Урок развития речи. Сжатое изложение по рассказу И. С. Тургенева "Воробей"

Автор: Буркова Александра Серафимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма"
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок развития речи. Сжатое изложение по рассказу И. С. Тургенева "Воробей"
Дата публикации: 13.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Уроки 1-2

. ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПО РАССКАЗУ И. С. ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ»

Цель деятельности

учителя
Актуализировать и восстановить умение писать выборочное изложение, обучать созданию собственного текста, элементам компрессии текста
Тип урока
Урок развития речи
Планируемые

образовательные

результаты

Предметные
(объем освоения и уровень владения компетенциями): знать приемы систематизации материала; уметь излагать мысли на заданную тему, осваивать приемы сжимания текста.
Метапредметные
(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы

обучения
Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-

демонстрационный

материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия
Тема, основная мысль текста, выборочное изложение текста, сжимание текста

О рганизационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляе мая деятельность учащихся Формы организации совзаимодейс твия Формируемые умения (универсальные учебные действия) Контроль результат ов учебной деятельн ости 1 2 3 4 5 6 7 1. Мотиваци я (само- определен ие) к учебной деятельно сти Эмоциональная , психологическа я и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала –Как звучит тема нашего урока? Запишите тему. Исходя из темы, определите задачи нашего урока. ( Продолжим работу с текстом: будем учиться определять тему, главную мысль, а также учиться писать выборочное изложение по вопросам, касающимся не всего текста, а его части) Перед каждым учеником на парте - текст изложения. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрир уют готовность к уроку Фронтальна я
Личностные:
положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
осознают познавательную задачу.
Регулятивные:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Листы обратно й связи
2. Актуализа ция и пробное учебное действие Чтение текста 1.Чтение текста учителем. 2.Самостоятельное чтение текста учащимися (про себя). 3.Чтение вслух учащимися. 4. Беседа на повторение знаний - Докажите, что перед нами текст. - Вспомните признаки текста (наличие темы, грамматической, и смысловой связи) ВОРОБЕЙ Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказыван ия; обдумываю т ответы на вопросы и осознают, что Индивидуал ьная, групповая
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные:
выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают логические связи, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения - Слушаю т и осмысли вают текст

3.
Работа со словарем Беседа по содержанию Работа с текстом смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Словарно-лексическая работа
. - Значения каких слов вам были непонятны? - Найдите в словаре слово "Благоговел", прочтите его лексическое значение.
Беседа на восприятие прочитанного:
– От имени кого ведется повествование? – О ком и о чем этот текст? Какова тема текста? – Что побудило воробья, поборов свой страх, жертвовать собой? (Сила любви к своему птенцу, желание любой ценой защитить его от опасности.)
Определение главной мысли текста и подбор к нему

заголовка.
- Найдите в тексте слова, в которых выражена главная мысль текста (16- предложение). - Как мы озаглавим текст нашего изложения? (Любовь сильнее страха смерти) – Давайте запишем заголовок нашего будущего изложения. - Мы определили с вами главную мысль нашей будущей работы.
Выбор части текста для написания изложения.
- Какая главная цель урока? (Написать выборочное изложение). - Теперь внимательно посмотрите в текст и скажите, какой отрывок текста мы будем излагать? Обдумываю т ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточн о для полных ответов. Фронтальна я
Личностные:
имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные:
выполняют учебно- познавательные действия в материализованной форме
Личностные:
имеют желание осознавать свои Устные ответы, вопросы для уточнен ия информа ции

Выявлен

ие места

и

причины

затруднен

ия
Членение текста на части Работа с презентацие й над составление м плана Орфографич еская работа - Вспомните принцип пирамиды . Что является стержнем текста? (Тема, основная мысль)
Работа над вступлением изложения. Элементы

