"Организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в рамках профилактической деятельности в школе".

Автор: Огурцова Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ №7"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в рамках профилактической деятельности в школе".
Дата публикации: 13.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация психолого-педагогического сопровождения

участников образовательных отношений

в рамках профилактической деятельности в школе.
В последнее десятилетие употребление несо вершеннолетними психоактивных веществ превратилось в проблему, которая представляет серьезную угрозу здоровью, социальной сфере и правопорядку. Наша учебная организация, к сожалению, не является исключением. На учете в ОДН ОМВД состоит 3 учащихся за употребление ПАВ, 2 обучающихся за употребление спиртных напитков, что составляет 0,9 % от общего количества учеников. (573 обучающихся). Принято считать, что большинство детей, употребляющих ПАВ, воспитываются в неполных семьях — там, где есть только мать (реже — отец). Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: по данным социального паспорта школы около 80% несовершеннолетних, имеющих опыт употребления ПАВ, живут вместе с обоими родителями. Главное значение имеет не со став семьи, а характер атмосферы, складывающейся в доме, эмоциональная близость и доверие, ко торое оказывают члены семьи друг другу. Аристотель говорил: «Пьяницы рождают пьяниц». Действительно, в семьях, где родители пьют и курят, дети значительно чаще приобщаются к такому образу жизни, чем дети из обычных благополучных семей. Однако, что здесь играет ве дущую роль — генетические особенности или общий низкий уровень здоровья ребенка, а также неблагоприятный семейный микроклимат — неизвестно. Ведь до сих пор генетический маркер наркозави симости не найден. Проживание ребенка в неблагополучной среде не является «диагнозом», но оно резко уве личивает опасность даже однократной пробы психоактивного вещества. Поэтому такие дети нуждаются в особом сопровождении. Не секрет, что у большинства взрослых на общение с собственными детьми просто не хватает времени. В условиях Крайнего Севера эта проблема осложняется вахтовым методом работы родителей учащихся. В нашей школе это около 30 % отцов учащихся и около 5 % матерей. Взрослые вынуждены проводить на работе основную часть времени. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же
не в состоянии что-либо изменить. В этом случае мы рекомендуем родителям продумать организацию внеурочной занятости сына или дочери, способствовать вовлечению их в секции, детские объединения на базе школы и учреждений дополнительного образования города. Ошибки семейного воспитания мо гут подтолкнуть ребенка к употреблению ПАВ. Но именно семья способна обеспечить ребенку стойкий иммунитет к этому соблазну. Эффективность педагогической профилактики напрямую зависит от степени заинтересованности в ней родителей. Никакие самые современные методики, используе - мые педагогами и психологами, не принесут успеха, если формиру емые антинаркотические установки не находят поддержки в семье. Первым примером для подражания служат родители. Часто именно благодаря ним ребенок знакомится с «легальными наркотиками» — ал коголем, никотином. Именно наблюдая за взрослы ми, он узнает о традиции использования алкоголя по торжественным случаям. Знакомство с алкоголем и сигаретами кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей — таких же сильных, му жественных, взрослых. Так происходят первые пробы ПАВ. По результатам анкетирования учащихся школы около 40 % несовершеннолетних из благополучных семей начинают употреблять алкоголь в компании родителей либо других родственников на домашних праздниках. (Когда данные озвучиваются на родительских собраниях эти цифры шокируют родителей, но на самом деле практически половина присутствующих родителей входит в число тех, кто на семейных мероприятиях угощает своих детей пивом или шампанским). Работа с родителями одно из сложных направлений. Активность родителей в образовательном процессе снижается с взрослением детей. Для активизации родителей приходиться модернизировать и разнообразить формы работы. Общешкольные родительские собрания традиционно заканчиваем флеш тренингом по теме собрания, поэтому некоторые родители приходят на собрания с флеш картами, чтобы скопировать себе материалы и охотно делятся с нами, если что-нибудь интересное находят в интернете. Положительные отзывы родителей получают выступления специалистов УФСКН, врачей ГБУЗ ПНД и ЦГБ. Выступления их всегда интересные, доступные, лаконичные.
