Проект по правовому воспитанию "Знать должны и взрослые и дети"

Автор: Вернер Эльвира Вольдемаровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 451"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект по правовому воспитанию "Знать должны и взрослые и дети"
Дата публикации: 14.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС

«НАДЕЖДА ПЛАНЕТЫ»

Авторы:

Пугачёва

Любовь Николаевна,

заведующая МКДОУ д/с № 451,

высшая квалификационная категория

Вернер Эльвира Вольдемаровна

старший воспитатель МКДОУ д/с № 451

,

высшая квалификационная категория

Новосибирск
1

Содержание
1. Краткая аннотация проекта________________________________3 2. Описание организации____________________________________5 3. Постановка проблемы_____________________________________7 4. Цель и задачи проекта_____________________________________11 5. Методы реализации проекта_______________________________14 6. Ожидаемые результаты___________________________________19 7. Смета расходов на реализацию проекта_____________________20 8. Оценка качества реализации проекта________________________21 9. Практическая значимость результатов_______________________22 10. Приложения____________________________________________23 2

Краткая аннотация проекта
Данный проект был разработан в соответствии с международными документами и нормативными актами федерального и регионального уровней. Проект является частью Программы развития дошкольного учреждения, разработанной на 2008-2013 года. В проекте освещена проблема современного общества по правой культуре и защите прав ребенка, приведены результаты исследований в конкретном дошкольном учреждении Цель проекта: создание системы работы, направленной на повышение правовой культуры и правосознания всех участников образовательного процесса. Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги. По каждому направлению определены задачи способствующие достижения единой, общей цели. В проекте указаны принципы его успешной реализации, методы реализации. Сроки реализации проекта 2010-2012 учебный год. Участники проекта дошкольники старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги детского сада № 451 Центрального района города Новосибирска. По завершению успешной реализации проекта прогнозируются следующие результаты: - в дошкольном учреждении будет создана эффективная система работы по правовому воспитанию дошкольников, - повысится уровень правовой культуры и правосознания всех участников образовательного процесса, - снизится число случаев нарушений прав ребенка в семье и в детском саду, 3
- повысится компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с дошкольниками и их семьями, - возрастет активность всех участников образовательного процесса в проектной деятельности, - будет обеспечено психологическое благополучие дошкольников. Для реализации проекта требуется 40000 рублей, часть из предполагаемой суммы будет финансироваться за счет дошкольного учреждения. 4

Описание организации
Детский сад функционирует с 1983 года. До 2002 находился в ведомстве ОАО «Новосибирский завод им. Коминтерна». В 2002 году ДОУ передано в управление образования Центрального района, в 2004 году аттестовано на 2 категорию, имеет статус «муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида» с превышением стандарта по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, коррекционно-развивающему направлениям. Общее число воспитанников – 426; общее количество групп – 19, из них две группы кратковременного пребывания, 7 групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, 2 - для детей с нарушением зрения, 2 – оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией. Общее количество педагогов – 50. В дошкольном учреждении имеются два зала (спортивный и музыкальный), оборудованы изостудия, музей предметов народного быта, зимний сад. Образовательная программа МКДОУ д/с №с 451 разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), с учетом примерной образовательной программы «Детство». Во всех группах дошкольного возраста используется технология продуктивного образования «Метод проектов». Детский сад осуществляет введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в пилотном режиме. На базе дошкольного учреждения открыта городская экспериментальная площадка «Преемственность детского сада и школы». Детский сад является пилотным детским садом в реализации проекта по здоровьесбережению Городского центра образования и здоровья «Магистр». 5

