СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ "ИДЕНТИЧНОСТЬ", "ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Автор: Пекина Олеся Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №56"
Населённый пункт: Иркутская обл, город Зима
Наименование материала: Статья
Тема: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ "ИДЕНТИЧНОСТЬ", "ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Дата публикации: 13.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ИДЕНТИЧНОСТЬ», «ПОЛОРОЛЕВАЯ

ИДЕНТИЧНОСТЬ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Пекина Олеся Викторовна
Проблема формирования полоролевой идентичности человека является одной из важнейших проблем психологии. Это связано с тем, что полоролевая идентичнось рассматривается как базовый конструкт личности, который оказывает влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на развитие личности в целом. Несмотря на большое внимание исследователей, понятия «идентичности», «полоролевой идентичности» не имеют однозначного подхода к толкованию, что обуславливает необходимость анализа сущности данных понятий. Понятие «идентичность» в психологии является неоднозначным, что обусловлено его природой. По мнению Т.В. Бендас, у данного термина есть две противоположных стороны. Одна сторона означает неизменность во времени, близость к понятию «аналогичный», «тот же самый». Другая сторона близка к понятию самости самого себя, то есть отличительную характеристику, отражающую устойчивость, постоянство и непрерывность [3]. Представления об идентичности начали формироваться достаточно давно. Ранние вопросы, связанные с идентичностью уже рассматриваются в психоаналитической теории. З.Фрейд под идентификацией понимал отождествление субъектом себя с некоторым внешним лицом, с определённой силой авторитета, которую представляют фигуры родителей. Идентификация является очень важным механизмом [8]. Позднее в работах Э. Эриксона началась более глубокая разработка категории идентичности. Э. Эриксон рассматривал разные аспекты данного понятия. Согласно его позиции, идентичность индивида основывается на ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве, а также на основании того факта, что твои тождества и непрерывность признаются окружающими [9]. А.В. Микляева в категории «идентичность» выделяет следующие ключевые характеристики: 1. Идентичность представляет собой внутреннюю структуру, которая объединяет разные стороны личности в единое целое без утраты их своеобразия. 2. Идентичность имеет уровневое строение, элементы её структуры могут быть представлены как на осознанном, так и неосознанном уровне. 3. Идентичность представляет собой динамическое образование, развитие которого может происходить посредством перехода её элементов на новый уровень и посредством кризисов идентичности [6]. И. Гофман выделяет три вида идентичности: 1) социальная идентичность - типизация личности другими на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит;
2) личная идентичность - личностные свойства, индивидуальные признаки человека; 3) Я-идентичность - субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своего своеобразия [4]. Влияние человека на информацию о себе, которая транслируется на социальное окружение, И. Гофман называет политикой идентичности. Для этого используются различные типы техник - техника избегания, техника компенсации. Термин «полоролевая идентичность» в научной литературе часто рассматривается с такими понятиями как «половая идентичность», «гендерная идентичность», «сексуальная идентичность» и т.д. По мнению В.Н. Павленко, в западной психологии полоролевую идентичность рассматривают часто как фундаментальное экзистенциальное чувство собственной маскулинности и фемининности, как восприятие своего пола в форме социально- психологического конструкта, совпадающего с биологическим полом [7]. Ш. Берн рассматривает полоролевую идентичность как отдельный класс сознательных и бессознательных репрезентаций «Я». Формирование полоролевой идентичности начинается с раннего восприятия анатомических различий и существенно усиливается мысленно возникающими из желаемых фантазий идентификаций и страха Эдипова периода. В результате возникает сложная группа репрезентаций «Я», более-менее несмешанных и непротиворечивых, в которых отражаются различная степень реальности и степень согласованности реального тела, сексуальная роль поведения и функционирования [4]. По мнению Т.В. Бендас, главную роль в формировании полоролевой идентичности играет маскулинная и фемининная идентификация, являющаяся результатом длительного развития и разрешения конфликтов функционирования защитных механизмов [3]. Полоролевая идентификация как процесс и результат определяется как обретение ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое. В соответствии с данным определением полоролевая идентификация предполагает когнитивную составляющую как отождествление себя с человеком определенного пола и поведенческую как обретение особенностей поведения человека определенного пола. В структуре полоролевой идентичности И.С. Клецина выделяет следующие компоненты: когнитивный (познавательный) - осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) - оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности-фемининности; конативный (поведенческий) - самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на
основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями [7]. В модели, разработанной Egan and Perry выделяется пять компонентов полоролевой идентичности: знание своей половой принадлежности, половая типичность (воспринимаемая степень сходства с представителями собственного пола), удовлетворенность своей половой принадлежностью, ощущаемое давление со стороны сверстников, родителей и собственной личности в сторону соответствия полоролевым нормам и внутригрупповая предвзятость (представление о превосходстве своего пола над другим) [3] S.L. Bern, считает, что термины, близкие к понятию «полоролевая идентичность», в частности, «половая идентичность», представляют собой категорию, которая относится к восприятию человеком своей мужественности или женственности. Термин «сексуальная идентичность» в большей степени рассматривается в контексте биологических сексуальных характеристик. При нормальном развитии человека формируется монолитная структура, в которой синтезированы разные виды идентичности и они обеспечивают отсутствие у человека сомнений относительно своего пола и особенностей полоролевого поведения [10]. Соотношение между данными близкими понятиями наблюдается в том, что полоролевая идентичность формируется на базе половой идентичности, которая не является тождественной и она означает выбор сознательных или бессознательных паттернов взаимодействия с другими людьми на основе осознания своего пола. В модели половой идентичности, которая базируется на Я-концепции и соотносит личностные и социальные аспекты, А. Арчер выделяет следующие составляющие: адаптационная (социальная) половая идентичность описывает то, как личность соотносит свое реальное поведение с поведением других мужчин и женщин, целевая концепция «Я» - набор индивидуальных установок мужчины (женщины) на то, какими они должны быть, персональная идентичность -личностное соотнесение себя с другими людьми, Эго- идентичность - глубинное психологическое ядро того, что личность человека как представителя пола означает для самого себя [3]. Эта модель половой идентичности построена на двух основных принципах: 1) уровневом соотнесении отдельных ее аспектов и 2) независимости, ортогональности маскулинности и фемининности как ее измерений. Первый уровень - «Я - рефлексивное» - совокупность субъективных представлений о том, какими их видят другие, одна из составляющих Я- концепции Р. Бернса, использующейся Н.В. Дворянчиковым для определения половой идентичности. Второй уровень - полоролевая идентичность или образ Я как представителя определенного пола, полоролевые идеалы, ориентации, стереотипы, установки и т. д., некоторое Я-идеальное тоже одна из составляющих Я-концепции. У В.Е. Кагана это соответствует ролевой идентичности.
Третий уровень представлен персональной половой идентичностью, описывающей сравнение собственных личностных характеристик с образами личностей мужчин и женщин вообще, т.е. «Я- реальное» (составляющая Я- концепции), отражающее то, что означает личность человека, как представителя определенного пола, для самого себя (пропорция маскулинности/фемининности «Я - реального»). У В.Е.Кагана - это интеграция базовой и ролевой идентичностей, которая характеризует соотнесение представлений личности о маскулинности - фемининности в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности. Наиболее глубоким уровнем является четвертый уровень эго- идентичности, который обозначают как базовую половую идентичность, в модели Я-концепции в какой-то степени соответствующей Я-экзистенциальное и понятию самости у К. Юнга. В модели В.Е.Кагана это базовая половая идентичность, соответствующая самому глубинному уровню, определенному психофизиологически, который в основном редко осознается. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в феномене половой идентичности в первую очередь акцентируются соматические признаки, на основе которых формируется идентичность человека как представителя определённого пола. В феномене психологического пола особую значимость приобретают психологические поведенческие проявления личности как индикатора мужского и женского. Именно они наполняют содержанием самосознание личности, связанного с полом. В полоролевой идентичности на первый план выступают параметры поведения из категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек конструирует свою идентичность как представитель какого-либо пола. Полоролевая идентичность представляет собой осознание и принятие себя как человека определенного пола, представления о половых ролях, положительное отношение к себе как представителю определенного пола. Формирование полоролевой идентичности происходит в процессе полоролевой идентификации.
Литература
1. Арчер, П. Половые роли в детстве: структура и развитие [Текст] / П. Арчер // Детство идеальное и настоящее. - Новосибирск, - 2014. – 120 с. 2. Бем, С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем. – М. : РОССПЭН, 2014. - 336 с. 3. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] / Т. В. Бендас. - СПб., 2005. - 267 с. 4. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. – СПб. : «Прайм- Еврознак», 2001. – 210 с. 5. Кон, И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И. С. Кон. - М. : «Академия», 2003. – 334 с.
6. Микляева, А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47. 7. Павленко, В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии [Текст] / В.Н. Павленко // Вопросы психологии. 2010. -№ 1. - С. 135-141. 8. Фрейд, З. Три очерка детской сексуальности [Текст] / З. Фрейд. СПб., 2011. – 193 с. 9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон : пер. с англ. М. : Прогресс, 2006. - 344 с. 10. Bern, S. L. Sex-role adaptability: One consequence of psychological androgyny Text. / S. L. Bern // J. of Personal and Social Psycholgy, 1977, v. 31, p. 634-643.