"Роль педагогического артистизма в профессиональной деятельности учителя"

Автор: Мачюлис Диана Витальевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГБОУ Российская гимназия при Государственном Русском музее
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагогического артистизма в профессиональной деятельности учителя"
Дата публикации: 12.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ».
Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. И коль мы говорим об учителе как о творческой индивидуальности, я хотела бы обратиться к истории. Еще с момента своего утверждения при Петре Первом, российская система образования была сориентирована на знания во имя господства над внешним миром. Поэтому создание системы светского образования началось в петровской России с создания навигационной школы, кадетского корпуса, морской академии и других учебных заведений военного, либо промышленно-прикладного назначения. Предметы же гуманитарного свойства в те времена не преподавались в качестве учебных дисциплин. Царскосельский лицей пушкинских времен был исключительным явлением в этом ряду: в нем поощрялось гуманитарное образование, опиравшееся на все виды искусства и ориентированное на развитие природных дарований всех без исключения воспитанников лицея. Не потому ли, практически все сокурсники А.С. Пушкина стали выдающимися личностями, блистательно проявившими себя в различных видах общественной деятельности. Примечателен тот факт, что в конце XX века именно Царскосельский лицей был признан американскими исследователями самым совершенным учебным заведением за всю историю существования образовательных учреждений на планете. Этот пример говорит о том, что выдающуюся творческую личность может воспитать тот педагог, который сам является творческой индивидуальностью. Творческий стиль индивидуальной деятельности педагога несет в себе как общее (педагогическую направленность, педагогические способности, знание и умение использовать психолого-педагогические закономерности, психологическую отзывчивость, наблюдательность, педагогический такт),так и специфическое, во многом неповторимое. И сегодня общепризнанным является тот факт, что педагогика – это не только наука, но и искусство. Специфика педагогического творчества заключается в том, что его нужно рассматривать как сотворчество учителя и ученика. Педагогу же, как творческой личности, необходимо владеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм.
Современный педагог не столько транслятор информации или инструктор, сколько полпред культуры, духовный наставник. Чтобы справиться с этой миссией он должен уметь поддерживать свою творческую форму, обладать искусством самовыражения. Тут вполне разумно обратиться к резервам театральной педагогики. Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством. Это видно из определения понятия артистизм: актёрский и учительский.
АРТИСТИЗМ (АКТЕРСКИЙ) – совокупность специальных

способностей (способность к перевоплощению, обаяние, заразительность,

убедительность, эмоциональная подвижность, благоприятные внешние

данные, человеческая ценность), связанных с физической организацией

актёра, с особенностями эмоционального аппарата, своеобразным

творческим мышлением.

АРТИСТИЗМ (УЧИТЕЛЬСКИЙ) – способность к органическому

существованию в условиях педагогического процесса, внутреннее изящество,

стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, умение

выстраивать свое поведение в те моменты, когда оказание педагогического

воздействия одним только естественным чувством, лишённым

педагогической заданности и воздействующей сверхзадачи, не приводит к

желаемому результату и необходимо сознательно созданное поведение в

соответствии с ситуацией.
Хотелось бы обратить внимание на то, что артистизм – не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то предать, эмоционально воздействуя на ученика. Артистизм подлинный – это богатство и красота внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое. Педагогический артистизм – это большая, постоянная работа над собой, это постоянный поиск. Именно сейчас, как никогда, нужны артистичные педагоги с широким диапазоном реакций, способные увлечь ученика, приблизить проблемы и задачи своей науки к миру его интересов; верно определить содержание и атмосферу общения и подходы к организации педагогической деятельности. Именно от него будет зависеть, станет ли для ребят общение с педагогом ярким, многоцветным, зовущим к творчеству и саморазвитию. Именно артистичный педагог способен оживить, одухотворить педагогическое взаимодействие.