Наши достижения с 2010 года

2010 год –
 серебряная медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,  лауреаты городского конкурса проектов «Новая школа Новосибирска» в номинации «Обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий»,  второе место в городском конкурсе «Логопедический кабинет»,  лауреаты городского конкурса «Маленькие фантазеры»,  лауреаты городского конкурса детский проектов «Питание и здоровье».
2011 год –
 победители городского конкурса проектов «Инновационное образование- ресурс развития города» в номинации «Обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий»,  золотая медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,  серебряная медаль всероссийского конкурса «Призвание - воспитатель»,  диплом лауреата всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель»,
2012 год –
 лауреаты городского конкурса проектов «Модернизация образования как фактор инновационного развития города Новосибирска» в номинации «Новые подходы в образовании дошкольников»,  золотая медаль Учсиб – 2012 за проект «Переход дошкольного учреждения на ФГТ»,  серебряная медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,  серебряная медаль всероссийского конкурса «Призвание - воспитатель».
2013 год –
 II место по результатам окружного конкурса мультимедийных презентаций «Учитель-логопед ДОУ родителям», 6
 Три диплома победителя окружного этапа конкурса «Инновации в образовании»,
2014 год –
 Два диплома лауреата городского конкурса проектов «Инновации в образовании»,  Серебряная медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,  Серебряная медаль «Учсиб – 2014» за проект «Развитие логопедического кабинета»,  Два диплома лауреата городского конкурса «Профессия воспитателя – высокое призвание,  II место в городском конкурса детских проектов «Питание и здоровье».
Постановка проблемы
В литературе верно подмечено, что при слове
право
одни вспоминают о существовании Уголовного Кодекса с его суровыми санкциями, другие - о Декларации прав и свобод человека, третьи о Декларации прав ребенка и т.д. Диапазон восприятия явления весьма широк. 7
Право вообще – это общественная потребность, разделяемая большинством, сформулированная в виде закона и охраняемая государством. Если понимать потребность, как нужду человека в особых условиях, без которых его существование и развитие затруднительно или невозможно, то понятно, что в праве в осмысленном и концентрированном виде представлены те особые правила поведения, благодаря которым или без которых, мы (не) можем существовать как семья, как трудовой коллектив, как соседское сообщество, как участники образовательного процесса в образовательном пространстве В концепции модернизации российского образования до 2010 года сказано, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования задачами образовательной области «Социализация», в том числе, являются – приобщение дошкольников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, гражданской принадлежности, передача знаний правил дорожного движения. Это можно рассматривать как элементарные основы правосознания. Сегодня очень важно говорить о правовой культуре участников образовательного процесса, которая выражается в единстве правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционального социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения. Ядром правовой культуры является развитое правосознание, под которым понимается совокупность взглядов, идей людей о праве, законности, о том, какое поведение (по мнению человека) является законным, какое незаконным. Индивидуальное правосознание включает три основных компонента:  Правовые знания, представления, взгляды  Правовые чувства 8
 Волю субъекта осуществлять правовое поведение Понятно, что правосознание проявляется в любой сфере жизнедеятельности человека, в том числе в системе образования, определяет правомерность его поведения и оказывает существенное влияние на эффективность этой деятельности Существуют различные системы правового образования в общем образовании. К ним относятся: Система этико-правового образования Натальи Ильиничны Элиасберг, Всероссийская образовательная программа «Мой выбор», Основы правовых знаний Российского фонда правовых реформ. Однако в дошкольном образовании этот вопрос пока еще методически глубоко не проработан. К сожалению, все еще можно говорить о том, что становление правосознания чаще всего происходит стихийно, под воздействием правовой действительности, нередко противоречивой, опыта участия в правовых отношениях, под влиянием микросреды. В этом случае нередко происходит становление у личности ущербного правосознания, искаженно и однобоко отражающего правовую реальность. Это касается и детей, и взрослых. Так, долгие годы отсутствия внимания к вопросам права и доступной информации создало в обществе «философию легального деспотизма». Такая тенденция в развитии общества, в свою очередь, порождает
правовой