На школьном сайте открыта страница для родителей, где родители могут узнать много полезной информации: рекомендации по вопросам, которые часто затрагиваются при индивидуальном консультировании родителей, игровые задания для занятий с детьми. Достаточно информации по профилактики употребления психоактивных веществ, анкеты для самодиагностики с признаками употребления ПАВ, информация о телефонах доверия, куда можно обратиться за помощью в сложной жизненной ситуации. В нашем учреждении накоплен собственный опыт в области педагоги ческой профилактики. Ведь простое копирование даже самых эффективных, передовых программ профилактики нецелесообразно. Потому что в каждом учреждении сталкиваются с конкретны ми проблемами, обусловленными контингентом воспи танников, национальным составом, уровнем материального достатка, наличием или отсутствием у них опыта употребления ПАВ, особенностями отношения к данной проблеме. Основная задача психолого-педагогического сопровождения в рамках профилактической деятельности заключается в том, чтобы предупредить возникновение у подростка желания попробовать ПАВ. Но для того чтобы такого желания не возникло, учащийся должен успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. Помогая юному человеку осваивать искусство жизни, приобретать умение сопротивляться невзгодам, педагог тем самым защищает его от власти наркотиков. Тренинг общения, игра в школьном театре, дающая возмож ность примерить на себя различные роли; знакомство с хорошими фильмами, создание позитивных видеороликов — все это, эффективные современные методы профилактики. Когда следует начинать формирование иммуни тета к употреблению ПАВ? Конечно, заранее, прежде чем у ребенка возникнет желание познако миться с ними (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности зараже ния еще нет). И наиболее подходящим для этого считается младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают ин формацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте 14,5 % детей впервые знакомятся с алкоголем, около 10,3 % школьников пробуют
курить. Большинство опрашиваемых впервые попробовали закурить на улице с друзьями, а вот первые пробы алкоголя, как упоминалось выше, проходят дома с родителями. Ряд важ ных функций при организации педагогической профилактики выполняет целевое анкетирование учащихся. Во-первых, при помощи опросов определяется актуальность профилактики для конкретной группы детей. Во-вторых, полученные данные позволяют выявить преимуще ственные направления профилактики — на что, прежде всего, следует обратить внимание: на борьбу с курением, употреблением алкоголя, токсикоманией и т. д. В-третьих, результаты ан кетирования служат показателем эффектив - ности профилактической работы. Самая популярная среди взрослых и самая нелюбимая среди учащихся форма педагогической профилактики - это л екция, хотя как самостоятельная форма она постепенно изживает себя, как малоэффективная. Чтобы увеличить коэффициент полезного действия используем её как самосто ятельную форму только при работе со стар - шими подростками, способными воспринимать боль шой объем информации на слух, обязательно «разбавляя» её видеоматериалами, презентациями, флеш тренингами, которые создают учащиеся самостоятельно под руководством социального педагога и педагога- психолога, а для учеников начальной школы и младших подростков предлагаются мини- лекции, являющиеся составляющими игровых тренингов либо ролевых игр. При выборе темы выступления классные руководители и специалисты социально- психологической службы учиты вают интересы самой аудитории. Поэтому, прежде чем организовывать тематическую встречу, они выясняют уровень их информированности по данной проблеме (возможно, что та информация подросткам уже хорошо знакома), личностную значимость информации для учащихся (считают ли они ее нужной, интересной, полезной). Предоставляемая информация обязательно должна быть объ ективной и достоверной. Даже из самых лучших по буждений не искажаем данные, пытаясь пре достеречь учащихся от пробы ПАВ. Ведь такие «художественные преувеличения» вызывают недоверие учащихся к ведущему и могут про будить сомнения в его компетентности. В информационном материале полностью исключаются сведения, касающиеся техно логии использования одурманивающих веществ, описание эффектов, вызываемых различными
препаратами, способов приготовления наркогенных веществ, т. е. все то, что может спровоцировать знакомство с одурманивающим веществом. В школу для проведения тематических встреч приглашаются специалисты учреждений системы профилактики г. Новый Уренгой: врачи ГБУЗ ПНД, ГБУЗ ЦГБ, сотрудники УФСКН, инспектора ОДН ОМВД. Одна из форм специально организованного общения - тренинговые занятия с учащимися, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В школе реализуется «Программа профилактики и коррекции девиантного поведения подростков». В ходе занятий успешно решаются многие проблемы развития личности подростка, которые педагогу не удается решить каким-то иным путем, такие занятия позволяют подросткам на практике «от работать» поведенческие навыки, помогающие избежать употребления ПАВ. В ходе тренинговых занятий они получают полезный опыт межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. В 7-8 классах введен факультативный курс «Тропинка к своему Я», который помогает детям лучше понимать себя и других, принимать ответственность за себя и за свои поступки. Занятия способствуют социализации учащихся, овладению навыками конструктивного повседневного общения, умению преодолевать конфликты. Работая в тренинговой группе, ученик экспериментирует с различными стилями общения, осваивает и отрабатывает совершенно но вые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки. А это значит, что повышает свою устойчивость к наркогенному соблазну, у него отпадает необходимость в обращении к одурманиванию как способу решения проблем общения. Для профилактической работы, как со старшими, так и младшими подростками используются ролевые игры, которые позволяют осваивать и отрабатывать вы бор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению и эффективные поведенческие схемы в нестандартных жизненных ситуациях. Дети проигрывают варианты от каза от провоцирующего предложения, что способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять функцию внутреннего барьера. Дополнительное образование и спорт уве личивают пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто
