"Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в рамках ФГОС"

Автор: Макарова Елена Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Насадская ООШ"
Населённый пункт: село Насадка
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в рамках ФГОС"
Дата публикации: 12.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в рамках ФГОС В связи с внедрением
ФГОС
изменились требования, которые предъявляются в школе к выпускнику с особыми образовательными потребностями. Теперь ученик должен не столько уметь выполнять указания, сколько решать возникающие проблемы самостоятельно. Для того, чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, учитель применяет такие подходы и методы работы, в которых происходит изменение позиции ученика: от объекта научения, получателя информации, до активного субъекта учения. В поисках наиболее приемлемых инновационных технологий обучения детей и для формирования положительной мотивации учителя активно применяют на уроках: проектную деятельность. Как известно, хороший урок – это минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Максимальной творческой деятельности ученики могут достигнуть при проведении собственного исследования. Построение образовательного процесса на основе исследовательской и проектной деятельности – привитие интереса учащимся к предмету. Цель данной технологии: создать условия для развития умений самовоспитываться, самореализовываться и социализироваться на собственном опыте и опыте других в процессе реализации проекта. Очень важно, что использование проектов в образовательном процессе личностно – ориентировано, следовательно, позволяет обучающимся учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в воспитании и обучении, включать детей в коллективную проектную деятельность, что успешно влияет на сплочение детского коллектива и индивидуализацию личности.. Учитель является руководителем и координатором проекта. Время проведения проекта зависит от темы и проектируемых мероприятий, и может длится от нескольких дней до нескольких месяцев… Проект – это пять «
П
» :
П
РОБЛЕМА –
П
РОЕКТИРОВАНИЕ ( планирование)-
П
ОИСК ИНФОРМАЦИИ –
П
РОДУКТ –
П
РЕЗЕНТАЦИЯ
Основываясь на свой опыт работы, для обоснования необходимости использования технологии проекта приведу следующие аргументы: Данная технология дает возможность: - решения проблемы по одной теме с разных точек зрения; - развития речи учащихся и расширения их кругозора ; - развития умственных и познавательных процессов; -формирования положительных мотиваций; - воспитания личностных качеств. Проектная деятельность позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся : познавательную, игровую, творческую. Цель проектной деятельности в том и заключается, чтобы научить ребят видеть проблему целостно и свободно ориентироваться в ней. Этапы проекта решают множество отдельных задач, а их совокупность представляет собой новое сложное единство. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки умений и навыков на основе решения одной и той же проблемы, где результат достигается совместными усилиями участников образовательного процесса, причем каждый выполняет свою профессиональную роль. Участники проекта совместно ведут работу по созданию оптимальной организации воспитательного пространства , согласуют свои педагогические действия: создают условия для преодоления проблем в развитии учащихся в процессе оказания им индивидуально-ориентированной, психолого- педагогической и социальной помощи; предоставляют каждому ученику возможность для самораскрытия, самостоятельного выбора способов участия во внеурочной деятельности. При работе с проектами роль учителя здесь весьма значительна. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Следующий шаг — как это делать. Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик
исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Однако, ввиду того что в современном обществе невозможно формирование полноценной, адекватной личности без знания современных информационных технологий, желательна организация проектной деятельности, основанная на использовании информационных компьютерных технологий. Таким образом, введение проектных методик, основанных на применении современных информационных технологий, является одним из немаловажных направлений в организации обучения. 1.Проект «Покормите птиц зимой», ноябрь 2014 г. Цель проекта – помочь птицам в зимнее время года, изготовление кормушек, кормление птиц. Задачи проекта: заинтересовать учеников в решении экологической проблемы при их непосредственном в ней участии. Воспитать доброе отношение учеников к проблеме. Постановка проблемы: рост численности птиц ежегодно погибающих в зимний период. Подготовка презентаций о птицах зимующих на территории Кунгурского района. Обсуждение проблемы. Реализация возможных из предложенных путей решения. Участники проекта – ученики 5 - 8 классов. Реализация проекта: изготовление кормушек для птиц, подбор корма и кормление птиц. 2.Проект «Цветочное ожерелье школы», декабрь 2013, 2014, 2015 г. Цель проекта – создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы; развитие творческих способностей учащихся; воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе; умение работать коллективе с детьми других классов. Задачи проекта: привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы; формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории. Реализация проекта проходит в несколько этапов: зима – проектирование своей клумбы (дизайн), приобретение семян; весна – обработка почвы и посев семян; лето – уход за посадками; осень – участие в районном конкурсе «Зелёное ожерелье школы» и сельском Празднике цветов, а также сбор семян и очистка клумбы.
Воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг неё всё прекрасно. Школьники занимаются озеленением территории школы, посадкой цветников и кустарников. Они чувствуют и понимают, что создавая эту красоту, будут радоваться не только они, но и все окружающие. Известный педагог В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту». В проектную деятельность активно включаются родители.