нигилизм
, нарушающий принцип безопасности личности и превращающий человека в социальную жертву. Сущность его - в общем, негативно- отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а также в юридическом невежестве, правовой невоспитанности. Анализ реального состояния дел еще в 1997 году позволил сделать вывод о том, что воспитание и психологическая поддержка личности в образовательных учреждениях отстают от диктуемых временем требований. Но и сегодня существует противоречие: с одной стороны, система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на 9
федеральном и региональном уровнях. Вместе с тем, права детей в большинстве случаев соблюдаются частично или вообще не соблюдаются. В мае 2010 года в дошкольном учреждении № 451 города Новосибирска были проведены исследования уровня знаний и соблюдений прав ребенка взрослыми участниками образовательного процесса, педагогические наблюдения за взаимоотношениями детей с родителями, беседы с дошкольниками, получены следующие результаты: - при опросе дошкольников никто из детей не смог внятно сформулировать свои права; - при анализе рисунков детей был выявлен высокий уровень тревожности у 22% дошкольников; - при наблюдении за сюжетно-ролевой игрой «Дом», «Семья» воспитатели отмечали, что дети, выполняя роль взрослого, часто демонстрируют разные виды наказания по отношению к своим «детям» и неблагополучные взаимоотношения взрослых, что позволило сделать вывод о нарушениях прав ребенка в семье и проблемах межличностных отношений; - 45% родителей затрудняются ответить на вопрос: «Какими правами обладает ребенок-дошкольник?», или называют несколько статей из имеющихся в Конвенции о правах ребенка; - 40% не могут назвать правовые документы, защищающие права ребенка; - 85% используют методы воспитания своих родителей, советы друзей; - более 70 % родителей прибегаю к телесным наказаниям; - 60-80% в качестве наказания лишают детей прогулки, возможности смотреть телевизор; - более 60% родителей угрожают ребенку лишением его своей любви; - 45% лишают ребенка общения (не разговаривают с ребенком длительное время). Так как опрошенные родители применяют несколько видов наказания, общая сумма превышает 100%. 10
В дошкольном учреждении должны обеспечивать следующие права ребенка: - право на охрану здоровья, - право на игру отдых и развлечения, - право на сохранение своей индивидуальности. Однако анализ образовательной деятельности в дошкольном учреждении показал доминирование предметной (учебной) деятельности, недостаточное внимание к игре, как ведущей деятельности дошкольников. 85% педагогов признают тот факт, что игра практические вытесняется специально организованной деятельностью,
но не считают, что таким образом

нарушается право ребенка на участие в играх и развлекательных

мероприятиях, соответствующих его возрасту (ст.31).
При опросе педагогов было выявлен не достаточно высокий уровень компетентности педагогов в вопросах защиты прав и достоинств ребенка, знания Конвенции и других нормативных документов. Более 20 % педагогов затрудняются ответить на вопрос: «Какими основными правами обладает ребенок?», 18 % их них не знакомы с программами и технологиями правового воспитания дошкольников. В сложившейся ситуации возникла необходимость в создании целенаправленной системы работы по повышению правовой культуры и правосознания всех участников образовательного процесса.
Цель и задачи проекта:

Цель проекта:
создание системы работы, направленной на повышение правовой культуры и правосознания всех участников образовательного процесса. Реализация проекта будет идти по трем направлениям – дети, родители, педагоги. Каждое направление имеет свои задачи, а, следовательно, результаты. 11
Совокупность результатов, их взаимосвязь, ориентированность на общий конечный результат определяют системность данного проекта.
Задачи в работе с педагогами:
1.
Организация семинаров и консультаций по защите прав и
достоинств маленького ребенка; 2. Определение содержания и организация образовательной деятельности по формированию элементарных основ правовой культуры у дошкольников 3. Организация и проведение мероприятий по обобщению и обмену опытом эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников; 4. Создание библиотеки по правовому воспитанию дошкольников и копилке детских тематических проектов по правовому воспитанию.
Задачи в работе с родителями:
1. Организация семинаров и консультаций по защите прав и достоинств маленького ребенка; 2. Оформление наглядно тематической информации на стендах и выпуск памяток; 3. Представление возможности изучения нормативно-правовых документов и методической литературы, имеющихся в детском саду; 4. Организация психологических тренингов по взаимодействию; 5. Обеспечение постоянного психологического сопровождения; 6. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
Задачи работы с дошкольниками:
1. Вовлечение детей в детские тематические проекты, способствующие формированию элементарных правовых знаний, ценностного отношению к правилам и правам, способности соблюдать и вырабатывать правила 2. Создание специальной развивающей среды. 12

