"Роль мимики и жестов в создании художественного образа персонажа"

Автор: Горина Оксана Петровна
Должность: воспитатель группы дошкольного образования
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Сидорская средняя школа"
Населённый пункт: село Сидоры городского округа город Михайловка Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка по теме самообразования
Тема: "Роль мимики и жестов в создании художественного образа персонажа"
Дата публикации: 12.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Роль мимики и жестов в создании художественного образа персонажа»

Цель:
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа.
Задачи:
Образовательная: учить передавать характеры персонажей сказки при помощи жестов, мимики, речевой интонации; закрепить имеющиеся у детей навыки создавать выразительные образы, умение импровизировать; Упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать дикцию. Развивающая: продолжать развивать моторику , зрительное, слуховое внимание; наблюдательность, творческие способности, память; развивать интерес к сценическому искусству, навыки действий с воображаемыми предметами. Воспитательная: продолжать воспитывать устойчивый интерес к разыгрыванию сказок перед зрителями. Оборудование: мышка, волшебный мешочек :ленточка, карандаши, записная книжка, иллюстрация к сказке «Репка», книжка-раскладушка со смайликами ,маски героев по сказке «Репка», домик, репка, кубик с разными видами эмоций. Музыкальный материал: «Сказка к нам приходит « Возраст: 5-6лет. Формы работы с обучающимися: разучивание чистоговорки, пальчиковые игры, психогимнастика, ритмопластика, игра на воображение, постановка спектакля. Форма организации занятия: групповая. Вид занятия: занятие-игра. Тип занятия: комбинированное. Структура занятия: 1. Вводная часть. Организация детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимулирование интереса к ней. 2. Основная часть. Психогимнастика, игры направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей. 3. Практическая работа. Самостоятельная практическая деятельность детей, работа над спектаклем. 4. Заключительная часть. Подведение итогов, беседа о предстоящей работе.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель:
Добрый день мои друзья! Вас снова видеть рада я! Вы в театральном зале, Надеюсь, встречу эту ждали. Гостям вы «Здравствуйте!» скажите, Друг друга за руки возьмите. В круг вас встать я прошу Игру-приветствие начну.
Игра-приветствие «Хоровод настроения»

Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! У меня хорошее настроение. Я могу поделиться своей радостью, передать её по кругу пожатием руки и улыбкой. Я буду рада, если улыбка вернется обратно ко мне. (Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и улыбаются
Воспитатель
: Ко мне вернулась улыбка, и моё настроение стало еще лучше! Присаживайтесь, занимайте свои места. (Слышно шуршание) 1

Воспитатель
: Ч-Ч-Ч! Тише! Вы слышите? Какие-то звуки. Давайте послушаем тишину. В группе у нас тишина И в тишине слышу я Тихо шуршунчики шуршат: шу-шу-шу Свистунчики свистят: с-с-с Зузунчики звенят:з-з- Жужунчики жужжат:ж-ж-. (Слышно шуршание)
Воспитатель:
Тише, тише! Слышите, звучит в тиши! Ши-ши-ши! Ши-ши-ши! Кто же это может быть? Сейчас посмотрим. (Воспитатель прислушивается, откуда доносится шуршание, находит мышку) -Посмотрите. Кто шуршал!
Мышка
(от лица воспитателя): Ой! Я боюсь! Вы не прогоните меня?
Воспитатель
: Ну что ты, Мышка! Мы очень тебе рады!
Мышка:
Я живу в теремочке, а к вам прибегаю в гости. Сижу тихонько в уголочке. Слушаю, как вы занимаетесь, играете, поёте. Но больше всего мне нравится смотреть ваши представления, ведь вы настоящие артисты! Я тоже хочу научиться всему, чтобы потом показывать сказки своим друзьям в теремочке. Но, не знаю, как это сделать, ведь я ничего не умею.
Воспитатель
: Мышка! Ну не расстраивайся, мы тебе сейчас с ребятами покажем и обо всём расскажем, а ты учись вместе снами. Ребята, расскажите Мышке, чтобы стать настоящими артистами, что для этого нужно? (Ответы детей) Основная часть.
Воспитатель:
Прежде всего, надо работать над своей речью, слова выговаривать правильно и внятно, чтобы всё было зрителям понятно, а для этого есть специальные упражнения – скороговорки -в которых каждое слово должно быть слышно чётко и ясно. Вот послушай, например скороговорку про мышек: Мышка сушек насушила Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Мышки зубки поломали. (Сначала произносят шёпотом, потом громче)
Мышка:
Ой! У меня так не получится. Я всего этого не умею делать.
Воспитатель
: А мы тебя с ребятами научим. Прежде чем стать настоящим артистом нужно хорошо владеть мимикой.
Мышка:
А что это такое, мимика? -Вы сказки любите читать, А в них играть? Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису? Иль на волку, иль на козу? Или на принца, или на Бабу Ягу? (Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.) А без костюма можно, дети, Превратиться, скажем, в ветер, Или в дождик, или в грозу, Или в бабочку, или в осу? Что поможет здесь, друзья? 2
Ответы: Поможет нам в этом голос, жесты и конечно мимика.
Мышка:
А откуда берутся жесты и мимика?
Воспитатель
: Жесты и мимику порождают наши эмоции и чувства, которые мы испытываем с вами каждый день.
Мышка:
Ой, как интересно! А как это? Научите меня!
(показ презентации «Мимика и жесты»)

Мышка:
Как здорово, а я даже не догадывалась об этом. Я тоже хочу научиться использовать жесты и мимику. Что нужно делать?
Воспитатель
: Нужно повторять за нами! Ребята давайте с помощью мимики покажем Мышке какие мы бываем весёлые, грустные, удивлённые, сердитые. -Молодцы, ребята. Ну, Мышка, теперь ты поняла, что такое мимика?
Мышка:
Поняла. Мимика-это выражение нашего лица.
Воспитатель:
Сейчас мы тебя с ребятами проверим, как ты поняла. Ну-ка назови, какую эмоцию передаёт каждый этот смайлик. (По стенду Мышка называет каждую эмоцию, часто ошибается, дети её поправляют)
Воспитатель:
Ну что ж. молодцы, справились с заданием. Научили Мышку с помощью мимики передавать свои эмоции и чувства. -Мышка, мы хотим тебе рассказать об одной Мышке, по имени Мимошка, которая очень хорошо владеет мимикой.
Физминутка: «Мышка-Мимошка»
1 куплет: Жила-была мышка Мимошка, Ужасно капризная крошка, ( сопровождение мимикой) И всех удивляла Мимошка, (сопровождение мимикой) Особенно Белую Кошку. Ведь мыши обычно боятся котов, (сопровождение мимикой) Их острых когтей и пушистых хвостов. 2 куплет: Но крикнула мышка Мимошка: "Подать сюда Белую Кошку! (сопровождение мимикой) Я с ней потолкую немножко, На солнышке, здесь, у порожка!" Сказала Мимошка: "Ах! Здравствуйте, Кошка! (сопровождение мимикой) И что вы сидите весь день на окошке?" 3
3 куплет: "Должно быть, вам скучно сидеть и молчать, (сопровождение мимикой) Лежать и молчать, и скучать, и скучать?…" На это Мимошке ответила Кошка: "Конечно, мне скучно одной на окошке. Что делать, мы любим тепло, как известно, но (сопровождение мимикой) Кошкам на солнышке с мышками тесно!" 4 куплет: И стало Мимошке жаль Белую Кошку. (сопровождение мимикой) Теперь они вместе сидят на окошке. Сидят на порожке. Сидят на дорожке. (сопровождение мимикой0 Не верите? Сами спросите… у Кошки!
Мышка:
Мне очень нравится эта Мышка- Мимошка, теперь я всему научилась немножко. Теперь я настоящая артистка.
Воспитатель
: Не спеши Мышка! Мимикой мы передавали различные настроения, эмоции, чувства. Но существуют ещё разные жесты, которыми должен владеть актёр. Посмотри, Мышка, какие существуют жесты, которые могут передать наше настроение.
