"Рекомендации по организации методической работы педагога дополнительного образования"

Автор: Воронина Елена Валерьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ ДО "Центр дополнительного образования"
Населённый пункт: Г.Ревда Свердловской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Рекомендации по организации методической работы педагога дополнительного образования"
Дата публикации: 14.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Центр дополнительного образования»

Рекомендации

по

организации

методической

работы

педагога

дополнительного

образования


Рекомендации по организации методической работы педагога

дополнительного образования.

Ревда, 2016, с. 17.

Составитель: Е.В.Воронина, методист МКУ ДО «Центр дополнительного

образования», 2016. – 17 с.

Рекомендовано экспертно-методическим советом МКУ ДО «Центр

дополнительного образования»


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ..........7 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ..................................8 ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ..................................9 ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ........................................10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................11 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................12 Приложение 1............................................................................. 13 Форма журнала учета методических часов.............................13 Приложение 2............................................................................. 15 Форма титульного листа............................................................ 15 Приложение 3............................................................................. 17 Примерный макет содержания..................................................17

ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы, которая играет ведущую роль в повышении психолого- педагогической компетенции. Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта. Она является источником непрерывного повышения профессионального роста педагога. Целью методической работы является повышение результативности образовательного процесса в детских объединениях и в целом в масштабе учреждения дополнительного образования. Самостоятельная методическая работа - это вся деятельность по подготовке к учебному году, к проведению учебных занятий, которая включает создание педагогических проектов и всего сопровождения к этим проектам, носящим дидактический и методический характер. Самостоятельная методическая работа играет большую роль в обеспечении качества учебного процесса и его результативности (эффективности). Эффективность обеспечивается созданием индивидуального стиля профессионального поведения. Это означает, что каждый педагог создает свою индивидуальную методическую систему, максимально адаптированную (приспособленную) к обучаемым различных групп и категорий, а также к личности самого преподавателя. Индивидуальность методики позволяет достичь хороших результатов обучения и добиться эффективного учебного процесса. Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как
самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.
Функции методической деятельности:

-аналитическая;
-
проектировочная,
связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности; -
конструктивная,
включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
- нормативная,
способствующая выполнению образователь- ных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;
- исследовательская
. Методическую деятельность нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддаётся обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приёмы и способы её осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности. Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации;
алгоритмы решения задач; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на занятиях. Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности.

ОБЩИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ

О

МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЕ
Составной частью совершенствования педагогического мастерства педагога является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопление опыта.
Методическая работа
– это одна из обязанностей педагога и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания образовательного курса. Ее результатом является создание комплексов задач и заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на занятиях. Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках. Важным моментом организации методической работы является выбор содержания, направленного на последовательное создание методики преподавания конкретного образовательного курса, оснащение учебного процесса необходимым комплектом дидактических материалов и учебно-наглядных пособий. От актуальности и перспективности выбранного содержания зависят интерес к ней и ее эффективность. Выбор конкретной темы зависит от педагогического опыта преподавателя. Опытный педагог может проанализировать и обобщить свою работу и работу коллег; он самостоятельно разрабатывает новые методы обучения, применяя свой творческий потенциал. Большой интерес представляют методические разработки, в которых описываются результаты изучения опыта отдельных мастеров педагогического дела. Начинающему преподавателю целесообразнее рекомендовать разработку отдельных тем курса: углубленная работа над темой дает возможность молодому преподавателю основательнее изучить содержание курса, продумать разные
варианты проведения учебных занятий по теме, различные формы заданий.
Методическая работа с элементами исследования
— это следующий, более сложный этап в творческой работе преподавателя, требующий владения методами исследования, изучения литературы по исследованию педагогической деятельности. Для того, чтобы методическая разработка не осталась достоянием лишь автора, необходимо организовать ее рецензирование. Рецензенты-преподаватели той же организации дают рекомендацию: кто должен ознакомиться с ней и в каком направлении следует вести дальнейший анализ и обобщение опыта преподавателей по данной проблеме.
ЦЕЛИ

И

ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ

ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ
Педагог осуществляет методическую работу с целью систематического:  обобщение, рефлексия, осмысление собственного профессионального педагогического опыта;  повышения общекультурного и интеллектуального уровня;  развития потенциальных возможностей;  развития творческих способностей;  углубления научно-теоретической и психолого- педагогической подготовки;  формирования исследовательского подхода к проблемам воспитания и обучения;  непрерывного роста профессионального мастерства.