Миссия дошкольного образовательного учреждения № 451
– оказание помощи семье и создание условий для получения ребенком качественного образования, обеспечивающего его позитивную социализацию в современном мире.
Данный проект является частью Программы развития

дошкольного учреждения, разработанной на период 2008-2012 года.

Поэтому, условием реализации проекта являются ценности

программы:
 Инновационность – педагоги нашего детского сада открыты к изучению инновационных технологий и программ, апробированию и внедрению их в образовательный процесс ДОУ.  Открытость – дошкольное учреждение открыто для общественности, информация о деятельности ДОУ представляется на родительских собраниях, размещается на информационных стендах, публикуется в местных газетах и журналах, выставляется на сайте детского сада.  Сотрудничество – детский сад сотрудничает с образовательными учреждениями города, учреждениями культуры, спорта, бизнеса, промышленными предприятиями. Выстраивает свою деятельность с учетом интересов родителей при активном их участии.  Мобильность – коллектив детского сада готов к своевременному реагированию на изменения и современные требования к дошкольному образованию.  Индивидуализация – мы стремимся создать условия для удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса. Каждый ребенок и взрослый для нас индивидуален.  Профессионализм – наши педагоги постоянно занимаются самообразованием, стремятся к получению высшего профессионального образования, на базе ДОУ проводятся ежегодно курсы повышения квалификации с привлечением ведущих преподавателей города. 13