(Демонстрация смайликов «ЖЕСТЫ»)

Воспитатель:
Сейчас мы поиграем и покажем тебе, как же можно использовать жесты при передаче своих чувств и эмоций.. А теперь пора пришла Общаться жестами, да-да. Я вам слово говорю, В ответ от вас я жеста жду. Слова для показа жестами: «Думаю», «здравствуйте», «отстань», «тихо», «нет», «да», «нельзя», «до свидания».
Игра с жестами «Как живёшь?».
На каждый вопрос дети отвечают: «Вот так!»-и жестами показывают нужное движение. -
Как живёшь?
-Вот так! (показать большой палец)
-Как идёшь?
-Вот так! (прошагать двумя пальцами одной руки по ладошке другой) -
А бежишь?
4
-Вот так! (согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге) -
Как ночью спишь?
- Вот так! (руки лодочкой под щеку и положить под голову)
-Как берёшь?
- Вот так! (наклонится. Зажать в ладонь) -
Как даёшь?
- Вот так! (вытянуть руку вперёд)
-Как шалишь?
- Вот так! (надуть щёки и разом стукнуть по ним).
-Как грозишь?
- Вот так! (погрозить соседу пальцем)
Мышка:
Вот здорово! Теперь я всё знаю, я –настоящая теперь актриса.
Воспитатель
: Да подожди ты , Мышка, не спеши. Это ещё не всё. При передачи своих эмоций, чувств, настроения очень важно, какой у тебя голос.
Мышка
: Какой у меня голос? Писклявый!
Воспитатель:
Ну не отчаивайся, Мышка, свой голос в зависимости от настроения и эмоций можно легко менять.
Мышка
: Правда?
Воспитатель:
Конечно, мы сейчас с ребятами тебе покажем, как это можно сделать.
Игра «КУБИК »
Нужно взять кубик, бросить его, с помощью мимики, голоса и жестов произнести слово ЗДРАВСТВУЙТЕ..
Мышка:
Ой, как здорово у вас получается. Мне так с вами весело. Я хочу открыть вам свой секрет. Есть у меня мешочек, в котором я храню разные найденные вещички. Показать вам?
Воспитатель:
Покажи, Мышка, нам с ребятами очень интересно посмотреть!
Воспитатель
: Ой, сколько здесь всего интересного. Ты знаешь, Мышка, а мы с ребятами сейчас пофантазируем и превратим эти обычные вещи в необычные, сказочные. Ведь каждый актёр должен развивать своё воображение и фантазию и ты попробуй вместе с нами. «
В театре

зритель верит в то, во что верит актёр»
(Воспитатель достаёт ленточку.)
Воспитатель
: Ребята, подумайте, во что можно превратиться эта ленточка. (Дети высказывают свои предположения и показывают практически: змея, улитка, бантик, поясок, салют и т.д.)
Воспитатель:
ребята, подумайте, как можно с помощью бантика передать настроение, например, весёлое? (Дети фантазируют, выкладывают из ленточки улыбку) -А грустный бантик как будет выглядеть? (Дети фантазируют, выкладывают из ленточки грусть)
Воспитатель
: Посмотрим, что ещё интересного лежит в твоём мешочке?.. -Карандаш (можно показать ключ, отвёртку, нож, градусник, зубную щётку, дудочку и т.д. -Записная книжка (можно показать зеркальце, мыло, шоколадку, веер и т.д.) -Иллюстрация из сказки репка. Я предлагаю вам артистами стать И в сказку поиграть.
Воспитатель
: Ребята, давайте продолжим репетировать сказку «Репка», которую мы покажем для наших первоклашек, но уже будем использовать мимику, голос и жесты при передачи художественного образа персонажей.
