Интегрированный урок обучение грамоте + технология 1 класс Тема: " Звуковой анализ слов "Кот и Кит". Оригами кот и кит

Автор: Мороз Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области"
Населённый пункт: с. Грачев Куст
Наименование материала: конспект
Тема: Интегрированный урок обучение грамоте + технология 1 класс Тема: " Звуковой анализ слов "Кот и Кит". Оригами кот и кит
Дата публикации: 13.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской

области

Технологическая карта урока

Интегрированный урок обучение грамоте + технология

1 класс

Тема: « Звуковой анализ слов «Кот и Кит». Оригами кот и

кит

Разработала учитель начальных классов

Мороз Светлана Викторовна

Образование: высшее

Категория: высшая

Стаж работы: 27 лет
1

Предмет:
литературное чтение, технология
Тип урока:
открытие новых знаний.
Тема: Звуковой анализ слов «кит» и «кот». Оригами кот и кит

Цель деятельности
:  познакомить со звуковой системой и звуковым анализом слов «кит» и «кот»;  научить сравнивать эти слова по звуковой структуре.  подбирать слова к заданным схемам, проводить звуковой анализ слова, составлять рассказ по сюжетной картинке;  побудить к проявлению чувства любви, нежности и заботливого отношения к животным.  Развивать умение аккуратно и точно сгибать бумагу
Планируемы результаты обучения:

Предметные
: знают понятие «звуки»;умеют различать слово, слог, звук, качественные признаки звуков; решать учебные и практические задачи- проводить звуковой анализ строить модели звукового состава слов.
Метапредметные( критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий -УУД):

Познавательные:
общеучебные
-
составление рассказа по сюжетным картинкам; логические–сравнение звуковых схем слов; подбор слов к заданным схемам.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу
;
уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные
: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнения сверстников по обсуждаемой проблемы
Цель: к окончанию урока мои ученики:

будут иметь
представление о звуковой структуре слова 
будут уметь
выделять звуки в слове; моделировать звуковой анализ слова с помощью фишек; 
приобретут
навыки сотрудничества с учителем и детьми; 
смогут поразмышлять
над различием твёрдого звука [ к ] и мягкого звука[ к ]; 
смогут проявить
активную позицию на уроке; познавательный интерес к изучаемому материалу. 
Смогут самостоятельно изготовить фигуру кота и кита

Формы организации познавательной деятельности:
групповая, фронтальная.
Методы обучения:
 по источнику знаний: словесные, практические;  по уровню познавательной активности: частично - поисковый;  по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: карточки со схемами слов, фишки, презентация Microsoft Office Power Point
2


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Мотивация к

деятельности.

Актуализация

и постановка

учебной

задачи.
Этапы урока - Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Слайд 2
- Как вы понимаете эти слова? - Я желаю вам успеха на уроке. - От ваших прекрасных слов классе стало уютнее и теплее. К нам в гости заглянуло солнышко. Посмотрите, на солнышке нет лучиков. У вас на партах лежат лучи желтого и синего цвета. Если у вас хорошее настроение и вы готовы работать возьмите луч желтого цвета , а если наоборот то луч синего цвета Ребята, а что оно нам принесло? (Схему слова.)
слайд № 3
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (Будем работать со схемой слова, будем учиться выделять звуки). - Какую учебную задачу можем поставить перед собой на уроке? (Научиться выделять звуки). - Как вы считаете, сколько слов мы будем анализировать? (Два). - Почему? (Потому что на партах приготовлены две схемы). Деятельность учителя
Групповая работа.

-
Для того, чтобы узнать с какими словами мы будем работать, вы должны отгадать загадки
слайд 4
– Кошки – главные герои нашего урока. – У кого из вас есть кошка или кот? Какие они у вас? (Рассказы детей о своих питомцах.) Объясняют собственное понимание пословицы. Принимают учебную задачу. Собирают солнышко. Деятельность ученика определяют слово для звукового анализа. Мотивационная готовность к учебной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу. УУД Умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками Умение контролировать действия партнера. 3

Открытие

нового знания.
- С какими словами мы будем работать? ( Кит, кот). Определите тему урока и поставьте для себя цели. (тема: Звуковой анализ слов: кот и кит. Цель: Научиться делать звуковой анализ. Определить чем похожи и чем различаются слова.) - В этой сказке нет порядка, Что ни слово – то загадка! Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ а) Звуковой анализ слова
кот
(работа в парах).
Слайд 5
- Скажите друг другу слово кот так, чтобы услышать первый звук. ( [к]от) - Какой первый звук в этом слове? - Обозначьте фишкой звук [к] на схеме слова. Скажите друг другу слово кот так, чтобы услышать второй звук. (к[о]т) - Какой второй звук в этом слове? - Обозначьте фишкой звук [о] на схеме слова. Скажите друг другу слово кот так, чтобы услышать третий звук. (ко[т]) - Какой третий звук в этом слове? - Обозначьте фишкой звук [т] на схеме слова. - Прочитайте слово по схеме. Молодцы. С задание справились. А сейчас мы изготовим кота. У вас на партах лежат фигуры. Голову кота я вам помогла сделать. Нам с вами надо изготовить туловище. ( см. приложение № 1) б) Звуковой анализ слова
кит
(работа в парах).
Слайд 6

