заднем плане картины? (рощу) Опишите (Залита солнцем, озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают молодые деревца) 9. Словарная работа. Какие синонимы подберете к слову –картина? (пейзаж, полотно, оно) Береза? (дерево, символ России, белоствольная красавица, она) Художник- пейзажист, Грабарь, он. ( на доске) Назовите словарные слова и их орфограмму. (картина, береза, иней, февральский, морозный, коралловые, солнце) Слова с безударными гласными и проверочные к ним: На доске: Дерево- деревья, стволом- ствол, красота- краше 10. Работа над композицией сочинения. Составление плана. Из скольких частей состоит сочинение? Какой это текст? (описание) А теперь составим план. Из каких частей он состоит? На доске план 1. Вступление. И.Э. Грабарь – певец русской природы. 2. Основная часть. Описание картины. а)общий план. 11
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна б) передний план картины. в) задний план картины 3. Заключение. Впечатление, произведенное картиной. 11. Обсуждение каждой части. О чем можно написать в первой части. 1 часть. Художник Игорь Эммануилович Грабарь певец русской природы. Он создал много прекрасных картин. Но вершиной его творчества можно назвать пейзаж «Февральская лазурь». Картина поражает фантастическим голубым сиянием. В природе все утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа “Февральская лазурь”. Во 2 части? 2 часть. Изображен изумительный морозный солнечный февральский день. Лазоревое небо ослепляет своей голубизной. Сиреневый снег искрится, сверкает, отражая сапфировые тени деревьев. На переднем плане картины художник изобразил могучую березу с толстым изогнутым словно в танце, жемчужно- белым стволом. Ветви у берёзы раскидистые, сплетенные в замысловатое коралловое кружево. За царственной старой березой собрались в хоровод ее младшие березки- подружки. На заднем плане виднеется молодая рощица, залитая солнечным светом. 3 часть Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть все своими глазами. Мне понравилась эта картина потому, что автор смог передать всю красоту зимнего леса. Оказывается, дерево может быть красиво не только летом, но и зимой! Сегодня мы будем писать сочинение с эпиграфом. 12
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Эпиграф это- (от греч. — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора. Давайте подберем эпиграф к нашему сочинению. У вас на парте есть приложение №1 Выберете подходящий эпиграф. Несколько читаем. Эпиграф записываем после названия сочинения с правой стороны, внизу подписываем автора. 13
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна 12. Самостоятельная работа. 14
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна 13. Чтение сочинений. 15
Учитель Желтоножская Ирина Михайловна 14. Итог. Что помогло понять замысел художника?  Творчество какого художника вдохновляло вас в вашей работе?  Почему Грабарь так назвал свой пейзаж?  Что хотел создатель донести до зрителя? Оценка.  Как бы вы оценили свою работу? 15. Рефлексия. Какое впечатление осталось от творческой работы? Удалось ли нам передать содержание картины словами? С каким настроением заканчиваете урок? 16. д\з- редактировать, по желанию иллюстрировать. 16