Мышка:
Вот здорово, я просто обожаю спектакли. Практическая работа. (дети надевают маски) 5
Постановка сказки» Пьеса в одном действии, двух картинах
Действующие лица:
ДЕД. ВНУЧКА. БАБА. ЖУЧКА. РЕПКА. КОШКА. МЫШКА. Картина первая На сцене декорация: изба, огород. Занавес открывается. У крыльца спорят Дед и Баба. Голос за сценой. Жил в одной деревне Дед Вместе е Бабкой много лет.
Дед
. Приготовь-ка, Бабка, Деду Репы пареной к обеду. (Бабка отмахивается от него, качает головой.)
Дед
:Зря ты мне не прекословь. Поживее приготовь!
Бабка
(топает ногой, машет руками на Деда, затем разводит руками) . Рассердил меня ты крепко! Кашу ешь! Ну нету репки! Хочешь репку — так пойди В огороде посади!
Дед.
Что ж, пожалуй, я схожу. Да и репку посажу. В самом деле, я схожу — Сладку репку посажу. Баба идет в избу. Дед сажает репку в огороде (имитирует движения лопатой и сеет семена) .
Репка
(медленно поднимается, напевая). Уважаема в народе, 6
Я расту на огороде. (Выпрямляется во весь рост) Вот и выросла большая. (Осматривает себя, любуясь.) До чего же хороша я! (Поворачивается, пританцовывая.) Сладкая и крепкая. Называюсь Репкой я!
Дед
(восхищенно) . Репка выросла на славу… Не видал такую, право! Что за чудо из чудес! Репка — чуть не до небес! (Подходит, хватается за репку руками, пытается ее выдернуть) . Дерну-ка… Не тут-то было — Одному не хватит силы. Что мне делать? Как тут быть? Кликну Бабку подсобить. Ну-ка, Бабка, подойди, Чудо-Репку погляди! Подходит Бабка, Дед показывает рукой на Репку.
Дед
. Очень хочется мне Репки, Да, видать, корнями крепко Репка в землю уцепилась… Подсоби мне, сделай милость!
Бабка
(в удивлении покачивает головой). Прожила я лет немало. Но такого) не видала… (Показывая рукой на Репку, с восхищением произносит.) Правда — чудо из чудес: Репка чуть не до небес! Ухвачусь-ка я за Дедку, Вместе дружно дернем Репку. Пытаются вытащить Репку, Бабка громко командует. Раз — вот эдак! Два — вот так! (Вытирая пот со лба, сокрушается.) Ох. Не вытянуть никак…
Репка
(поет и пританцовывает). Уважаема в народе, Я расту на огороде. Вот какая я большая! До чего же хороша я! Сладкая и крепкая. Называюсь Репкой я. Вам с такой красавицей Ни за что не справиться!
Бабка
(показывая Деду ладони) . Знать, мои ослабли ручки. Позову на помощь внучку. Ну-ка, Машенька, беги. Репку дергать помоги! 7

Внучка
(выбегает вприпрыжку, весело напевая). Я бегу, спешу на помощь. Где он, непослушный, овощ! Мои рученьки не слабы. Ухвачусь за кофту Бабы. Как бы ни цеплялась крепко, Мы тебя осилим. Репка! Пытаются вытащить Репку, Внучка громко командует. Раз — вот эдак! Два — вот так! (Удивленно разводит руками.) Нет! Не вытянуть никак…
Репка
(поет и пританцовывает). Уважаема в народе, Я расту на огороде. Вот какая я большая! До чего же хороша я! Сладкая и крепкая, Называюсь Репкой я. С Репкою-красавицей И втроем не справиться!
Внучка.
Вот так Репка! Ну и овощ! Знать, придется звать на помощь… (Кличет собаку.) Жучка! Жученька! Беги, Репку дергать помоги! Выбегает Жучка.
Жучка
. Гав-гав-гав! Слыхала: Деду Репы хочется к обеду. Гав! Помочь готова Жучка! У цеплюсь, гав-гав, за внучку. Пытаются вытащить Репку, Жучка громко командует. Гав-гав — взяли! Гав-гав — вместе! (Удивленно.) Гав! А Репка-то на месте! Гав — еще разок, вот так! (Огорченно.) Гав — не вытянуть никак…
Репка
(поет и пританцовывает) . Уважаема в народе, Я расту на огороде. Вот какая я большая! До чего же хороша я! Сладкая и крепкая, Называюсь Репкой я. С Репкою-красавицей Вчетвером не справиться!
