"Консультативная деятельность специалистов школы с родителями по преодолению проблем в обучении учащихся"

Автор: Белочкина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 155
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Консультативная деятельность специалистов школы с родителями по преодолению проблем в обучении учащихся"
Дата публикации: 14.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Белочкина Е.А.
г. Челябинск
Консультативная деятельность специалистов школы с родителями

по преодолению проблем в обучении учащихся
Современный этап развития образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка и его самореализации в жизни. Изменение социально-экономической ситуации в России в последнее десятилетие привело к появлению и обострению различных проблем, касающихся детей. В настоящее время формируется особая ситуация развития личности ребенка. Ее познание говорит о необходимости создания новых модулей обучения, обеспечивающих разработку и внедрение в практику процесса образования различных форм обучения, а также индивидуализацию обучения, учитывающего: -готовность к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; - индивидуально-психологические особенности учащихся; - состояние здоровья учащихся; - социальное состояние индивидуума. В связи с этим, значимость консультативной деятельности специалистов, оказывающая помощь детям, испытывающим проблемы в обучении, и родителям высока. Консультативная помощь специалиста помогает родителям преодолеть трудности в обучении их детей, узнать особенности (специфические положительные и отрицательные) ребенка, получить информацию об уровне его актуального развития, о прогнозе возможностей дальнейшего развития и обучения, поменять жизнь ребенка и его семьи в лучшую сторону, преодолеть трудности взаимодействия с социумом и обучить родителей некоторым методикам коррекционной работы. В процессе консультирования специалисты на примерах убеждают родителей, что «особенный» ребенок является не столько обузой для семьи, сколько источником ее духовного роста, так как ежедневное общение с ним коренным образом меняет мировоззрение родителей, делает их гуманнее, мудрее, позволяет осознать, что все люди имеют право на существование и любовь независимо от того, похожи они или не похожи на других, учатся или нет. Такое «прозрение» родителей является благом для родителей и ребенка и играет решающую роль в гармонизации семейных отношений. Ребенок пробуждает в родителях их творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, они творчески подходят к его обучению и делятся опытом с окружающими. Также важно в семье единство всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его
умения и навыки, социально приемлемое поведение. Так как дети стараются подражать родителям, то разные их подходы, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребенка.. Консультации родителей специалистом содержат теоретические знания и практические приемы по специальной педагогике и психологии, так как они помогают семье глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить интуитивные знания о нем научными разработками, разрешить сложные ситуации. Все это делает родителей более уверенными в себе. В процессе консультирования предусмотрены как работа по преодолению трудностей, так и шаги по профилактике, действия по формированию личности ребенка с опорой на его положительные качества, а также формирование мировоззрения, социально значимых знаний, умений и навыков и практическая ориентированность. Так, для преодоления проблем в обучении, родителям предлагается проводить следующие мероприятия: сохранение физического и психического здоровья ребенка (профилактические мероприятия); постоянное стимулирование психического развития ребенка, соответствующее его возрастным и индивидуальным особенностям; создание благоприятных условий для обучения и выполнения охранительного режима; формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребенка с семьей и со сверстниками. Перечисленные действия родителей способствуют успешному процессу обучения, социальной адаптации ребенка и предупреждению у него патологического поведенческого стереотипа. Таким образом, в процессе консультирования родителей, специалист дает рекомендации по вопросам обучения детей и создает условия, которые максимально стимулировали бы родителей к активному решению возникающих проблем в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья.