"К вопросу о развитии диалогической речи"

Автор: Бартош Наталья Нурмухаметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 37
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: "К вопросу о развитии диалогической речи"
Дата публикации: 14.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Проблема диалога являлась предметом изучения многих исследователей на современном этапе развития науки. С.Н. Цейтлин рассматривает диалог как особый вид речевой деятельности. Функции диалога реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате чередования стимулирующих и реагирующих реплик [8]. Л.П. Якубинский считает, что диалог выступает как «разновидность человеческого поведения». По мнению исследователя, ему характерны «перемежающаяся» и «непосредственная» формы, в которых речь организуется определенным образом. Важнейшими характерными признаками диалога являются: краткость, реплицирование, быстрота действия, постоянная смена ролей, возможность недосказывания, которая обусловлена контекстностью [10]. Диалог составляет основу процесса коммуникации. Как отмечает Т.Г. Винокур, процесс коммуникации нельзя свести только к простому обмену сообщениями. Коммуникация является сложным, особым видом речевой деятельности. Важное значение при этом имеет связь речи с ситуацией, которая может быть различной: от неясно-выраженной, до случаев, когда речь восполняется ситуацией и сопровождается действиями партнеров, имеет характер комментария [2]. В процессе коммуникации согласованность поступков партнеров по общению достигается с помощью кодирования и декодирования сообщений, то есть процессе вербализации восприятия и понимания информации. В рамках диалога эти процессы тесным образом взаимосвязаны, протекают параллельно. А.А. Леонтьев указывает, что диалог связан с такими видами речевой деятельности как говорение, слушание, письмо и чтение. В частности, диалогическая устная речь реализуется в процессе говорения и слушания. Она включает в себя обмен высказываниями, которые немедленно воспринимаются. Также важной особенностью диалога является сильное воздействие участников диалога друг на друга. Композиция диалога выступает как цельный речевой акт [7]. А.А. Леонтьев считает, что диалог – первичная форма языкового общения, естественная форма речевого общения. Характерной чертой диалога называют чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. В диалоге говорящие всегда знают, о чем идет речь, им не требуется развертывание мысли [7]. В работах А. Арушановой, Л.М. Крагшвиной и других авторов диалог определяется как вид речи, которому свойственны ситуативность, контекстуальность, непроизвольность и малая степень организованности [1,5]. Диалог противопоставляется монологу. Диалогическая речь также рассматривается как функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
С.Н. Цейтлин среди основных языковых особенностей диалога выделяет такие, как большое количество вопросительных и побудительных предложений в стимулирующих репликах, частые повторы и переспросы в реагирующих репликах, синтаксическая неполнота. Особенности художественно обработанной диалогической речи определяются родом и жанром [8]. Т.Г. Винокур определяет диалог в качестве такой формы речи, когда каждое высказывание адресуется собеседнику прямо и ограничено конкретной тематикой разговора. Согласно данному определению, организация диалога как формы речи предполагает наличие адресата, общую тематику высказываний, разговорность. В различных научных источниках мы находим и другие трактовки диалога [2]. Структура диалога, по мнению А.Арушановой, Л.П. Якубинского, включает в себя следующие инициативные и ответные высказывания (диалогические пары): вопрос – ответ; сообщение (информирование, утверждение) – выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) – реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения) [1,10]. Структура диалога допускает наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания – эллипсы или элизии, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля, иначе говоря, речевые «штампы». Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания. К примеру, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т. п. Л.П. Якубинский подчеркивает, что устная диалогическая речь всегда сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Языковому оформлению диалога свойственна неполная, сокращенная, порой фрагментарная речь, разговорная лексика и фразеология; простые и сложные бессоюзные предложения; ее отличают краткость, недоговоренность, обрывистость; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. В диалоге используются шаблоны и клише, речевые стереотипы, устойчивые формулы общения, часто употребляемые в отношении к тем или иным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише помогают вести диалог. Диалогическая речь поддерживается не только благодаря внутренними, но и посредством внешних мотивов [10]. Диалог как форма речи состоит из реплик, то есть отдельных высказываний, из цепи последовательных речевых реакций. Структура диалога включает в себя группы инициативных и ответных высказываний: вопрос- ответ, сообщение, побуждение. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Формирование диалогической речи в дошкольном возрасте является важной составляющей процесса развития связной речи в целом. В младшем дошкольном возрасте естественно формируются базовые предпосылки или