Жучка.
Гав! Придется кликнуть кошку. Чтобы помогла немножко. (Зовет кошку.) Мурка! Кисонька! Беги! 8
Репку дергать помоги! Выходит, мягко ступая, Кошка.
Кошка
(ласково, чуть нараспев) . Мя-я-у! Му-y-p! Помочь я ра-а-да. Что, скажите, делать на-а-до? Поня-ла-а, ответ тут про-о-ст: Ухвачусь за Жучкин хво-о-ст. Пытаются вытащить Репку, Мурка командует. Мяу — взяли дружно вместе! (Удивленно.) Му-у-р-р, а Репка все на месте! Мяу! Мур! Еще. Вот так. (Огорченно.) Му-у-р-р… Не вытянуть никак…
Репка
(поет и пританцовывает). Уважаема в народе, Я расту на огороде. Вот какая я большая! До чего же хороша я! Сладкая и крепкая, Называюсь Репкой я Вам с такой красавицей Впятером не справиться!
Кошка
. Му-у-р! Без Мышки нам, видать, С Репкою не совладать. Поищу, пожалуй. Мышку… Где-то прячется, трусишка! Появляется Мышка, опасливо озирается, попискивает, испуганно останавливается перед Кошкой.
Кошка
(ласково) . Ты меня не бойся, крошка! Я — соседка, Мурка-кошка. Мяу! Мур! За мной беги, Репку дергать помоги!
Мышка
(радостно) . Пи-пи-пи! Как это мило! Помогу, коль хватит силы. (Обращается к залу.) Коли так — не побоюсь И за Мурку уцеплюсь. Кошки я не побоюсь И за хвостик уцеплюсь! Хватается за Муркин хвост, командует: «Пи-пи-пи! ». Все дружно дергают и, выдернув Репку, падают. Картина вторая
Дед (
обращается к залу) . Велика ль у Мышки сила! Ну да дружба победила! Вместе вытянули Репку, Что в земле сидела крепко.
Бабка
(обращается к Деду) . 9
На здоровье кушай. Дед, Долгожданный свой обед!
Внучка
(обращается к Деду) . Угости и Бабку с Внучкой.
Жучка
(обращается к Деду) . Косточкой попотчуй Жучку.
Мурка
(обращается к Деду) . Молочка дай миску Кошке.
Мышка
(обращается к Деду) . Мышке зерен дай немножко.
Все.
И закатим целый пир Развеселый на весь мир! Занавес. Заключительная часть.
Мышка
: Браво. Ребята, молодцы, молодцы! Мне очень понравился ваш спектакль.
Итог занятия
:
Воспитатель
: Ребята, скажите пожалуйста , чем иногда люди заменяют слова и передают свои эмоции, чувства, настроение? (с помощью мимики, голоса и жестов) -Скажите, что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей) -Я хочу, чтобы вы своё настроение , свои эмоции от занятия передали на бумаге в виде одного из смайликов (рисунки вывешиваются на доску).
Мышка:
Спасибо, ребята, вы многому меня научили, за это я угощу вас сушками, которые я сама насушила. (Раздаёт ребятам сушки)
Мышка:
Я побегу к своим друзьям в теремочек и расскажу обо всём, чему вы меня здесь научили. До свидания!
Воспитатель
: Артистами мы побывали Всё мышке рассказали Артисты были хороши! Похлопайте им от души! - Ребята, большое спасибо вам за занятие ,вы были настоящими артистами.. Я хочу себе на память запечатлеть на фотоаппарат ваше чувство радости от нашего занятия, которое вы конечно передадите с помощью жеста и мимики. 1. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду [Текст]/Под ред. О. Ф. Горбуновой. -М. :Мозайка-Синтез, 2010.-128с. 2. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкатерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.-112с. 10