остаются невостребованными основным образованием. Детские объединения предоставляют широкую возможность для проведения профилактической работы. Каждый учащийся может найти себе занятие по душе. Посеще ние таких объединений добровольное, общение - неформальное, что очень привлекательно для учащихся. Охват обучающихся дополнительным образованием составляет около 90%. из них: учреждения ДО системы образования города Новый Уренгой (на базе школы) – 10 объединений – охвачено - 66% - более 380 учащихся, в других учреждениях ДО города – охват детей составил – 24% Организация досуга учащихся является важнейшей составляющей профилактической работы. В основе организации досуга детей лежит создание воспитательного пространства в школе, через реализацию программы «Этнокалендарь», который ориентирован на знакомство с новыми и проведение традиционных светских и национальных праздников. Это очень актуально для нашей школы, т.к. в ней обучаются дети 26 национальностей. Реализация данного подхода в нашей школе осуществляется путем формирования годового круга традиционных воспитательных мероприятий школы. Большую роль в профилактике зависимости школьников от ПАВ играют социально- значимые массовые проекты, в которые привлекаются практически все учащиеся школы: Экологический патруль 5-11 классы, "Ветеранам с любовью" 4,7 классы, «Папа может все» - 4 классы, «О милых зверюшках замолвите слово » - организаторы 1-4 классы, принимали участие 1-11 классы, « Зеленый коридор» -5-11 классы, «Посылка солдату» - 1-11 классы, «Дети Уренгоя тундровикам» 1-11 классы, Традиционны в школе конкурсы творческих работ. Подстраиваясь под интересы и возможности детей, постепенно отказываемся от популярных ранее конкурсов рисунков и плакатов, и организовываем конкурсы позитивных видеороликов, мотиваторов, флаеров, буклетов, лучшие из которых затем используем для распространения среди учащихся и родителей, размещаем на школьном сайте. Эффективной формой профилактической работы является организация волонтерского движения. Члены волонтерской группы «Добрые сердца» из числа семиклассников под руководством классного руководителя и социального педагога ведут работу по противодействию продажи сигарет и алкогольных напитков в ларьках и магазинах, расположенных в непосредственной близости от школы. В группу волонтеров включаются
включаются курильщики. Они вручают продавцам флаеры, буклеты с информацией об ответственности за продажу сигарет и спиртных напитков несовершеннолетним. Данная форма работы очень эффективная, т.к. со слов самих школьников продажа табачной и алкогольной продукции несовершеннолетним в магазинах и ларьках, расположенных в близи школы не осуществляется. В профилактической работе принимают участие все педагоги школы, т.к. это неотъемлемая часть воспитательной работы, поэтому специалисты СПС школы пополняют знания педагогов о психологии личности подростка, знакомят с нетрадиционными формами семьей и детьми. Одну из таких форм мы внедряем уже несколько лет. Первоначально было предложено родителям периодически контролировать странички своих детей в социальных сетях, но многие родители не владеют компьютером на достаточном уровне, чтобы этим заниматься. Затем мы стали проводили эту работу сами, анализировали страницы «учетчиков», и учащихся «группы риска», вновь прибывших, рекомендовали классным руководителям иногда заходить на странички своих учащихся. Не все откликнулись на наш призыв, но постепенно педагоги осознают важность получаемой информации, там можно увидеть все: увлечения, интересы, настроение детей, их проблемы. После таких просмотров с некоторыми учащимися пришлось серьезно поговорить о их «поведении» в соцсетях, а некоторым понадобились индивидуальные консультации психолога. Но заметно стало меньше нецензурной брани, перестали оставлять записи на стене и переписываться во время уроков. Профилактические темы обязательно рассматриваются на заседаниях методического объединения классных руководителей школы, на психолого-педагогических семинарах, педагогических советах. Одной из популярных форм работы с педагогами является «круглый стол» (малый педсовет), на таких мероприятиях собирается не весь коллектив, например педагоги-предметники, классный руководитель «проблемного класса», специалисты СПС и обсуждают проблему, результаты проводимых профи лактических мероприятий, обмениваются мнениями, опытом работы в данном направлении, планируют дальнейшую работу. Формирование устойчивости к негативному влиянию сре ды — длительный и сложный процесс, предполага ющий освоение разнообразных социальных навыков. И чем
раньше ребенок начнет учиться общаться с окружающими, правильно вести себя в конфликтных и стрессовых ситуациях, находить способы са мореализации, тем меньший соблазн для него будут представлять сигареты, алкоголь и наркотики. На основании анализа работы нашей образовательной организации по профилактической деятельности зависимости от ПАВ и пропаганде здорового образа жизни можно сделать выводы о том
,
что системная профилактическая работа способствует оздоровлению условий семейного, школьного воспитания, формированию у большинства школьников личностного иммунитета к злоупотреблению ПАВ.