основа для диалогической речи, формируются важные умения: слушать другого человека, отвечать на вопросы, формулировать собственные реплики, умение использовать их в коммуникативной ситуации. Как отмечает А.Г. Арушанова, формированию диалогической речи предшествует формирование таких умений как: формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слушать и слышать, умение привлечь к себе внимание и к своей деятельности, умение интересоваться собеседником и быть интересным к нему. Общение ребенка со взрослыми выступает источником основных образов ведения диалога. Именно в общении со взрослым ребенок очень рано учится говорить о предметах, которые находятся вне поля зрения, вне данной ситуации, обучается в ней ситуативному общению. Но, в то же время, автор отмечает интересную особенность, что в общении со взрослым речь ребенка является более ситуативной, чем в общении со сверстниками. И именно общение со сверстниками является областью развития подлинной детской речевой самодеятельности [1]. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении выступает разговор воспитателя с детьми. Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности в общении. Разговор воспитателя с детьми тогда оказывает свое развивающее влияние, когда для этого создана эмоциональная комфортная атмосфера, когда присутствует личностно-ориентированная модель взаимодействия и взрослый настроен на понимание, принятие и признание личности ребенка. По мнению Т.П. Колодяжной, пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях [3]. В работе Л.М. Крагшвиной отмечается, что целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения [5]. Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры- инсценировки и игры-драматизации). Д.Б. Эльконин приходит к мнению о том, что игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, помогает становлению связной речи, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели [9]. Н.В. Краснощекова считает, что в старшем дошкольном возрасте смысл
игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети, с помощью ролевых диалогов устанавливается игровое взаимодействие. Роль в игре выступает своего рода образцом коммуникативного поведения для ребенка [6]. Все стороны жизни детского коллектива и детского сада в целом становятся темой для разговоров с детьми. Задачи, поставленные в процессе воспитания, с учетом возрастных особенностей детей обуславливают тематику и содержание бесед. По мнению А.Г. Арушановой, еще один метод развития диалогической речи заключается в применении словесных поручений. Воспитатель дает разнообразные поручения ребенку, например, попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. При этом важно, чтобы ребенок повторил данное ему поручение с целью усвоения информации и лучшего ее запоминания. После выполнения поручения необходимо поинтересоваться, как ребенок с ним справился [1]. Помимо этого, в научной литературе описывается такой метод развития диалогической речи, как чтение художественных произведений. Чтение позволяет усвоить образцы диалогического общения. Диалоги, содержащие вопросы и ответы, способствуют усвоению дошкольниками младшего возраста не только форм различных высказываний, но и правил очередности, разнообразных интонационных проявлений, а также помогают формированию логики разговора. В своей работе А.Г. Арушанова называет основные педагогические условия формирования диалогического общения детей, а именно: развивающая педагогическая среда, пространство общения; правила организации жизни детей; неурочные формы обучения родному языку; недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания; эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе [1]. По мнению автора, организация пространства общения подразумевает возможность объединения детей в небольшие подгруппы для игровой деятельности и занятий. Поэтому, кроме просторной групповой комнаты, полезно иметь мини-мастерские, мини-театр, мини-библиотеку, изостудию и т.д. Желательно иметь модули, большие мольберты, фланелеграф, магнитные доски и т.п. Чтобы дети активно осваивали пространство общения, нужно учитывать определенные правила, которые заключаются в побуждении к самостоятельному пользованию кабинетами; объединении детей разных возрастов в инсценировках, играх на воздухе; привлечении родителей. Данные правила способствуют формированию самостоятельности у детей, обогащают их опыт общения с людьми разного возраста [1]. Ряд исследователей, таких как А. Арушанова, В.В. Гербова, Е. Горшкова и другие, обращают внимание на то, что основная форма обучения диалогу – это форма игры-занятия, фронтальная и подгрупповая. Такие игры-занятия преследуют две основные цели: развитие речевого внимания, фонематического
слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей, а также налаживание игрового и речевого взаимодействия детей со сверстниками [1]. Условиями возникновения и поддержания диалога являются: - взаимное понимание, интерес к теме диалога собеседников; - умение слушать и слышать собеседника; - равноправность участников диалога; - активность и самостоятельность субъектов диалога. Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что развитие диалогической речи детей дошкольного возраста должно осуществляться в рамках целенаправленного педагогического руководства, с использованием разнообразных игровых приемов, развитием предпосылок диалогический речи наряду со всеми сторонами речи. Литература 1. Арушанова, А. Истоки диалога [Текст] / А. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - С. 82-90. 2. Винокур, Т.Г. Диалог [Текст] / Т.Г. Винокур – М.: Дрофа, 1998. - С. 119-120. 3. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. - Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32 с. 4. Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст] / Э.Л. Короткова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - С.201-202. 5. Крагшвина, Л.М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Л.М. Крагшвина / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М, 1997. - С. 86-87. 6. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-151с. 7. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Наука, 1969. - 397 с. 8. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособ. для вузов / С. Н. Цейтлин. - М.: Владос, 2000.- 240 с. 9. Эльконин, Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1998. - 234с. 10. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] / Л.П. Якубинский.- М.: Наука, 2006.- 264 с.