Урок литературы в 10 классе на тему "Странствия очарованной души" (по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Автор: Мозговая Жанна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ № 1 им. П.И.Николаенко
Населённый пункт: село Степное Степновский район Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературы в 10 классе на тему "Странствия очарованной души" (по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"
Дата публикации: 12.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема урока: Странствия очарованной души (по повести Н.С. Лескова « Очарованный странник»). Цели урока: 1. показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение того сложного замысла, о котором Н.С.Лесков писал, полемизируя с А.Ф.Писемским и другими своими современниками: найти «хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»; 2. проанализировать образ Ивана Флягина как носителя русского национального характера; 3 .способствовать формированию у учащихся высокой гражданской позиции. Лесков как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь и начал создавать для России иконостас её святых и праведников, маленьких великих людей. Н.С.Лесков Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. Тема пути, странничества- одна из центральных в мировой литературе. Ключевое место занимает она и в творчестве замечательного русского писателя Н.С.Лескова. Он мечтал: « Меня подёргивает написать русского еретика, умного, начитанного, свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего её только в одной душе своей» Сегодня на уроке мы поговорим о повести «Очарованный странник», которая разворачивает перед читателем основную тему творчества Н.С.Лескова- тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумий, трудном познании героем самого себя. Итак, тема нашего урока –Странствия очарованной души. Цель урока – постараться увидеть конкретное художественное воплощение того сложного замысла, о котором Н.С.Лесков писал, полемизируя с А.Ф.Писемским и другими своими современниками: найти «хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»; проанализировать образ Ивана Флягина как носителя русского национального характера. (Запись в тетради) 70-ые годы 19 века- особенное время. Размышляя о будущем страны, о её надеждах и чаяниях, русское искусство находило точку опоры в богатырской силе народного характера, силе дремлющей, опутанной невежеством, предрассудками, но мощной и неистребимой. Именно в эти годы прозвучала Богатырская симфония А.П.Бородина, воплощением этой темы станут «Богатыри» В.Васнецова; могучее дыхание этой темы звучит и в музыке М.Мусоргского, в полотнах И. Репина, Крамского. Под влиянием этих произведений у Л. Н. Толстого возникла мысль написать повесть о путешествующем по России
мужике, напоминающем Илью Муромца, но этот замысел не осуществился. А повесть о странствующем мужике , похожем на Илью Муромца, в 1873 году написал Н.С.Лесков. Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли Русской, возникла у писателя после посещения святынь русского Севера- островов Валаама и Соловков. Толчком послужил спор с критиком А.Ф. Писемским, так воплощенный на экране Просмотр эпизода. 2. Словарная работа. Да, так лесков и написал : и пошел я искать и записывать. Название записанной им истории звучит таинственно, загадочно, кажется, недоступно пониманию. Звучит оно печально и поэтично, чувствуется в нем какая-то тайна. - Кто же такой странник? И почему он очарованный? 3. Беседа по тексту: А)-- Каким предстает перед нами Иван Северьяныч Флягин? ( зачитать описание) -- Какая тема возникает рядом с темой странничества? Почему? Любой былинный богатырь или реальный странник, как известно, рано или поздно оказывается на распутье. Так же и наш герой. -- Какой путь выбирают, как правило богатыри? -- А герой Лескова? В чем призванье Флягина? (зачитать цитату из гл. 2). -Что вы можете сказать об особенностях личности повествователя? 4 Вспомните, какие испытания выпали на долю Ивана Флягина? 1. Крепостной форейтор. Побег. 2. В няньках. 3. Поединок и плен. 4. Конэсер. 5. Любовь. 6. Без имени. 7. Монастырь. Призвание. Рассказ ведётся от имени человека, много пережившего в много понявшего, исповедь героя напоминает бусы, каждый эпизод нанизан на нитку его судьбы. Перед нами своеобразное житие грешника, ставшего праведником, путь такого праведника- настоящее хождение во мукам. Б) – Каким мы видим Ивана Голована в начале его жизненного пути? Приведите примеры, когда он действовал под влиянием порыва. -- Как происходит воспитание чувств? Через какие испытания проводит его автор? -- Какие новые для нас свойства личности Ивана Северьяныча открываются в этих эпизодах? 5. Выразительное чтение отрывка 1. Прочитайте одно из таких описаний: /«Кобылица была, точно, дивная, ростом не вели конька, в подобье арабской, но стройненькая, головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки
сторожкие; бочка самые звонкие, воздушные, спинка, как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые. Я как подобной красоты был любитель, то никак глаз от этой кобылицы не отвлеку. А хан Джангар видит, что на всех от нее зорость пришла и господа на нее как оглашенные цену наполняют, кивнул чумазому татарчонку, а тот как прыг на |нее, на лебедушку, да и ну ее гонить,— сидит, знаете, по-своему, по-татар ски, коленками ее ежит, а она под ним окрыляется и точно птица летит и не всколыхнет, а как он ей к холочке принагнется, да на нее гикнет, так она так вместе с песком в один вихорь и воскурится. «Ах ты, змея! — думаю себе,— ах ты, стрепет степной, аспидский! где ты только могла такая зародиться?» И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию. Пригонил ее татарчище назад, она пыхнула сразу в обе ноздри, выдулась и всю усталь сбросила и больше ни дыхнет и ни сапнет. «Ах ты,-— думаю,— милушка; ах ты, милушка!» Кажется, спроси бы у меня за нее татарин не. то что мою душу, а отца и мать родную, и тех бы не пожалел Какими средствами достигается эмоциональность этого описания? /Ученики говорят о точности и красочности эпитетов, об уменьшительных суффиксах, которые придают речи героя особую окраску. Таким образом, Иван Северьяныч в этом рассказе предстает как человек, умеющий передать это чувство в ярком поэтическом слове. Лесков наделяет своего героя свойствами художника и поэта./ 6. – какова же истинная причина, заставившая его решиться на перепор? И как следствие- плен. - Как ему живется в степи? Как он относится к татарам? - Завершились ли его испытания побегом? --Чем объясняются его запои после получения документа, когда, казалось бы, все в жизни благополучно налаживается? -- Что стало переломным моментом в судьбе Флягина? - Чем поразила Грушенька Ивана? Пожалуй, самая потрясающая сцена повести- сцена прощания Грушеньки и Ивана. Просмотр эпизода. --- Какая сила управляет Флягиным, столкнувшим Грушу в воду? Что вы думаете о его поступке? Грешник он или праведник? (В страшном противоречии, в неизбывном страдании, слились в безумном страдании, в тоске греховность и праведность героя, в убийстве им любимой женщины – высшее милосердие, высшее проявление человечности, в его поступке – боль за другого человека и страшная решимость погубить свою душу, но спасти душу жестоко страдающего любимого человека. В его порыве – неосознанное желание помочь, защитить, спасти от самой себя, избавить от неизбывных мук.) - Докажите, что убийство Груши- акт самопожертвования Ивана. ( из гл.19) -- Когда начинается его путь к истинной вере?
Итак, Иван во власти очарования, он действует словно не по своей воле. А по велению высшей силы. Таково очарование красотой. -- Что меняется в судьбе и в жизни Ивана после смерти Груши? - Что привело его в монастырь?( просмотр эпизода) - Почему он не принимает старший постриг? - К какому жизненному итогу он приходит? ( просмотр эпизода) «Мне за народ очень помереть хочется». Итак, пророчество свершилось .Вымоленный у Господа человек обрёл смысл жизни, предопределенный ему изначально. Влекущая и манящая сила, толкавшая его и не дававшая ему покоя, разрешилась в осознанном чувстве любви к Родине. - Чем же очарован наш странник? Всё очарование объединилось в сознании И.С. в одно понятие Родины и её народа: ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы – кони- все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, дети, красавицы- женщины- родной народ. И все это достойно очарования. Вот отчего Флягину –Головану, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется» Сила духа горит в очах русских праведников и грешников, глядящих с икон и с этих портретов то ли на нас, то ли внутрь себя, очарованность, необъяснимая, нечеловеческая в своей мощи и очень человечная в своей теплоте, сила любви к родной земле, с которой никому не дано совладать .Сила эта, дух этот, очарованность эта живут в каждом слове лесковского
произведения, в каждом звуке музыки Бородина, Мусорского, Чайковского, в каждом полотне левитановских, васнецовских, васильевских картин..Мысли эти, чувства эти, краски эти звучат в стихотворении Тютчева Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса. И увядание земное Цветов не тронет неземных, И от полуденного зноя Роса не высохнет на них. И эта вера не обманет Того, кто ею лишь живёт, Не всё, что здесь цвело, увянет. Не всё, что было здесь, пройдёт. Но этой веры для немногих Лишь тем доступна благодать, Кто в искушеньях жизни строгих, Как вы, умел, любя, страдать. Чужие врачевать недуги Своим страданием умел. Кто душу положил за други И до конца всё претерпел. Звучит песня «Вижу чудное приволье» 7. Итоги урока. 1. Что дало вам чтение и изучение «Очарованного странника» Н.С. Леского? 2. Как воспринималось это произведение после первого чтения и как воспринимается оно сейчас? 3. Что вы вынесли из этого произведения? Какие образы, мысли, чувства? Домашнее задание: 1. Написать сочинение-миниатюру «Нужны ли современной России праведники?»