Кроме этого, условием качественной реализации данного проекта

являются следующие принципы:
 Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу дошкольного учреждения по правовому воспитанию.  Принцип адресного подхода в формировании права на диагностической основе, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом всех категорий участников проекта.  Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу участников проекта в трансформации мировоззрения и ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения
Методы реализации проекта
Работа с педагогами Решение задач, связанных с защитой прав детей, достаточно сложный процесс, требующий специальной работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения по повышению правовой и педагогической культуры. 14
Работу с педагогами будут осуществлять научный руководитель, старший воспитатель, педагог-психолог. План работы с педагогами
№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные
1. Анкетирование Сентябрь 2010г. Старший воспитатель, педагог-психолог 2. Организация методического объединения педагогов Сентябрь 2010г. Старший воспитатель 3. Определение участников реализации проекта Сентябрь 2010г. Научный руководитель, старший воспитатель 4. Разработка перспективного планирования образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка; Октябрь 2010г. Научный руководитель, старший воспитатель 5. Подборка и изучение нормативных документов по защите прав ребенка и правовому воспитанию дошкольников Сентябрь – октябрь 2010 г. Научный руководитель, старший воспитатель 6. Семинар «Защита прав и достоинств ребенка в документах» Октябрь 2010г. Научный руководитель 7. Семинар «Выявление фактов жестокого обращения с ребенком в семье» Октябрь 2010г. Педагог-психолог 8. Семинар «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников» Ноябрь 2010г. Научный руководитель 9. Психологические тренинги «Профилактика авторитарного стиля общения педагогов в работе с детьми», «Оптимизация стиля общения с детьми», «Искусство коммуникации». Октябрь 2010г.-январь 2011г. Научный руководитель, педагог-психолог 10. Семинар «Использование технологии «Метод проектов» в правовом воспитании Ноябрь 2010г. Научный руководитель, старший воспитатель 15
дошкольников» 11. Заседание МО педагогов Один раз в месяц Старший воспитатель 12. Педагогический совет «Правовая культура и правосознание участников образовательного процесса» Апрель 2011 г. Научный руководитель, старший воспитатель 13. Повторное анкетирование педагогов Май 2011г. Старший воспитатель, педагог-психолог 14. Подведение итогов и определение перспектив Май 2011г. Научный руководитель, старший воспитатель 15. Организация предметной среды, ее изменение и пополнение В течение года Воспитатели групп Работа с родителями Изучение поставленной проблемы позволило определить, что нарушение прав детей связано с низким уровнем правовой и психологической культуры их родителей. Поэтому основными направлениями работы с семьями воспитанников будут: выявление семей группы риска, ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующих права детей, и коррекционная работа. План работы с родителями № п Название мероприятий Сроки Ответственные 1. Диагностические исследования микроклимата в семье. Сентябрь- октябрь 2010г. Педагог-психолог 2. Семинар «Права ребенка в документах международного права и нормативно-правовых актах федерального и регионального уровне» Октябрь 2010г. Научный руководитель, старший воспитатель 3. Организация выставки правовых документов, методической литературы, статей периодических изданий по правовому воспитанию, защите прав и Октябрь 2010г. Старший воспитатель 16
достоинств ребенка. 4. Открытие читательского абонемента для пользования книгами, документами и периодическими изданиями, находящимися в методическом кабинете дошкольного учреждения Октябрь 2010г. Старший воспитатель 5. Оформление информационных стендов, памяток В течение года Старший воспитатель, воспитатели групп 6. Формирование групп для посещения психологических тренингов В течение года Педагог-психолог 7. Психологические тренинги по коррекции детско-родительских отношений В течение года, 2 занятия в месяц Педагог-психолог 8. Индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам родителей В течение года Педагог-психолог 9. Участие родителей в реализации детских и совместных проектов В течение года Воспитатели групп 10 Повторные диагностические исследования Апрель – май Педагог-психолог 11. Общее родительское собрание по теме «Защита прав и достоинств ребенка» Апрель 2011г. Заведующая ДОУ, научный руководитель, старший воспитатель Работа с детьми Мы убеждены, что в основе работы с детьми должны лежать методы, позволяющие формировать внутриличностные механизмы правовой культуры. Право становится правовой культурой личности в том случае, если педагог организует особый процесс жизнедеятельности ребенка в ОУ, способствующий формировать во взаимосвязи представления, чувства, ценностные отношения, привычки, правовое поведение. Исключение одного из компонентов механизма 17
приводит к формализму в воспитании. И тогда не может идти речь об истинно нравственном развитии личности, истинном патриотизме. Одним из наиболее перспективных методов в этой связи, на наш взгляд, является технология «Метод проектов». Она и ляжет в основу работы с дошкольниками. План работы с детьми № п Название мероприятия Сроки Ответственные 1. Диагностические исследования с целью выявления нарушений прав ребенка в семье Сентябрь 2010г. Психолог, воспитатели 2. Опрос детей с целью выявления знаний детей о Конвенции, права ребенка Сентябрь 2010г. Воспитатели 3. Образовательная деятельность в рамках режимных моментов по правовому воспитанию В течение года, 2 раза в месяц Воспитатели 4. Коррекционная работа с детьми подвергающимися агрессии со стороны родителей В течение года Педагог-психолог 4. Сюжетно-ролевые игры В течение года Воспитатели 5. Участие в реализации индивидуальных и совместных тематических проектах В течение года Воспитатели 6. Повторные диагностические исследования Май 2011г. Педагог-психолог, воспитатели 18

Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта: - в дошкольном учреждении будет создана эффективная система работы по правовому воспитанию дошкольников, - повысится уровень правовой культуры и правосознания всех участников образовательного процесса, - снизится число случаев нарушений прав ребенка в семье и в детском саду, - повысится компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с дошкольниками и их семьями, - возрастет активность всех участников образовательного процесса в проектной деятельности, - будет обеспечено психологическое благополучие дошкольников. 19

Смета расходов на реализацию проекта



Наименование

Дополнительные

источники

финансирования

(руб/проценты)

Финансирование

за счёт ОУ

(руб/проценты)