Физминутка. Слайд 7
Игра «Кто сказал “мяу”?» Определяют тему урока . Ставят для себя цели. Воспроизводят заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Моделируют звуковой состав слова. Соотносят слова с соответствующими схемами. Сравнивают звуки в словах. Моделируют звуковой состав слова в игровой ситуации. Работают под руководством учителя. Моделирование. Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы. Умение осуществлять анализ объектов и синтез как составление целого из частей. Умение проводить сравнение по заданным критериям. Умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками и с учителем. 4

Самостоятель-

ная работа.
Участники игры выбирают водящего, остальные превращаются в «кошачье семейство», каждому члену которого есть что сказать. Ведущий становится к «семейству четвероногих» спиной и пытается угадать, какой «кот» (то есть кто из играющих) подкрался к нему и сказал «мяу». Мяукать «коты» могут на все лады: то тихо и вкрадчиво мурлыкать, то требовать еду, то истошно вопить… Если «кот» узнан, он становится водящим. в) Сравнение звуков в словах.
Слайд 8
- Найдите одинаковые звуки. - Найдите разные звуки. Молодцы. С задание справились. А сейчас мы изготовим кита. У вас на партах лежат фигуры. ( см. приложение № 2) – Пусть этот кит отдыхает, а у нас в гостях другие кошки и коты, герои литературных произведений.
3. Выставка книг.
Учитель знакомит детей с выставкой книг : «Загадки», «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Кот-ворюга», «Усатый, полосатый», «Трое из Простоквашино» и др.
4. Работа по учебнику. ( работа в группе) вспомнить
– Герои произведений приготовили для вас задания. – Рассмотрите иллюстрацию. Определите по схеме, сколько звуков в слове? (3 звука.) – «Прочитайте» по схеме слово. (Кот.) – Сколько звуков в следующей схеме? (5 звуков.) – Как еще можно сказать? Не кот, а… (кошка). – Сколько звуков в последней схеме? (7 звуков.) – Кто догадался, что же это за слово? (Котенок.) – Какое определение лучше всего подходит к данному рисунку? Соедините рисунок и схему.
-
Поиграем, вы будете звуками слов кот и кит. Соотносят слова с соответствующими схемами. . Оценивают результат своей деятельности. Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы. Умение контролировать и оценивать свои действия. 5

Игра «Живые

звуки».
- Назовите первый (второй, третий ) звук в слове кот. (Ребёнок, первым назвавший звук, выходит к доске и берёт фишку). - Звуки, встаньте по порядку. Прочитайте слово. (Кот) - Назовите первый (второй, третий ) звук в слове кит. (Ребёнок, первым назвавший звук, выходит к доске и берёт фишку). - Звуки, встаньте по порядку. Прочитайте слово. (Кит) - Назовите одинаковый звук. ([т]) - Звуки [т] поменяйтесь местами. - Прочитайте слова. Изменились ли слова? (Нет) - Давайте попробуем поменять первые звуки в словах. Прочитайте слова. (Кёт, кыт) - Одинаковые звуки? (Нет, один звук твёрдый, а другой – мягкий.) - Звуки, встаньте на свои места. - Спасибо, ребята, садитесь.
Слайд 9-10
Интересные сведения из жизни кошек
5. Конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».
– Этот серый котенок предлагает вашему вниманию конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?». 1. Вой, рычание и урчание означают… («не подходи ко мне, не отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя»). 2. Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у нее… (все в порядке, она безобидна и дружелюбна). 3. Различное звучание «мяу» означает… («мне необходимо внимание по какому- либо поводу»). 4. Хвост хлещет по бокам… («я сейчас нападу, берегись»). 5. Кончик хвоста подрагивает… (кошка возмущена). 6. Любящая кошка непременно… (потрется о ваши ноги). 7. Если хвост взъерошен и опущен… (кошка испугана) Что правда, то правда: кошка свободолюбивое животное. Ее не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы ее погладили, приласкали, она придет к вам сама, поверьте! Отвечают на вопросы учителя 6

Рефлексия.
Помните, кошки – дальние родственники тигров. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, гладить незнакомых кошек. Если человек не нравится коту, тот может прокусить ему руку, расцарапать ее, занести инфекцию, кинуться в лицо. Если кошка укусила, то надо обратиться к врачу. А вообще, кошка – очень преданное животное. Какое «чудо» сегодня произошло? – Как кота превратить в кита? - Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке? Посмотрите на доске есть еще одно солнышко. Оно опять без лучиков На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голу- бого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Спасибо за урок.
.слайд №11
Работают с лучиками.
Приложение № 1 « Котенок»
7
1. Для мордочки и туловища потребуется два небольших квадрата 2. Один квадрат складываем по диагонали 3. Узкие углы треугольника отворачиваем наверх немного наискось, делаем таким образом, ушки 4. Верхний толстый уголок отгибаем вниз. Переворачиваем. 8
5. Получилась голова котёнка. Дорисуем детали
Туловище котёнка
1. Второй квадрат складываем по диагонали и разворачиваем 2. Боковые углы складываем к середине (базовая форма: воздушный змей) 3. Нижний уголок загибаем назад, он будет хвостиком 4. Рисуем лапки, приклеиваем детали. 9

Приложение № 2 Маленький кит
1. Берём квадрат. Складываем по диагонали и разгибаем 2. Боковые углы соединяем в середине 10
3. Верхний уголок загибаем на себя 4. Фигуру складываем пополам загнутыми краями внутрь 5. Острый уголок отгибаем произвольно вверх 6. Переворачиваем. Рисуем глазки и ротик. 11