сжимания текста.
- Перед этим отрывком в тексте есть еще предложения (1 - 5) - Прочитайте их. - Какие из них не помогут нам раскрыть тему нашего выборочного изложения? Какие предложения мы исключим вообще? Вычеркните их из текста карандашом. (1-3) - Текст всегда состоит из каких частей? Как мы озаглавим вступление? (На слайде - части плана изложения:
I. Вступление.
II.
Основная часть.
III.
Заключение
. После обсуждения набираю название пункта вступления).
(I. Вступление
. Молодой воробей выпал из гнезда. - Запишите первый пункт плана -Давайте напишем вступление в тетради. Ветер сильно качал березы. М
оло
дой в
оро
бей с ж
е
лтизной окол
о
клюва и пух
ом
на г
оло
ве выпал из гн
е
зда и с
и
дел
непо
движн
о
, бе
с
помощн
о
ра
с
топырив едва пр
о
р
а
ставшие крыл
ы
шки. трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные:
выполняют учебно- познавательные действия в материализован ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, модификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные:
задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Задают вопросы для уточнен ия информа ции
Обучение приемам сжимания текста. Работа в тексте карандашом по сжиманию текста Лексическая работа
Работа над основной частью.
- О чем основная часть? - Прочитайте часть текста. - Как мы его озаглавим? II.
Основная часть.
Старый воробей спасает молодого воробья. ("Старый воробей бросился спасать своё детище"). - Работаем карандашом в листочке с текстом. - Что мы вычеркнем из текста? (слово "моя") – Как старый воробей защищал своего птенца? Выбор из текста предложений для ответа на вопрос (5, 6-е предложения). Выяснение значения слова «неподвижно». – Было ли ему страшно? - Прочитайте восклицательные предложения. Какое чувство надо передать при чтении каждого их них? Нахождение ответа на вопрос (7-е предложение). Можно ограничиться только 7-м предложением. Однако данная подтема может включать и другие предложения : «По аллее бежала собака. Она увидела воробышка и стала красться. Собака раскрыла пасть и медленно приближалась к птенцу».
Лексическая замена слов
: «собака» – «она», «воробышек» – «птенец». Выясняется значение слова «красться». – Почему автор сказал, что воробей жертвовал собой? 8–11-е предложения.
Лексическая работа
. Обращается внимание на выбор Выполняют элементарн Фронтальна я
Коммуникативные:
осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Познавательные:
приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные:
оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные:
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Личностные:
приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные:
устанавливают взаимосвязь между объемом
4.Здоровье сбережени е
5
. Выявлени е места и причины затруднен Физкультми нутка слов и их значения: «вдруг», «камнем упал», «упал перед собакой», «заслонял собою» и др. Ключевые слова основной части: камнем упал, ринулся спасать, заслонил собой, его тело трепетало от ужаса. он замирал, жертвовал собою! Собака казалась громадным чудовищем! Работа над заключением.
III. Заключение
. Собака отступила. - Прочтите заключительные предложения текста. - Каким предложением надо закончить третью часть? (Собака остановилась и отступила.) - Выяснение значения слова «отступила».) – Как вопросы к тексту помогли определить содержание микротем? Выделение трудных для написания слов в каждой части: 1) «воробышек», «не умел», «неподвижно»; 2) «по аллее», «стала». Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся. Включаю видеофизкультминутку в презентации ые упражнения Индивидуал ьная Групповая Индивидуал ьная приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные:
оценивают свою работу
Личностные:
приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные:
устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний Выполн яют упражне ния
ия 6. Твор- ческая практичес кая деятельно сть Воспроизвед ение текста выборочного изложения Составление связных рассказов, письменная работа, проверка черновых вариантов Работа учащихся в парах, составление диалога; Устное изложение выборочного изложения по листочку.
2-й урок. Написание текста изложения.
Выбор варианта работы по уровням сложности. Организует написание изложения, контролирует правильность работы 1) запись по памяти изложения по вопросам; 2) выборочное списывание по вопросам; 3) запись ответа на один из вопросов.
\
– Придумайте устно диалог, который мог бы произойти между старым воробьем и собакой. Пишут изложение (черновой вариант), осуществля ют проверку Формулиру ют собственны е мысли, высказываю т и обосновыва ют свою точку зрения; выполняют задание, и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные:
оценивают свою работу Письмен ная работа Устные ответы
7.Рефлекс ия обобщение полученных на уроке сведений, оценивание Заключитель ная беседа по вопросам; монологичес кие высказывани я – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом отвечают на вопросы Выполняют заданияе, формулиру ют текст изложения с помощью листочков Оценивают свои знания, отвечают на вопросы Листы обратно й связи
7. Рефлексия