Итого

(в рублях)

1.
Канцтовары, расходные материалы
10000

5000

15000

2.
Учебные пособия, литература, дидактические материалы
10000

10000

3.
Организация семинаров, круглых столов для педагогов и родителей
5000

5000

5.
Расходы на обобщение и распространение
5000

5000

10000
20
результатов реализации проекта
ИТОГО

25000

15000

40000

Оценка качества реализации проекта
Для оценки степени эффективности реализации проекта будет использоваться следующие методы: 1. Для определения знания детей о своих правах - опрос детей, беседы. 2. С целью выявления у детей форсированности основ правосознания будут организованы педагогические наблюдения и анализ продуктивной деятельности (участие в проектной деятельности). 3. С целью определения уровня правовой культуры педагогов, профессионализма в области правового воспитания - анкетирование педагогов, наблюдение за организацией образовательной деятельности, взаимодействием педагога с детьми. 4. Для выявления типичных способов воспитательного воздействия будут использоваться анкетирование и опросник Баса-Дарка. 5. С целью выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях – методика измерения родительских установок и реакций (PARY). Все методики исследования будут проводиться на добровольной основе, с предшествующим разъяснением о цели и дальнейшей работе по результатам исследования. 21
Методики будут проводиться педагогом психологом, воспитателями групп в начале реализации проекта, по окончанию реализации и в средине учебного года для определения промежуточных результатов. Сравнительный анализ полученных при исследовании результатов позволит сделать выводы об эффективности реализации проекта. По завершению проекта будут запущенны анкеты, организованы беседы с родителями на предмет выявления степени их удовлетворенности от участия в проекте (насколько это помогло решать проблемы воспитания ребенка, способствовало пониманию баланса ответственности детского сада и семьи, расширило представления родителей о правах ребенка и т.д.)
Практическая значимость результатов
Прогнозируя результаты реализации проекта, можно предполагать его эффективность в использовании работы с дошкольниками и организации взаимодействия детского сада и семьи в вопросах правового воспитания детей. Реализация проекта позволит достичь позитивных результатов в межличностных отношениях в семьях воспитанников, значительного снижения случаев нарушений прав ребенка, повышения правовой культуры всех участников образовательного процесса. 22
Приложения 23

