"Имя прилагательное как часть речи"

Автор: Алексеева Екатерина Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ №3
Населённый пункт: рп. Ильиногорск
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: "Имя прилагательное как часть речи"
Дата публикации: 13.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема:
«Имя прилагательное как часть речи»
Цель деятельности учителя
1.Расширить знания об имени прилагательном как части речи. 2.Выявить основные группы признаков имён прилагательных. 3. Определить начальную форму имени прилагательного. 4.Закрепить пройденный учебный материал.
Тип урока
Комбинированный урок
Планируемые

образовательные результаты

Предметные
: -знают характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; -умеют рассказать об имени прилагательном, доказать принадлежность слова к имени прилагательному, определять морфологические признаки имени прилагательного, употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные
:
-Регулятивные УУД:
- понимают и формулируют проблему, - формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы; - планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; - самостоятельно оценивают правильность выполнения действий, - вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -
Коммуникативные УУД:
- работают в парах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами; - выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта; - высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают; - слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
-Познавательные УУД:
-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую, -строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Личностные
: -уважительное отношение к родному языку; -формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; -стремление к речевому самосовершенствованию
Методы обучения
Наблюдение над языком, эвристический метод
Формы обучения
Индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы

Основные понятия
Имя прилагательное, морфологические признаки прилагательного, синтаксическая роль прилагательного
Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства

Результат

1.Мотивация к учебной

деятельности
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Вступительное слово - Начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете? - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.(Слайд с изображением сундучка) А оценивать работу на уроке нам поможет оценочный лист. Вы будете оценивать каждое выполненное задание, а в конце урока мы подсчитаем ваши баллы и оценим работу на уроке Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
2. Актуализация и пробное

учебное действие.

Выявление затруднений.
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
«Мозговой штурм»
Продолжите предложение (предложения на слайде) -Раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы называется …(Морфемика) -Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи называется …(морфология) -Части речи делятся на …(служебные, самостоятельные и междометия) -К самостоятельным частям речи относятся …(сущ, прил, чистит, глагол, местоимние, наречие) -К служебным частям речи относятся …(союзы, предлоги, частицы) Проведем небольшую
орфографическую разминку.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания Эвристическая беседа, ответы на вопросы Повторение пройденного материала, повторение правил «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных »; «Буквы Е-О после шипящих в корне»; « Употребление Ь на конце существительных после шипящих»
(На слайд выводятся слова с пропущенными буквами) Молодежь, мяч, камышом, желтый, с товарищем, шёпот, капюшон, челка Устная работа со словами . -Какие орфограммы мы повторили при работе со словами? Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. 3.
Проблемная ситуация
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося -Ребята,а теперь посмотрите на слайд и послушайте текст(Чтение учителем текста с пропуском слов, текст на экране с пропуском слов) Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестринками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (прямой) клюв. - О какой птице идёт речь? Можете вы это определить
?
Какие средства языка помогут нам узнать птицу? (дети отвечают, на экране появляются прилагательные). -К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? Слушают, рассматривают учебные пособия, сравнивают тексты, делают выводы Учащиеся проговаривают, каких слов не хватает, к какой части реи они относятся Эвристическая беседа, работа с текстом Сформулирована проблема

4.Постановка темы и

целей урока
Цель этапа: Сформулировать цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя -Давайте сформулируем тему урока. - Запишите тему урока «Имя прилагательное как часть речи». -Сегодня у нас разговор об удивительной части речи. Как вы думаете, какие цели стоят перед нами сегодня на уроке? (повторить и расширить знания об имени прилагательном) Ребята, с чего нужно начать изучение этой части речи? Если возникнут затруднения провести аналогию с изучением имени существительного -На предыдущих уроках мы с вами тоже изучали часть речи, какую?(Существительное) Давайте вспомним с чего мы начинали изучение имени существительного?(значение, опросы, морфологич.признаки, синтаксическая роль) (Цель учителя подвести к выстраиванию плана действий) -Давайте попробуем составить план, который поможет нам при изучении прилагательного. 1.Дать определение имени прилагательного 2.На какие вопросы отвечает 3.Охарактеризовать морфологические признаки 4.Определить синтаксическую роль в предложении Цель и план на слайде Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Совместно с учителем проговаривают план действий Сформулирована цель урока и план действий 5.
Проблемное объяснение

нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и - Откройте учебники стр. 83, найдите информацию об имени прилагательном, знаком «+» отметьте ту, которая вам известна, знаком «-» - ту, которая является для вас новой. Работа с правилом по учебнику Эвристическая беседа, работа у доски, индивидуальная . осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое имя
первичного закрепления учащимися, что такое имя прилагательное и алгоритм его определения - Что нового вы узнали об имени прилагательном? - Для чего нужны прилагательные в речи?
Слайд
. Определение имени прилагательного. Примеры словосочетаний.
Слайд.
На какие вопросы отвечает Задание: составьте по два словосочетания для каждого вопроса имени прилагательного.
Слайд
Морфологические признаки Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания 1 вариант –жемчужные росы 2 вариант – озеро серебряное Два ученика за доской -Изменилось ли прилагательное? (Да, так же как и существительное) -Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает нам определит падеж? (сущ)
Слайд
. Имя прилагательное изменяется по числам Вопрос-ловушка. Поставьте в ед. числе – стальные ножницы. С
лайд
. Имя прилагательное изменяется по родам. Задание (разноуровневое): уровень А - 2 столбик, уровень Б – 1 столбик • Красив… (тюль) Голуб… (берет) • Горяч…. (кофе) Сильн… (шторм) • Тепл… (шаль) Син…(море) Работа со словосочетаниями работа, работа в парах прилагательное и алгоритм его определения
• Чёрн…(рояль) Кисл…(яблоко) Задание выполняется устно Вопрос - ловушка: настоящий егоза - правильное словосочетание? Обоснуйте свой ответ.
Слайд
. Изменяются по падежам. Задание (разноуровневое) уровень А – вставляют окончания, уровень Б – еще определяют падеж. • К дальн… (озеру) • Свеж… (морса) • Приятн… (вечером) • О глубок… (реке) Работают в парах
Слайд
. Синтаксическая роль прилагательных. Выясните, какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении. Запишите: Бесстрашные птицы отважно защищали ласточкино гнездо. Вода в озере холодная. - Дайте характеристику данным предложениям. - Выполните синтаксический разбор. Работа по разбору предложения. Ученик у доски проговаривает ход разбора во внешней речи.
6.Физ. минутка (пауза

релаксации)
Немного отдохнем. Давайте, ребята, проведем такую игру, встаньте. Я буду называть вам слова. Если вы услышите имя прилагательное, вы должны хлопнуть в ладоши Мальчики, веселый, птичка, фиолетовый, ловкий, бегают, летают, девочки, радостные, умный, играют. Участвуют в физ.минутке Создаёт игровую ситуацию
- Молодцы, садитесь на свои места.
7.Самостоятельная работа
Ученикам предлагается написать мини-сочинение(5 предложений) на тему «Весенний день) На слайде –опорные слова (небо,облака, лес, дорога и т.п) Взаимопроверка, зачитываются 1-2 работы Составляют текст письменно в тетрадях Индивидуальная работа Связный текст на заданную тему
8.Саморефлексия

деятельности (подведение

итогов занятия)
Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий Вот и подошел к концу наш урок. -О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали об имени прилагательном? Давайте оформим на доске схему ( к доске выходит ученик, который из заготовку составляет схему) -Ребята,что нового вы узнали на уроке? -Что вам показалось сложным? -А теперь давайте оценим нашу работу на уроке, обратимся к оценочным листам. Подводят итоги занятия, оценивают свою работу Эвристическая беседа Проведена рефлексия Оценена работа за урок Значение Морфологиче ские признаки Признак предмета Род( в ед.числе), падеж,жисло Какой? Чей? Который? Вопросы Определение, сказуемое Синтаксическа я роль
Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными. Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение. Выставление оценок
Д/з:
Запишите домашнее задание: 1) Параграф 101, правило 2) Упражнение 570

Оценочный лист
Ф.И. Тема
Задание

Самооценка

Оценка учителя
«Мозговой штурм» Орфографическая разминка Работа с текстом Работа с правилом Определение имени прилагательного Работа со словосочетаниями Разбор предложения Составление текста Рефлексия
Итого

Оценка за

урок
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.

Оценочный лист
Ф.И. Тема
Задание

Самооценка

Оценка учителя
«Мозговой штурм» Орфографическая разминка Работа с текстом Работа с правилом Определение имени прилагательного Работа со словосочетаниями Разбор предложения Составление текста Рефлексия
Итого

Оценка за

урок
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.