ТРЕБОВАНИЯ

К

МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЕ

ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ
Методическая работа должна отвечать принципам целесообразности, научности и социальной обусловленности в работе; все положения и выводы должны быть научно обоснованы, направлены на развитие современных технологий, форм и методов воспитания и обучения, иметь практическую направленность, возможность использования в образовательных учреждениях. Методическая работа оформляется в соответствии с общепринятыми нормами, предъявляемыми к научной работе (содержание – титульный лист; рецензия – указание на теоретическую или практическую ценность, пояснительная записка, введение, основной текст, заключение, приложение, литература). Возможны следующие этапы работы: 1. Определение методической идеи: проблема, цель. Разработка сценария. 2. Наполнение материала. 3. Итоговый: обработка результатов, обобщение, раскрытие смысла, объяснение данной методической идеи. Примерный план работы над проблемой: август определение проблемы сентябрь составление необходимой библиографии, поиск форм повышения квалификации по этой проблеме октябрь, ноябрь, декабрь проработка отобранной литературы, посещение курсов, семинаров и др., отбор необходимого материала февраль анализ и обобщение результатов
апрель-май оформление работы
ВИДЫ

МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ
1. Разработка дополнительной общеразвивающей программы. 2. Корректировка готовой ДОП. 3. Разработка планов практикумов, мастер-классов, практических и лабораторных занятий. 4. Разработка и проведение открытого занятия. 5. Составление контрольных вопросов, заданий, в том числе тестовых. 6. Написание учебных пособий, справочников, задачников, каталогов, альбомов. 7. Написание: методических рекомендаций , в которых освещаются актуальные общеметодические вопросы и вопросы конкретной методики преподавания, изучают порядок, последовательность и технологию работы педагогов по подготовке к занятиям. 8. Написание: методических разработок , которые подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов занятий с применением современных технологий обучения. 9. Написание: методических и (или) инструктивно- методических указаний, которые чаще разрабатываются по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности. 10. Создание учебно-методических комплексов (УМК).
11. Презентация методической продукции на заседаниях педсовета, экспертно-методического совета, на научно- практических, научно-методических конференциях и семинарах, на Лаборатории педагогического мастерства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая работа
– это конкретный материальный результат деятельности преподавателя, излагающий общие подходы, содержание, способы и методы обучения, воспитания (программы рекомендации, методические комплексы, доклады и т.д.), направленные на повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства и тем самым способствующий более высокому уровню подготовки молодых специалистов. Методическая работа планируется и проводится с учетом целей и задач организации и индивидуальных потребностей преподавателя.

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ
1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н 2. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт.- сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с. 3. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов- организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. – 256 с. 4. Организация социально-значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально- образовательные проекты. Из опыта работы / авт.-сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.
Электронные ресурсы
5. Методическая деятельность в профессиональной школе: 2vgpedagogika/metodicheskaya_deyatelnost_v.ht ml. (дата обращения 10.02.2016) 6. Организация методической работы: refdblook/2616391.html. (дата обращения 10.02.2016) 7. Самостоятельная методическая работа преподавателя и мастера: osvarke/299-samostoyatelnaya- metodicheskaya-rabota.html (дата обращения 18.03.2016).

Приложение

1

Форма журнала учета методических часов

ЖУРНАЛ
учета отработки методических часов педагога дополнительного образования _______________________________________________________
(Ф.И.О.)
на 20_ - 20_ учебный год при нагрузке ___ часов в неделю
Месяц

___________

Дат

а

Время

Кол-

во

часов

Содержание работы

Результат

1.09

1

Итого
(за месяц)
Итого
(за год) Рекомендации: в разделе «содержание работы» педагог может планировать: - Изучение литературы в рамках работы над методической темой; - Разработка, корректировка программ дополнительного образования;
- Разработка конспектов, подготовка и проведение открытых, стажерских занятий, мастер-классов; - Разработка учебных, наглядных пособий; - Подготовка доклада для методического объединения, педагогического совета, творческой учебы; - Взаимопосещения; - Разработка диагностических материалов для выявления уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы; - Разработка методических рекомендаций по своему направлению работы; - Издательская деятельность; - Участие в методических выставках на уровне учреждения, города, области; - Наставничество.

Приложение

2

Форма титульного листа
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» НАЗВАНИЕ РАЗРАБОТКИ Разработал: И.О.Фамилия Должность категория Ревда 2016
Методическая разработка рассмотрена на заседании экспертно методического совета. Рекомендована к использованию в (область использования) Протокол от «____»__________20___г. №______ Председатель комиссии И.О.Фамилия

Приложение

3

Примерный

макет

содержания

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..5 1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………..7 2………………………………………………………………9 2.1 ………………………………………………………….15 2.2 и т.д. Заключение ………………………………………………36 Список использованных источников……………………38 Приложение 1 Название приложения………………….39 Приложение 2 Название приложения…………………..40 и т.д.