Приложение 1

Тематический план встреч родительского клуба
: № п.п. Тема Количество часов Примечание 0 Первичное консультирование. 1,5 час./чел. Сентябрь 1-я,2-я неделя 0 Сбор данных. Анкетирование. 1,5 час./чел. Сентябрь 3-я,4-я неделя 1 К целям! 2 Октябрь 1-я неделя 2 Программы, которые есть в нас. 2 Октябрь 2-я неделя 3 Общение: подстройка, отстройка. 2 Октябрь 3-я неделя 4 Активное слушание. Умение задавать уточняющие вопросы. 2 Октябрь 4-я неделя 5 Точки зрения. 2 Ноябрь 1-я неделя 6 Стресс: способы выхода через изменение физиологии. 2 Ноябрь 2-я неделя 7 Искусство расслабления: массаж рук. 2 Ноябрь 3-я неделя Гость в клубе. * 8 Искусство расслабления: массаж спины. 2 Ноябрь 4-я неделя 24
Гость в клубе. * 9 Гибкость поведения: разыгрывание ситуаций. 2 Декабрь 1-я неделя 10 Границы! Принципы воспитания. 1часть. 2 Декабрь 2-я неделя 11 Границы! 2 часть. 2 Декабрь 3-я неделя 12 Новогодняя вечеринка. Подводим предварительные итоги. 2 Декабрь 4-я неделя 13 Модели общения по Вирджинии Сатир. 2 Январь 3-я неделя 14 Правила семьи. Скульптура семьи. 2 Январь 4-я неделя 15 Самооценка и самоуважение 2 Февраль 1-я неделя 16 Доверие: слепой и поводырь. 2 Февраль 2-я неделя 17 Когда ваш ребенок сводит вас с ума?! 2 Февраль 3-я неделя 18 Исцеление через рисунок. 2 Февраль 4-я неделя Гость в клубе. * 19 Вечеринка: 8 марта! 2 Март 1-я неделя 20 Эффективные способы избавиться от нежелательного поведения. Искусство дрессировки – обучения. 2 Март 2-я неделя 21 Жизненный опыт – в помощь или во вред? 2 Март 3-я неделя 22 Сознательное родительство. 2 Март 4-я неделя Гость в клубе. * 23 Уверенность: внутренний стержень. Меняем стереотипы отношений к себе. Апрель 1-я неделя 24 Укрепляем границы собственные, границы семьи. 2 Апрель 2-я неделя 25 Семья будущего. Как мечты становятся реальностью. 2 Апрель 3-я неделя 26 Погоня за идеалом. Подводим итоги. Вручение дипломов. 2 Апрель 4-я неделя Всего: Часов: 25
52 Примечания: * Раз в месяц в родительский клуб приглашаются интересные люди, которые хотят чем-то поделиться с родителями.
Приложение 2
Мы убеждены, что в основе работы с детьми должны лежать методы, позволяющие формировать внутриличностные механизмы правовой культуры. Право становится правовой культурой личности в том случае, если педагог организует особый процесс жизнедеятельности ребенка в ОУ, способствующий формировать во взаимосвязи представления, чувства, ценностные отношения, привычки, правовое поведение. Исключение одного из компонентов механизма приводит к формализму в воспитании. И тогда не может идти речь об истинно нравственном развитии личности, истинном патриотизме. Одним из наиболее перспективных методов в этой связи, на наш взгляд, является технология «Метод проектов», которая стала основной в работы с дошкольниками. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, 26
испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Приложение № 3
Анкета для ребёнка "Семья глазами ребёнка" Анкетирование проводится воспитателем в начале и в конце учебного года. Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе на фоне эмоционального равновесия, в спокойной, доброжелательной обстановке. С кем ты живёшь? тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой? Да Не всегда Нет Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? Да Не всегда Нет Они часто говорят ласково, чем строго? Да И так, и так Нет Тебе спокойно дома? Не страшно? Да Не всегда Нет Родители часто с тобой играют? Гуляют? Читают тебе книжки? Да Не всегда Нет Кто из членов семьи чаще играет с тобой? Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? Да Не всегда Нет Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят? Да Не всегда Нет Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь? 27
Да Не всегда Нет Что ты больше всего любишь делать в субботу и в воскресенье? Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? Часто Иногда Редко Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? Часто Иногда Редко Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? Часто Иногда Редко Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль Отошлют к другому родителю Не захотят слушать совсем Анализ результатов анкетирования Если в ответах ребёнка преобладают варианты "c.", то возможно предположить, что в семье реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора. Педагогам, проводившим анкетирование, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье. 28

Приложение № 4
Анкета по правовому воспитанию для воспитателей групп Уважаемая ______________________________ Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт. Своё мнение по ряду вопросов Вы можете высказать в анкете. Заполните её, пожалуйста. Спасибо за помощь. 1. Какие международные документы о правах ребёнка Вам известны? _____________________________________________ 2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране? Да, нет (нужное подчеркнуть) 3. Если «Да», то какие права ребёнка нарушаются? _____________________________________________ 4. Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение? _____________________________________________ 5. Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в семьях детей Вашей группы? _____________________________________________ 6. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей? _____________________________________________ 7. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей? Да, нет (нужное подчеркнуть) 29
8. С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркнуть) с раннего возраста с младшего дошкольного со среднего дошкольного со старшего дошкольного с младшего школьного 9. Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию таких слов, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»? _____________________________________________ 10. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека? ____________________________________________ ____________________________________________ 11. Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека? Да, нет (нужное подчеркнуть) 12. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста? Да, нет (нужное подчеркнуть) 30

Приложение № 5
Презентация детских тематических проектов «Наши правила» 31